24.82M

Храмы Владимиро-Суздальской земли и Новгорода

1.

Храмы
Владимиро-Суздальской земли
и Новгорода
Урок-экскурсия
по мировой художественной
культуре

2.

3.

4.

Апсида [от греч. - свод], - полукруглая (иногда многоугольная) в плане
выступающая часть здания, перекрытая полукуполом или сомкнутым полу
сводом.

5.

Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в
русской архитектуре полукруглое или килевидное
завершение наружного участка стены (прясла),
воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к
ней
внутренний
цилиндрический
(коробовый,
крестовый) свод.

6.

Коко́шник — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в
виде ложной закомары.
Кокошники получили широкое распространение в русской церковной архитектуре
XVI и, особенно, XVII века. В отличие от закомар, имеют исключительно
декоративное значение (не отвечают формам сводов). Располагаются на стенах, у
оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники,
уменьшающимися кверху ярусами (один над другим или «вперебежку») покрывают
своды.

7.

Вид аркатуры на колоннах (декоративный мотив из небольших арок,
опирающихся на колонны).

8.

В храмовой архитектуре
прясла — вертикальные
части фасада,
разделённые лопатками
или пилястрами.

9.

10.

Лопа́тка — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и
капители, в отличие от пилястры.
Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального
членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для
усиления стены).

11.

Пиля́стра — вертикальный
выступ
стены,
обычно
имеющий (в отличие от
лопатки) базу и капитель, и
тем
самым
условно
изображающий
колонну.
Пилястра часто повторяет
части и пропорции ордерной
колонны, однако, в отличие
от неё, обычно лишена
энтазиса
(утолщения
ствола).

12.

Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая
служит основанием для купола.

13.

Бегуне́ц — вид орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего
на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно
обращенных вершинами вверх и вниз. Ряд кирпичей ставится наклонно в виде
зигзагообразной линии.

14.

Архитектурный словарь
Аркатурноколончатый поясдекоративный фриз в виде ряда
небольших одинаковых глухих арок.
Закомара- полукруглое или
килевидное завершение верхней части
стены, соответствующее форме
лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное
утолщение стены, отвечающее
конструкции здания. Лопатку более
сложной профилировки называют
пилястрой.

15.

Архитектурный словарь
Прясло - часть стены
здания от одного членения
пилястры или лопатки - до другого.
Кокошник – ложная
закомара. Представляет собой
полукружие с килеобразным
повышением в центре. Кокошник
располагается на стенах, сводах, у
основания шатров и барабанов
глав церковных зданий.

16.

«О светло светлая и
украсно украшена земля
Русская!
и многими красотами
удивлена еси… городы
великими,
селы дивными… домы
церковными…
Всего еси исполнена земля
Русская!»
Неизвестный автор
«Слова о погибели Русской
земли»

17.

Крупнейшим архитектурным центром на Руси
в XII-XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княжество

18.

Расцвет княжества пришелся на вторую половину XII – начало XIII в.,
когда его правителями были сыновья Юрия Долгорукого
Андрей и Всеволод

19.

Князь Андрей
Боголюбский
(1112 – 1174),
согласно летописи,
«сильно устроил»
город Владимир.
Он привлек в город
«купцов хитрых,
ремесленников
рукодельников
всяких».

20.

Древнерусское зодчество при наличии
большой монументальности характеризуется
чрезвычайной пластичностью форм,
ощущением их спокойствия и незыблемости,
соизмеримостью с размерами человека, его
масштабами и потребностями.
_______________________________________
______

21.

Характеристика архитектуры 13-14 вв
Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на средства
бояр и купцов или прихожан одной улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной
отделки позволяли в короткие сроки строить
экономичные сооружения, соответствовавшие
материальным возможностям и эстетическим
представлениям заказчиков.

22.

Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в
междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское
княжество.
В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается
возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись
каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота.
Одновременно закладывается собор Успения Богоматери. Это был
большой одноглавый храм.
В качестве строительного материала зодчие использовали
белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта
владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных
икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.
-----------------------------------------------------------------------------------------------

23.

________________________________
___
Характерной чертой, роднящей всю
архитектуру той поры, ,было органичное
сочетание архитектурных сооружений с
природным ландшафтом.

24.

Успенский собор во Владимире (1156-1160)
был заложен по велению князя Андрея,
а перестроен в правление князя Всеволода

25.

Особенно активно каменное строительство велось во
Владимире.
В строительную артель, кроме местных мастеров, входили
западноевропейские,
присланные
императором
Фридрихом Барбароссой.
Наиболее крупным объектом был Успенский собор города
Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.),
отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников
Северо-Восточной Руси.
Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных
размеров,
украшенный
роскошными
резными
перспективными
порталами,
аркатурно-колончатым
поясом, сложно профилированными пилястрами

26.


Успенский собор был свидетелем
быстрого расцвета ВладимироСуздальской Руси и ее
жесточайшего разорения
полчищами татаро-монгольских
захватчиков.
Именно в Успенском соборе
были составлены первые
владимирские летописи, у
алтаря Успенского собора
возводились на княжение
полководцы Александр Невский,
Дмитрий Донской и другие
владимирские и московские
князья.
В первой четверти 14 века
Успенский собор был главным
храмом Руси. Внутри
сохранились фрески мастеров 12
века, иконописцев 15 века
Андрея Рублева и Даниила
Черного.

27.

Нарядный декор храма стал характерным
для всего Владимиро-Суздальского зодчества этой эпохи

28.

Стены делятся на пять частей – прясел – плоскими тонкими
пилястрами, рельефные маленькие арки с колонками
образуют широкий аркатурно-колончатый пояс

29.

30.

Через два с половиной века после возведения храм был расписан
фресками великим художником Андреем Рублевым.
Долгие годы в храме находилась главная святыня православной Руси –
икона Владимирской Божией Матери

31.

Золотые ворота Владимира (1164) – торжественный въезд
и одновременно преграда на пути врага –
яркий пример крепостной архитектуры XII в

32.

Золотые ворота во Владимире являются редчайшим памятником
архитектуры.
Кроме Золотых ворот в древней городской крепости существовали
Серебряные, Медные, Оринины, Торговые и другие ворота.
Архитектура Золотых ворот во
Владимире
уникальна
для
средневековой Европы. Для Запада
были характерны только башенные
сооружения, выполняющие чисто
оборонительные функции.
Владимирские же Золотые ворота
были построены не только в
защитных
целях,
они
служили
главным парадным входом в город, а
так
же
имели
религиозное
назначение

церковь
Ризоположения была действующей.

33.

В 1237 г. Золотые ворота приняли главный удар татар.
Враги не смогли прорваться через ворота,
и вынуждены были проламывать крепостные стены

34.

35.

36.

Дмитриевский собор во Владимире
1194-1197 г.
Дворцовый храм, символизировавший
могущество «владимирского самовласца»
князя Всеволода Большое Гнездо.
Храм возведён на княжеском дворе и
освящённый в честь великомученика
Димитрия Солунского.
Канонический
пример
крестовокупольного
белокаменного
храма
владимиро-суздальской
архитектурной
школы. Знаменит своей белокаменной
резьбой. В 1992 году включён в список
памятников
Всемирного
наследия
ЮНЕСКО.

37.

Дмитриевский собор (1194 – 1197)

38.

Собор
одноглавый,
четырёхстолпный,
трёхапсидный.
Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями,
соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при
реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в
храм на богослужение.

39.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён
убранства, и на его фоне видны только резные порталы.
Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными
фигурами и орнаментом.
Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт
резьбой, которая заметна и на купольном барабане.
Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского
шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

40.

Ажурная вязь занимает больше половины стен храма

41.

Главная идея, выраженная в рельефах собора –
заступничество святых за владимирский народ и князей

42.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция
«Вознесение Александра Македонского на небеса».
Сюжет композиции не традиционен для православного храма,
однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра
Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов
— ужасных чудовищ.

43.

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены
украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических
и реальных животных.
Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной
скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество
геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров,
сцен охоты, борьбы зверей и т. п.
Мотивы рельефов:
- улыбающиеся львы;
- святой Никита избивает беса;
- царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
- грифон, терзающий зайца;
- охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
- скачущий всадник;
- птица Сирин борется с барсом;
- великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями и многие
другие

44.

45.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках,
является главной фигурой в убранстве и занимает центральное
место на всех фасадах.

46.

Верхняя часть постройки, над аркатурным поясом, обильно
декорирована резьбой. На наружных стенах собора большое
количество горельефов, занимающих верхнюю половину прясел.

47.

Дмитриевский собор называют памятником русского двоеверия,
соединившего
язычество
с
христианством.
Он украшен изумительной белокаменной резьбой: ангелы, птицы,
звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены
между
многослойными
лопатками.
Вся верхняя часть стен,
начиная
со
ставшего
обязательным
для
владимиро-суздальского
зодчества
аркатурноколончатого пояса, также
покрыта резьбой.
Под арочками колончатого
пояса
стоят
многочисленные святые, а
поля
закомар
заняты
сюжетными сценами.

48.

На другом фасаде совершенно
неожиданно
для
русской
традиции
расположен
портрет князя Всеволода с
сыновьями, маленького сына
князь держит на руках.
Выбор
этих
сюжетов
продиктован
назначением
собора

княжеского
домового храма, а также
желанием возвеличить его
могущественного заказчика.

49.

Князь Всеволод на троне с новорожденным сыном на руках.
Перед ним преклонили колени его другие сыновья.
Это семейный портрет заказчика храма.

50.

Скульпторы-резчики
Дмитриевского
собора
продумали
размещение изображений до малейших деталей. На самых видных
местах они поместили библейских персонажей и символы.
Чем удаленнее и труднее для обозрения участок стены, тем больше
на нем украшений, связанных с древнеславянской мифологией и
языческой верой.

51.

Техника кладки, декоративные
ложные арки на фасаде,
перспективные порталы и окна
заимствованы из романской
архитектуры
Скульптурное убранство
портала. Фрагмент.

52.

Аркатурный колончатый пояс

53.

54.

55.

Храм Покрова на Нерли (1165)

56.

Церковь Покрова на Нерли 1165г.
С военными походами владимирских
князей связана церковь Покрова на
Нерли, заложенная в километре от
Боголюбова (загородная княжеская
резиденция) у впадении Нерли в
Клязьму в память о сыне Андрея
Боголюбского Изяславе, умершем от
ран.
Часто этот храм сравнивают с образом
красной
девицы

отличие
от
Дмитриевского собора во Владимире –
воина-богатыря).
_______________________

57.

Место расположения храма уникально: Покровская
церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и
стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и
площадью около 23 соток, на котором
располагались и другие монастырские постройки.
Ранее около церкви было место впадения Нерли в
Клязьму (ныне русла рек изменили своё
положение). Церковь находилась практически на
речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных
торговых путей.
Обычный для древнерусских храмов бутовый
ленточный фундамент из пролитых известью
необработанных камней, заложенный на глубине
1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м,
которые были засыпаны глинистым грунтом
насыпного холма, облицованного белым камнем.
Таким образом, фундамент уходил на глубину
более 5 м. Подобная технология позволяла
противостоять подъёму воды при разливах реки (до
5 м).

58.

Фасады церкви разделены пилястрами, переходящими
вверху в полукруглые очертания закомар

59.

Каменные узоры придают зданию
особую красоту и очарование

60.

Удачно найденные пропорции,
тонкая
многоуступчатая
профилировка выступающих из
толщи стен лопаток с почти
отрывающимися от них колонками,
резные изображения под сводами
закомар делали церковь нарядной.
Впервые в аркатурно-колончатом
поясе
появились
фигурные
консоли в виде львов, барсов,
грифонов, звериных и женских
масок.
____________________
_____

61.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей
владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ
царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических,
и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих
ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из
самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви.
В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов,
представляющих целую галерею скульптурных портретов.
Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало
немалого времени и большого технического мастерства. Даже
простая обработка каменного блока предполагала более тысячи
ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и
резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам
исследователей должно было потребоваться около трех с половиной
тысяч человеко-дней.

62.

царь Давид в окружении
животных
Лев - персональный символ местных князей, начиная с Андрея Боголюбского - и до
сих пор остается на гербе Владимира.

63.

Храм Покрова на Нерли – гимн красоте
и гармонии человека с природой

64.

Дмитриевский собор – высшее достижение
владимиро-суздальского строительного искусства

65.

Церковь Бориса и Глеба
в Кидекше под Суздалем (1152 г)

66.

67.

68.

Успенский собор был задуман как кафедральный, главный храм всей
Руси. Возводили храм мастера всех русских земель и иноземцы.
Своды храма поддерживаются
шестью столпами, а золоченый
шлем
увенчал
главу,
вознесенную почти на 5 метров
выше Киевской Софии (32,3 м.).
В северной галерее Успенского
собора захоронены его строители князья
Андрей
Боголюбский
и
Всеволод Большое Гнездо.

69.

В 1161 году греческие изографы
расписали стены собора, а три года
спустя в него была перенесена
Чудотворная икона Божией Матери.
С тех пор образ получил название
Владимирской
иконы
Божией
Матери.

70.

В 1810г. рядом с собором была построена колокольня, завершающаяся
высоким золоченым шпилем. В 1862 г. между колокольней и
Успенским собором был построен Георгиевский придел, с севера
слившийся с нижним ярусом колокольни.

71.

«Господин Великий Новгород» в XI в. –
важный политический и торговый центр

72.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050)

73.

74.

75.

«Где святая София, там и Новгород»

76.

Скупость декора, строгость и монументальность форм,
выразительная пластичность,
живописная фактура стен

77.

Памятниками уходящей княжеской эпохи стали
грандиозные соборы, построенные в начале XII в:
Николо - Дворищенский собор
Собор Рождества Богородицы
в Антониевом монастыре

78.

Георгиевский собор Юрьева монастыря (XII в)

79.

80.

Церковь Спаса на Нередице (XII в)

81.

С востока к храму пристроены три апсиды:
большая центральная и две небольшие боковые,
как мать с двумя детьми-одногодками

82.

Неровность
плоскостей,
скошенность углов,
кривизна линий,
округлость форм
придают храму
редкое очарование

83.

84.

Список использованной литературы
• Гольдштейн А.Ф. Зодчество: Книга для учащихся старших
классов. М., 1979.
• Дмитриева Е.В. Россия. Учебник для средней школы.
СПб.; КОРОНА принт, 2002.
• Любимов Л. Искусство Древней Руси: Книга для чтения.
М., 1974.
• Мировая художественная культура. 11 кл.: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений/
Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук», 2000.
• Рябцев. Ю.С. История русской культуры. Художественная
жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС,
1997.
English     Русский Правила