Тема: Культура Руси 16-17 в
892.30K
Категория: КультурологияКультурология

Культура Руси 16-17 в

1. Тема: Культура Руси 16-17 в

Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
ТЮМЕНЬ
2019

2.

Создание единого государства и усложнение системы управления
усилили потребность в грамотных людях. В 1564 г. произошло важное
событие — основание книгопечатания. Бывший диакон одной из
кремлевских церквей Иван Федоров издал в Москве первую печатную
книгу Апостол. Позднее, переехав во Львов, Федоров напечатал там
«Букварь». Печатная книга создавала почву для развития образования. В
XVII в. бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. В Москве
работали две мастерские по изготовлению бумаги, но они не обеспечивали
потребностей книгопечатания, поэтому бумагу привозили из Франции и
Голландии.
В XVI в. была проведена кропотливая работа по сбору и составлению
единых летописных сводов. Так возникли огромные Никоновская и
Воскресенская летописи, украшенные множеством иллюстраций. Настоящим событием в распространении знаний стало издание первого печатного исторического труда — «Синопсиса» (с греч. — обзор,
описание). Написанный под руководством киевского ученого, монаха
Иннокентия Гизеля, «Синопсис» включал историю Руси с древнейших
времен. Еще в XVIII в. он оставался единственным печатным пособием
для изучения истории.

3.

Апостол, напечатанный И. Федоровым
и П. Мстиславцем. Москва. 1563-1564
гг.

4.

Полезным изданием считалась «Торговая книга». Она содержала разные сообщения о странах, с которыми московские купцы вели торговлю. С
XVII в. для царя и его окружения в Посольском приказе составлялись
«Куранты» — что-то наподобие рукописной газеты с новостями о событиях
за границей.
В XVII в. в Москве проживало немало выходцев с украинских и белорусских земель. Они принесли с собой западную просвещенность и
открыли в Москве несколько частных школ. Их деятельность подготовила
основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с ученымигреками братьями Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение
в Московском государстве, открытое для людей «всякого чина, сана и
возраста».
Постепенное освобождение литературы от церковного влияния
сказалось на популярности сатирических произведений. В повестях о
«Шемякином суде» и «Ерше Ершовиче» высмеивались несправедливый
суд и продажные судьи. Выходец с белорусских земель Симеон Полоцкий,
выпускник Киево-Могилянской и Виленской академий, положил начало
стихосложению.

5.

Церковь Вознесения в Коломенском. Храм Василия Блаженного. XVI в.
1532 г.

6.

Значительные изменения произошли в архитектурном искусстве, призванном прославлять силу и величие государства. В селе Коломенском была
выстроена шатровая церковь Вознесения — подлинный шедевр зодчества.
Венцом архитектуры XVI в. стал знаменитый Покровский собор — храм
Василия Блаженного на Красной площади в Москве, возведенный в честь
взятия Казани.
Тяга к праздничной торжественности нашла отражение в перестройке
башен Московского Кремля, увенчанных в XVII в. каменной резьбой.
Непревзойденные сооружения создавались в деревянном зодчестве. Дивной
красоты дворец в подмосковном царском селе Коломенском состоял из 270
комнат с 3000 окон. За его резное обрамление, выполненное белорусскими
мастерами, современники называли дворец «восьмым чудом света».

7.

Симон Ушаков. Архангел Михаил.
Икона. 1676 г.

8.

Живопись развивалась в традициях иконописания. Лучшие художники
Московского царства работали в Оружейной палате Кремля, своеобразном
художественном центре страны. Наиболее значительным художником XVII
в. считается Симон Ушаков — мастер изображения человеческого лица,
основатель целой художественной школы.
По всей Московии бродили скоморохи и кукольники с любимцем
зрителей — Петрушкой. Власти называли такие представления «сатанинскими играми» и запрещали их. Но сделать ничего не могли: каждое
появление бродячих артистов привлекало народ. Менее значительными,
по сравнению с предыдущими веками, были изменения в быту. Новые
явления проникали только в дворянскую верхушку, в ее жилищах
появились европейские предметы роскоши и комфорта.
English     Русский Правила