Конфуцианство
Немного о древнем китае
Конфуцианство
Источники информации
2.42M
Категория: ФилософияФилософия

Конфуцианство. Немного о Древнем Китае

1. Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО
Над презентацией работал Королев Михаил;
ДКД – 102

2. Немного о древнем китае

Н Е М Н О ГО О Д Р Е В Н Е М К И ТА Е
Интересный факт: Китайцы, которые начали раньше всех в мире изучать
статистику, никогда не вносили в нее сведения о количестве человек в той или
иной вероисповеди, всегда считали по ртам. При этом число буддийских или
даосских монахов, в известные периоды частенько появляются на страницах
истории этих религий. Все дело в том, что число буддиство и даосов
подсчитывалось по числу монахов этих религий, в то время как конфуцианцев
считали по количеству чинов.

3.

В Китае не было четкого деления на принадлежность к религии: случись кому
познакомиться с той или иной религией через книгу, посоветует ему кто или она
ему просто больше понравилась, к той он, пожалуй и примкнет. Но может он
никогда и не примыкать, может в любое время покинуть данную религию и
примкнуть к другой. Привязанность к религии тоже не была очень сильной, да и
в чем собственно выражалась эта привязанность? Достаточно было зайти в
любую курильню, сжечь грошовую пачку курильных свеч, или познакомившись с
каким-нибудь монахом, зайти к нему, выпить чаю, поболтать, послушать о
религии и дать пару медных. Вот собственно и все.

4.

В те времена, чтобы человек участвовал в богослужении вместе со жрецами,
читал молитвы, подобного никогда не было. Естественно никто не будет
требовать с человека доказательств или заявлений о принадлежности к какойнибудь религии. Также были немыслимы требования со стороны закона,
общества, или наконец самой корпорации жрецов взысканий за отступничество.
В трех основных религиях Китая не было фразы “стыдно изменять вере своих
предков” и ей подобных, как было на Западе.
Еще можно скорее всего сказать, что все жители Китая – Конфуцианцы.

5.

Конфуцианские идеи, и изречения проникли во все слои общества,
конфуцианские обычаи – при рождении, совершеннолетии, свадьбах, похоронах
приняты, пусть и с изменениями всеми. Но само уже упоминание о том, что
конфуциане принимают другие религии, дает понять, что эта религия также
никого не обязывает.
Теперь, пожалуй пора познакомиться напрямую с конфуцианством.

6. Конфуцианство

КО Н ФУ Ц И А Н С Т В О
Конфуцианство – это Китайское этико-политическое учение, авторство которого
приписывается древнекитайскому мыслителю Кон-цзы (около 552-478г. до н.э.).
Мудрец, имя которого носит эта Китайская религия, был учителем из рода Кон,
откуда и произошло Кон-цзы, а также неправильное Кон-фуцзы, давшее начало
имени Конфуций. История его жизни хорошо известна и описана в
многочисленных Китайских источниках (правда понять что верно, а что ложно
проблематично).Кон-цзы, происходивший из знатного рода, ребенком потерял
отца и вырос в неблагоприятных условиях. Он был вынужден долгое время
состоять на службе у представителей богатого рода.

7.

Жизнь его протекала среди политических смут. Государственная власть была
слаба и ограничевалась небольшой областью. Сам Кон-цзы характеризовал то
время как период общественной распущенности и ожесточения нравов. Но
отказаться от выполнения долга казалось ему невозможным, так как по его
мнению, мудрость состоит не в отречении от мира и аскетизме, а в проведении в
жизнь истинных принципов государственной жизни. В молодости он совершил
путешествие, во время которого познакомился с престарелым мудрецом Лао-цзы
(автором книги “Дао-де дзин”, которая послужила причиной возникновения
даосизма, также эта книга считается одной из самых сложных для понимания в
мире).

8.

Возможно встреча Конфуция с Лао-цзы оказала влияние на всю последующую
деятельность первого. За время своей жизни он был даже министром, но не
долго. Он не раз бывал в изгнании, возвратился же на родину уже в возрасте 70
лет. Последние годы он посвятил науке. Конфуций по его собственным словам,
не претендовал на оригинальность, выступая хранителем мудрости “золотого
века” – древности. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж,
улучшить нравы народа и сделать его счастливым.

9.

Конфуций

10.

Кон-цзы является первым собирателем священного предания китайцев. В своих
изречениях он прославил превосходство религиозных воззрений, доказал их
пользу и придал им такую форму, в которой они сохраняются до сих пор. Себя
Конфуций называл проповедником старинной мудрости. Он не только выписал
древние обычаи но и выделил главные, приносящие пользу современникам.
Занятие же теологическими вопросами он расценивал как бесполезную трату
времени: если мы не знаем людей, как можно познать духов? Он был чужд всего
таинственного и насквозь проникнут сознанием важности нравственных
обязанностей человека, в которых он совершенствовался всю свою жизнь.

11.

Идеал человека в представлении Кон-цзы был именно идеалом: это мудрец,
занимающийся только наукой, полный набожности и смирения, кроткий и
справедливый, не придющий никакого значению суждениям света, постоянно
занятый самовоспитанием. Его главное правило – не делай другому того, чего не
желаешь себе. Он разработал систему, венцом которой служат семейные
отношения и государственное устройство; мир и счастье страны – высшая цель
добродетели. Социальные отношения представлены следующими
обязанностями: сыновнее почтение к родителям, долг повиновения младшего
брата старшему, долг повиновения жены мужу, повиновение подчиненного
начальнику, верность в дружбе.

12.

Многие предписания созданные Кон-цзы, касаются политики. Он считал, что
надо заботиться о благоденствии народа и его образовании. Начальники
должны доставлять пропитание народу, сохранять в порядке
оборонительные средства и стараться приобрести доверие народа.
Государство благоденствует, если каждый его член находится на своем
месте: государь правит, министр управляет делами, отец исполняет
обязанности отца, а сын – сына. Правители должны действовать не
наказанием, а примером. Кон-цзы был уверен, что такие порядки существовали
в древности и надо только вернуться к ним.

13.

Конфуцианство самостоятельно дошло до мысли, что только хорошо, что
сохраняет на себе тип древности, только в древнее время были хорошие образцы,
хорошие люди. Конфуцианство выставляет в пример таких правителей как Яо,
Шунь, династия Ванов, Тань, Вэнь и У. При этих государях все было хорошо
устроено, они правили спустя рукава и каждое их изречение, есть комментарий
на всю жизнь, закон для будущих веков. Понятно, что такой взгляд весьма плохо
гармонирует с прогрессом, но очень хорошо поддерживает стабильность.
Еще, интересное замечание, везде, чем народ позже составляет свою историю,
тем к большей древности они возносят ее начало.

14.

Сначала они начали отсчитывать историю при правителе – Яо (2357г. До н.э.),
позже, во втором веке до н.э., Сыма-Цянь уже вводит Хуанди (2697г. До н.э.),
позднее является Фу-си (2952г. До н.э.), наконец еще позже, древность считается
уже миллионами.
Иероглиф конфуцианства

15.

Влияние Кон-цзы было громадным: своим учением и примером он тесно связал
между собой религию и образование, придав званию ученого очень высокий
статус. Сначала его чтили под именем государя, потом как “совершенного
мудреца”, “владыку без трона”.
Культовую же (собственно религиозную) основу конфуцианства составили
заимствованные первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и
почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного
первопредка Шан-ди – “Сына Неба”. Последний стал ассоциироваться с Небом
как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на земле
(отсюда и название страны – “Поднебесная”).

16.

Главным источником конфуцианских идей является текст за авторством Лунь Юйя –
“Беседы и суждения” . Этот текст состоит из различных высказываний мыслителя,
собранных учениками после его смерти. Главный акцент “Бесед и суждений’ – на
гуманизме и этике, а не на метафизике. Текст отражает ранние и наиболее
фундаментальные конфуцианские идеи.
Теперь поговорим о возникновении конфуцианства. Многие, кстати могут
засомневаться, является ли конфуцианство религией? В этом плане каждый должен для
себя решать сам, но если определять религия ли это или нет по признаку древности, то
конфуцианство будет одной из древнейших, ведь оно возникло еще при зарождении
Китайской цивилизации, которую почитают как древнейшую в мире.

17.

Древность в большинстве своем играет столь же важную роль, как и сама
религия, и даже служит ее основанием. При всем нашем новейшем
превосходстве над древним миром, мы все еще ищем тайны в глубокой
древности, не только в области истории человечества, но даже в области
физической природы. Возможно, эта археологическая привязанность, является
одной из причин антогонии между наукой и религией.

18.

Как итог, на протяжении столетий учение Конфуция было не
только принято правителями Китая, но и широко
распространилось среди правителей соседних стран. Учение
Конфуция обращено к правителям, которые желают установить и
укрепить порядок в обществе, а его идеи об образовании легли в
основу китайской государственной службы. Конфуция почитали и
почитают намного выше, чем кого бы то ни было за всю историю
Китая.

19. Источники информации

И С Т ОЧ Н И К И И Н Ф О Р М А Ц И И
Философия эпохи Хань: учебное пособие
Автор - Анашина М. В.; Год - 2013
Религиоведение: учебное пособие, Ч. I
Автор - Соболев Ю. В.; Год – 2012
Религии Востока: Конфуцианство, Буддизм и Даосизм.: монография
Автор - Васильев В. П.; Год – 1873
Религиоведение: учебник
Автор - Лобазова О. Ф.; Год - 2017
English     Русский Правила