Конфуцианство проникло во все поры общественной жизни и определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и
2.45M
Категория: ФилософияФилософия

Идеи Конфуция в древнем и современном Китае

1.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
«Идеи Конфуция
в древнем и современном Китае»
Проект подготовили:
ММЛ класс 5-2
А.Усманова, Е.Никитенко,
К. Морозова, К. Игнатова, Д. Ракитина

2.

3.

Сегодня Китай активно возвращается к своим
духовно-идеологическим истокам,
то есть конфуцианству — идеологии, с принятия которой
на государственном уровне и началось в свое
время становление Китая как великой державы Дальнего Востока.

4.

Проект «Идеи Конфуция в древнем и
современном Китае»
Цель – определить основные идеи Конфуция и их роль в древнем
и современном Китае.
Задачи:
1.Познакомиться с биографией Конфуция;
2.Познакомиться с основными идеями конфуцианства;
3. Рассмотреть, как использовались идеи конфуцианства в древнем Китае и
чем интересны они для властей современного Китая?

5.

Конфуций - древний мыслитель
и философ Китая.
Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū),
но в литературе часто именуется Кун-цзы,
Кун Фу-Цзы («учитель Кун»)
или просто Цзы — «Учитель».
Родился:
28 сентября 551 г. до н.э.
Умер:
479 г. до н.э.

6.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОНФУЦИЯ
Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный
путь описал в нескольких строчках:
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду ото лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и
не нарушал Ритуала».

7.

КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИАНСТВО - этико-философское учение, разработанное Конфуцием, и развитое
его последователями.
В Китае это учение известно под названием «школа учёных книжников»
или «школа образованных людей».
Цель конфуцианства - создать общественный порядок, основанный на этике и
культуре личности, достичь политической гармонии путем развития внутренней гармонии
самого человека.
До сих пор конфуцианство служит источником, питающим культуру Китая
и во многом определяющим лик китайской нации.

8.

ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА

CI服从
ЖЭНЬ
ДИ

ВЭНЬ
礼 [禮]
ЛИ
正名
ЧЖЭН-МИН
君子
钟奉献
ЦЗЬНЬ-ЦЗЫ
ЧЖУН

9.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА
«ЖЭНЬ» - гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
• «ЛИ» - почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий
человек предъявляет требования к другим».
• «ЧЖЭН-МИН» - исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между
людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности.
«Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
• «ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными,
но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью.
• «ВЭНЬ» - образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и
не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.
• «ДИ» - повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают.
Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов.
Если человек добр, он может использовать других».
• «ЧЖУН» - преданность государю, нравственный авторитет правительства.
Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения.
«Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

10.

ШИ-САНЬЦЗИН
Основа - «Пятикнижие» («Уцзин»):
*«Ицзин» (« Книга перемен» ),
*« Шицзин» (« Книга песен и гимнов»),
*« Шуцзин» (« Книга истории»),
*«Лицзи» («Записки об обрядах»),
*«Чунцю» («Летопись весны и осени»).
В годы правления династии Тан (618–907) к «Пятикнижию» были добавлены книги:
*«Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),
*«Цзочжуань» (« Хроника господина Цзо Цю-мина»),
*«Или» («Книга об этикете и обрядах»),
*«Гунъян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао»),
*«Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).
В 827–840 гг., в годы правления императора Вэнь-цзуна, были включены: «Сяоцзин» («Канон сыновней
почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»),
а в северо-сунский период (960– 1127) – «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).
«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона.

11.

КОНФУЦИАНСТВО
Конфуций
Реалистическая линия
развития
Сюнь-цзы
Ортодоксальное учение
(«Школа канона древних
знаков»)
Идеалистическая линия
развития
Мэн-цзы
Неортодоксальное учение
(«Школа канона
современных знаков»)
Дун Чжуншу
Неоконфуцианство

12. Конфуцианство проникло во все поры общественной жизни и определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и

философскую мысль, выработав
определённые стереотипы в сознании
народа, в особенности среди
просвещенных слоев общества.

13.

14.

15.

День рождения Конфуция в Поднебесной

16.

ИДЕИ КОНФУЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
* преподавание гуманитарных дисциплин в школах ведется по методике средневековых
конфуцианских учреждений;
*использование принципа «золотой середины» для того чтобы не вызвать больших
потрясений в стране;
*аналог демократии: назначение по заслугам, а не по родовитости,
управлять государством должны те, кому народ доверяет;
*ориентированность на морально-этические вопросы, ведь основой государства
по Конфуцию является благородный муж;
*решение ряда частных проблем — например, распада традиционной
китайской семьи, к которому привела политика контроля рождаемости;
*использование принципов обучения, применяемых Конфуцием в школе:
- уважение к ученику;
- принятие учеников такими, какие они есть;
- собственный пример — основа воспитания;
- терпимость;
- единство учения и жизни;
- равенство всех людей как учеников;
- отказ от принуждения.

17.

18.

Не будучи религией, в полном смысле этого слова,
конфуцианство стало большим нежели,
чем просто религия.
Конфуцианство - это также и политика,
и административная система,
и верховный регулятор экономических
и социальных процессов,
словом, основа всего китайского
образа жизни, принцип организации
китайского общества,
квинтэссенция китайской цивилизации.

19.

20.

Источники информации:
http://sr.artap.ru/konfucianism.htm
http://thezis.ru/konfutsiy-takoi-molodoi.html
http://old.dvfu.ru/struct/institute/orient/HTML/hongmay/religion/konfuc.htm
http://www.diplom-dissertacia.ru/school/confucianism.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B9
http://www.voeto.ru/nuda/ya-vibrala-etu-temu-potomu-chto-konfucij-bil-interesen-dlya-me/main.html
https://sinosophia.wordpress.com/2009/04/26/shisanjing/
http://lektsii.com/1-80675.html
English     Русский Правила