Го́тика 
Происхождение термина
Готический собор – образ мира
Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест.
Поперечный разрез готического собора
Схема кладки каркаса готического свода
Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию,
Скульптура
Витражи
Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс
Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс
Собор в Шартре, Франция
Собор в Шартре, Франция
Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен
Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен
Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен
Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.
Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.
Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века
Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века
Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века
Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага
Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага
Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIIIв.,Франция, остров Сен Мишель
Кёльнский собор. Германия, Кёльн
Кёльнский собор. Германия, Кёльн
Кёльнский собор. Германия, Кёльн
Сокровища искусства в Кельнском соборе
Церковь Девы Марии. Польша, Краков
Глостерский собор. Великобритания, Глостер
Собор Санта-Мария. Испания, Севилья
Собор Санта-Мария. Испания, Севилья
Ульмский собор. Германия, Ульм
Ульмский собор. Германия, Ульм
6.49M
Категория: ИскусствоИскусство

Архитектура Готика

1.

Архитектура Готика__
МОУ Ильинская СОШ. Учитель
ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

2. Го́тика 

о
Го
тика 
• Гоотика — период в развитии средневекового искусства, 
охватывающий почти все области материальной культуры и 
развивающийся на территории Западной, Центральной и 
отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на 
смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика
зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она
распространилась на территорию современных Германии,
Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла
позднее, с большим трудом и сильной трансформацией,
приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV 
века Европу охватила так называемая интернациональная 
готика. В страны Восточной Европы готика проникла
позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI
века.

3. Происхождение термина

• Слово происходит от итал. gotico — непривычный,
варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот
стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в
качестве бранного. Готика завершила развитие европейского
средневекового искусства, возникнув на основе достижений
романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса)
искусство Средневековья считалось «варварским».
Готическое искусство было культовым по
назначению и религиозным по тематике. Оно
обращалось к высшим божественным силам,
вечности, христианскому мировоззрению.
• Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю
готику, Период расцвета, Позднюю готику.

4. Готический собор – образ мира

ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР – ОБРАЗ МИРА

5. Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест.

6.

• « Собор - это не только красота,
которой мы не можем не
восхищаться. Даже если для вас это
уже не наставление, коему надлежит
следовать, то, во всяком случае – это
книга, которую надо понять.
Портал готического собора – это
Библия.»
Марсель Пруст 

7. Поперечный разрез готического собора

первоначальная гармоничная уравновешенность
горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все
больше уступает место устремленности здания ввысь,
стремительной динамике архитектурных форм и
ритмов.

8. Схема кладки каркаса готического свода

Главным новшеством, введенным зодчими готического
стиля, является каркасная система. Исторически этот
конструктивный прием возник из усовершенствования
романского крестового свода.

9.

Оценив достоинства
такого свода, готические
зодчие проявили
большую
изобретательность в его
разработке, а также
использовали его
конструктивные
особенности в
декоративных целях.

10.

• Интерьеры готических соборов не только грандиознее и
динамичнее интерьеров романского стиля — они
свидетельствуют об ином понимании пространства. В
романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный
корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами
теряют свою жесткую определенность.

11.

• Как во внутреннем, так и особенно во внешнем
убранстве соборов значительное место принадлежало
пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч
скульптурных композиций, отдельных статуй и
украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на
капителях непосредственно срастаются со структурой
здания и обогащают его художественный образ.

12. Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию,

Совершенство форм храма Божьего на земле должно было
символизировать небесную гармонию. Работая на эту
идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую
весомую грубость камня. Камень как материал был
доведен до предела нематериальности. Тяжелый и
твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.

13. Скульптура


Порталы и алтарные преграды готических
соборов сплошь украшены статуями,
скульптурными композициями,
орнаментами, фантастическими фигурами
зверей («химерами»). Застылость и
замкнутость романских скульптур сменились
подвижностью, ритмическим богатством
пластики фигур, их обращенностью друг к
другу и к зрителю.

14.

15.

Портал
Первостепенное значение
придавалось декору
главного – западного –
портала собора.
Для него была выработана специальная
иконография, цель которой представить
христианскую концепцию мира.

16.

Портал
Центральный портал
западного фасада, как
правило, посвящался Христу,
иногда Мадонне; правый
портал обычно — Мадонне,
левый — святому, особенно
чтимому в данной епархии.
На столбе, разделяющем двери центрального портала на две
половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая
статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто
изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на
откосах стен портала помещали монументальные фигуры
апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей,
ангелов.

17.

• Большие изменения претерпел и орнамент,
укращающий капители. Геометрические
формы орнамента капителей, восходящие к
«варварской» плетенке, и античный по
своему происхождению аканф почти
полностью исчезают. Мастера готики смело
обращаются к мотивам родной природы:
капители готических столбов украшают
сочно моделированные листья плюща, дуба,
бука и ясеня.
art-otkrytie.narod.ru

18. Витражи


Внутреннее пространство собора — с
многочисленными архитектурными и
скульптурными украшениями, светом,
льющимся сквозь стекла витражей, —
создает образ небесного мира.

19.


Замена глухих стен огромными окнами привела к
почти повсеместному исчезновению монументальных
росписей, игравших столь крупную роль в романском
искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж —
своеобразный вид живописи, в котором изображение
составляется из кусков цветных расписанных стекол,
соединенных между собой узкими свинцовыми
полосами и охваченных железной арматурой.
Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли
внутреннее пространство собора светом, окрашенным
в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный
художественный эффект.

20.

21. Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс

Собор Нотр-Дам в Реймсе,
1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс

22. Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс

Собор Нотр-Дам в Реймсе,
1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс

23.

Собор Нотр-Дам в Реймсе,
1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс
Собор настолько выше всего
окружающего, что главная масса его
рисуется на фоне проходящих мимо
облаков и в такие минуты точно
движется. Самый высокий собор во
Франции - величественный памятник
зрелой готики королевской власти и
могущества. В Реймсе короновались
французские короли.

24.

Витраж Роза над порталом собора

25. Собор в Шартре, Франция

Собор Нотр Дам в Шартре. Общий вид

26. Собор в Шартре, Франция

Витраж
Богоматерь с
младенцем.

27. Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен

Собор Нотр-Дам в Амьене,
нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен
Это истинный шедевр
готической архитектуры
13 века. Мог вместить всё
население Амьена 10000
человек. За основу
проекта был взят
Шартрский собор.
Строительство началось
одновременно с
Реймским собором.

28. Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен

Собор Нотр-Дам в Амьене,
нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен
На фасаде выделяются 3 портала и
галерея со скульптурами в нишах.
Башни несимметричны: северная
выше южной. На центральном
портале сохранилась скульптура
Христа, попирающего льва и химеру
- символы смерти. Скульптурные
украшения трех порталов
посвящены трем темам: 1.
Страшному суду; 2. Деве Марии; 3.
св. Фирмину - 1-му епископу города.
Стены храма лишены убрансва, их
опоясывает только рельефная
гирлянда.

29. Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен

• Внутри храма находится колоннада
высотой 18 м, что создает
впечатление простора свободного
пространства. Сохранились
деревянные скамьи для молящихся,
изготовленные в 16 в. Скамьи
покрыты рельефами на темы
Ветхого Завета, изображено 4500
фигур. Окна-розы выполнены в виде
8-липесткового цветка шиповника
высотой - 12 м. Самая светлая частью
собора -алтарь, освещенный
высокими стрельчатыми окнами.
Длина собора - 145 м, ширина - 59м.

30. Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.

31. Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.

• Самый большой по площади
(длина 158 м, ширина 93 м, вмещает до 40 тыс. человек)
Самый большой по высоте центрального нефа (46,8 м)
• Единственный мраморный готический собор в мире. Над
его алтарем находится одна из ценнейших христианских
реликвий: гвоздь от распятия Спасителя. Собор украшен
2245 статуями, среди которых 3-метровая статуя Мадонны
из бронзы с позолотой — здесь верят в то, что Дева Мария
избавила женщин города от бесплодия. По закону ни одно
здание в Милане не должно заслонять ее скульптуру. Закон
был нарушен при строительстве небоскреба «Пирелли» —
и в 2002 году в башню врезался небольшой самолет.

32. Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века

Шедевр ранней
французской
готики. Первый
камень в
основание нового
здания заложил
римский папа
Александр III.

33. Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века

• В храм ведут три входа-портала,
обрамленных уходящими в
глубину арками, над ними
находятся ниши со статуями
библейских царей и
французских королей. Это было
самое большое здание того
времени - 5 нефная базилика
вмещала 9000 человек.
Красивейшая часть собора западный фасад, где находится
окно-роза, сделан в 1220 г.
Высота собора 35 м, длина - 130
м.

34. Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века

35. Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага

Именно в расцвет готического
искусства чешским королем
становится германский император
Карл IV (1347-1378). Он поощрял
науки, искусство, основал
Университет в столице Чехии
городе Праге. При нем город
фактически был отстроен заново. В
то время в городе работал
архитектор Пётр Парлеж (13301399), который принял участие в
создании грандиозного собора
Святого Вита (1344-1929) в
Пражском Граде (Кремле).

36. Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага

• Собор Святого Вита – выдающееся
произведение не только чешской, но и
западно-европейской архитектуры. Он
является духовной, художественной и
национально-исторической святыней
Чехии: здесь погребены чешские
короли, хранятся коронационные
регалии чешского государства. Фасады
собора украшает обильная каменная
резьба. Над порталом южного фасада
расположена мозаика «Страшный суд» самая ранняя чешская мозаика из
сохранившихся. Каменные фигуры
химер украшают водостоки

37. Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIIIв.,Франция, остров Сен Мишель

38. Кёльнский собор. Германия, Кёльн

На протяжении шести веков
жителей Кельна объединяла одна
цель — построить Кельнский собор.
В Кельне, одном из самых богатых
и политически значимых городов
тогдашней Германии, считали
нужным, следуя примеру Франции,
иметь свой кафедральный собор —
и его масштабы должны были
затмить все остальные храмы.

39. Кёльнский собор. Германия, Кёльн

Строительство длилось до 16 в.
Здание представляет собой 5нефную базилику, с планом в виде
латинского креста, украшен
множеством арок, ажурной резьбой,
стрельчатыми окнами. Башни
западного фасада, высотой 157 м.,
увенчаны ажурными шпилями из
кованого железа. В годы 2-й
мировой войны был поврежден
бомбардировкой, однако уже в 1948
г. открыт сразу после завершения
первоочередных ремонтных работ.
Собор имеет в длину 144 м., в
ширину - 54 м.

40. Кёльнский собор. Германия, Кёльн


Самый большой колокол
Самый большой действующий колокол Западной Европы
(«Петер», 24 тонны, отлит в 1923 году)
Кроме гигантских колоколов собор отличается единством
стиля, исключительным для больших готических соборов:
ведь они строились веками. Но архитекторы Кельнского
собора с истинно немецкой пунктуальностью
придерживались первоначального плана. В соборе хранится
одна из самых драгоценных реликвий христианства — рака
святых волхвов. Мощи волхвов подарил кельнскому
правителю Рональду фон Расселю император Фридрих I
Барбаросса в благодарность за помощь при взятии Милана.
Саркофаг для них из серебра, золота и драгоценных камней
изготавливался в течение 10 лет.

41.

Легенда гласит…
    Одна из версий создания Кельнского
собора — храма культуры искусства
и религии — такова: архитектор
никак не мог придумать чертеж
будущего собора. Однажды к нему
явился дьявол и предложил обменять
душу на этот чертеж. А все это
должно было произойти после
первых петухов. Архитектор был в
безвыходном положении и согласился.
Но это подслушала его жена и
придумала, как уберечь душу своего
мужа и заполучить чертеж здания.
Она встала рано утром и
прокукарекала вместо петуха, тем
самым сумев сохранить душу мужа, а
он, в свою очередь, получил заветный
чертеж.

42. Сокровища искусства в Кельнском соборе

43. Церковь Девы Марии. Польша, Краков

• Самый большой готический алтарь
(высота 13 м, ширина 11 м)
• Из-за позолоченного липового 
алтаря мастера Фейта Штоса чуть 
не перессорились лидеры Третьего 
рейха. Во время Второй мировой 
войны захватчики вывезли 
драгоценный алтарь из Кракова и 
спрятали, но в 1946 году главный 
польский памятник готического 
искусства был обнаружен и 
возвращен на место. 

44.

Церковь Девы Марии. Польша, Краков
С церковью связано
множество легенд.
По самой известной, сигнальщик,
стоявший на башне, увидел
приближающееся войско Батыя и
затрубил, но тут в горло ему
вонзилась татарская стрела. В
память об этом каждый час с
башни трубят на все четыре
стороны сигнал тревоги,
обрывающийся на высокой ноте.
Этот звук стал в Польше сигналом
точного времени.

45. Глостерский собор. Великобритания, Глостер


Глостерский собор. Великобритания, Глостер
Глостерский собор — первый
дошедший до наших времен с
веерным сводом. Он хорошо известен по
фильмам о Гарри Поттере: именно этот
собор обернулся на экране школой
Хогвартс. Некоторые прихожане были
крайне недовольны тем, что в храме станут
снимать фильм о чародействе, но
духовенство сочло, что большой беды не
будет. Тем не менее 24 прочнейших
витража XIX столетия в аркаде собора были
расколочены неизвестными, очевидно, в
знак протеста против съемок. Это самый
большой ущерб, нанесенный зданию за все
девять веков его истории. Уникальный
витраж восточного фасада не пострадал.

46.

Глостерский собор. Великобритания, Глостер
Самый большой витраж
(большое окно восточного 
фасада, по существу, 
заменяет наружную стену — 
высота 23,8 м, ширина 11,6 м)

47.

Винчестерский собор. Великобритания, Винчестер
• Самый длинный готический неф (169 м)
• Винчестерский собор любопытен не только 
хорами и захоронениями саксонских королей, 
но и росписями современного русского 
иконописца Сергея Федорова. В России 
Федоров расписывал Свято-Данилов 
монастырь, а в Англии кроме Винчестерского 
еще Рочестерский собор и Вестминстерское 
аббатство. Все его работы абсолютно 
православные, что, мягко говоря, необычно 
для англиканских храмов. Прекрасный сад, 
разбитый вокруг собора, — дело рук 
отошедшего от дел британского разведчика 
Питера Смитерса (прототип Бонда). Главным 
увлечением шпиона оказалось садоводство, в 
котором он и стал изрядным авторитетом.

48. Собор Санта-Мария. Испания, Севилья

• Многие христианские храмы по плану 
крестообразны, но Севильский собор имеет 
прямоугольную форму, так как его строители 
использовали фундамент и разметку 
разрушенной мечети IX века. Этим влияние 
мавританской архитектуры не ограничивается: 
114-метровая колокольня Хиральда есть не что 
иное, как минарет, построенный в 1196 году 
по приказу халифа Абу Юсуфа Якуба альМансура. Подъем на него не имеет ступеней 
— вымощенная брусчаткой дорога проходит 
внутри башни. Сделано это для того, чтобы 
можно было прогарцевать наверх на лошади. 
В самом соборе кроме драгоценного алтаря, 
3-метровой серебряной дарохранительницы, 
множества скульптур и гигантского органа, 
находятся картины Мурильо, Веласкеса, 
Сурбарана и Гойи.

49. Собор Санта-Мария. Испания, Севилья


Самый дорогой алтарь
Самое дорогое в мире
алтарное украшение 
(1000 фигур, на 
изготовление 
потребовалось  3   тонны 
золота)

50. Ульмский собор. Германия, Ульм


Самый высокий
Самый большой по высоте
шпиля
(161 м) 

51. Ульмский собор. Германия, Ульм

• Культовые здания часто украшают изображениями 
птиц. Обычно в христианской традиции это или 
орлы, как знак всевидения Господа, или голуби, 
символизирующие Святой Дух. Только в Ульме 
можно увидеть готический собор, украшенный 
изваяниями воробьев. Эти безобидные птицы 
сменили хищников на крыше собора не по какой-то 
теологической причине — просто это 
своеобразный символ города. В башне, которую 
венчает самый высокий шпиль, 768 ступеней — 
оттуда открывается вид на Дунайскую равнину и 
предгорья Альп с высоты воробьиного полета. 
Кроме высоченного шпиля в соборе стоит 
рассмотреть изящные резные хоры из дуба: на них 
изображены не только библейские персонажи — 
мастер Йорг Сирлин-старший на одном конце 
хоров поместил себя и свою жену, а на другом 
свою хорошенькую любовницу.
English     Русский Правила