М. Хардт и А. Негри «Империя»
Основная гипотеза
Империя ≠ империализм
Признаки Империи
Признаки Империи
Метафорика Империи
Метафорика Империи
«Право полиции»
БИОВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ КОНТРОЛЯ
БИОВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ КОНТРОЛЯ
КОРПОРАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ  
Вмешательство
ПЕРЕХОДЫ СУВЕРЕНИТЕТА
ТРОЙСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ ИМПЕРИИ
ОТ КРИЗИСА К РАЗЛОЖЕНИЮ
ПЕРЕХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА
СОЦИОЛОГИЯ АМАТЕРИАЛЬНОГО ТРУДА
ПОСТМОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
СМЕШАННОЕ УСТРОЙСТВО
СМЕШАННОЕ УСТРОЙСТВО
Разложение
Массы против Империи
Виртуальность
Массы против Империи
Массы против Империи
Борец
1.20M
Категория: ФилософияФилософия

М. Хардт и А. Негри «Империя»

1. М. Хардт и А. Негри «Империя»

М. Хардт и А. Негри
«Империя»
Выполнила:
студентка 1 курса магистратуры
52 учебной группы
Полежаева Татьяна

2.

Антонио Не́гри (род. 1933) — итальянский философ и
политический деятель, профессор Падуанского университета,
теоретик ряда коммунистических политических группировок.
Майкл Хардт (род. 1960) - американский политический
философ и теоретик литературы

3.

4.

"У нас на глазах Империя обретает плоть"
Причины:
1. Колониальные режимы были низвергнуты
2. Перед капиталистическим мировым рынком
окончательно рухнули барьеры советской системы
3. Глобализация экономических и культурных обменов.
4. Вместе с глобальным рынком и глобальным
кругооборотом производства возникает и глобальный
порядок — новая логика и структура управления, новый
вид суверенитета
Империя становится политическим субъектом,
эффективно регулирующим эти глобальные обмены,
суверенной властью, которая правит миром

5. Основная гипотеза

Суверенитет принял новую форму, образованную
рядом национальных и наднациональных органов,
объединенных единой логикой управления.
Эта новая глобальная форма суверенитета и
является тем, что авторы называют
Империей

6. Империя ≠ империализм

В противоположность империализму
Империя не создает территориальный центр
власти и не опирается на жестко
закрепленные границы или преграды
Это — децентрированный и детерриториализованный,
то есть лишенный центра и привязки к определенной
территории, аппарат
управления, который постепенно включает все глобальное
пространство
в свои открытые и расширяющиеся границы

7. Признаки Империи

• система пространственной всеобщности, то есть по сути, власти над всем
≪цивилизованным≫ миром
• никакие территориальные границы не ставят пределов этой власти
• идея Империи предстает не как способ правления, исторически восходящий
к завоеванию, но скорее как порядок, который на деле исключает ход истории
и таким образом навсегда закрепляет существующее положение вещей.
• Империя представляет свое владычество не как преходящий момент в
движении истории, а как способ правления вне каких бы то ни было
временных рамок и в этом смысле — вне истории либо как конец истории.
«Империя — это мир и гарантии
справедливости для всех народов»

8. Признаки Империи

• владычество Империи распространяется на все
уровни социального порядка, достигая самых глубин
социального мира
• Она не только регулирует отношения между людьми, но
также стремится к непосредственному овладению
человеческой природой.
• Объектом ее контроля является общественная жизнь в ее
целостности, и таким образом Империя представляет собой
совершенную форму биовласти
• на практике Империя всегда залита кровью, но ее идея
неизменно обращена к миру, вечному и всеобщему миру
за пределами истории

9. Метафорика Империи

• «Идея Империи предстает в образе глобального
оркестра под управлением одного дирижера как
единая власть, которая сохраняет социальный мир и
производит этические истины.
• Для достижения данных целей единственная и
единая власть наделена соответствующей силой,
чтобы вести, когда это необходимо, «справедливые
войны»

10. Метафорика Империи

• «Эта машина предопределяет условия осуществления власти
и действия во всем социальном пространстве. Любое
движение фиксировано и может найти предназначенное
ему место только внутри самой системы, в соответствующих
ей иерархических отношениях! Это предзаданное движение
определяет реальность процесса становления устройства
имперского мирового порядка — новой парадигмы»
• «Смена парадигмы определяется признанием того, что
только прочно установленная власть, движимая
собственной логикой и относительно автономная по
отношению к суверенным национальным государствам,
способна функционировать в качестве центра нового
мирового порядка, эффективно его регулируя, а при
необходимости прибегая к принуждению»

11. «Право полиции»

• Функция чрезвычайного положения важна в Империи, чтобы
контролировать неустойчивую ситуацию, необходимо предоставить
вмешивающейся инстанции власти:
• во-первых, возможность определять — всякий раз исключительным
(чрезвычайным) образом — необходимость вмешательства;
• во-вторых, возможность приводить в движение силы и инструменты,
применяемые различным способом ко множеству разнообразных
кризисных ситуаций
• Таким образом, ради чрезвычайного характера вмешательства, рождается
форма права, в действительности являющаяся правом полиции.
Формирование нового права вписывается в использование превентивных
мер, репрессивных действий и силы убеждения, направленных на
восстановление социального равновесия: все это характерно для
деятельности полиции
«Поэтому юридическое право на применение чрезвычайного
положения и возможность использования полицейских сил
являются двумя изначальными координатами, определяющими
имперскую модель власти»

12. БИОВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ КОНТРОЛЯ

«Работы Мишеля Фуко во многих отношениях подготовили почву
для исследования материального функционирования имперской
власти. Работы Фуко позволяют увидеть историческую,
эпохальную смену общественных форм: переход от
дисциплинарного общества к обществу контроля»
• Дисциплинарное общество – это общество, в котором социальное управление
осуществляется посредством разветвленной сети аппаратов, производящих и
регулирующих обычаи, привычки и производственные практики. Функционирование
такого общества и обеспечение подчинения его правилам и механизмам включения
и/или исключения достигается при помощи дисциплинарных институтов (тюрем,
фабрик, психиатрических лечебниц, больниц, университетов, школ и т. д.), которые
структурируют социальную территорию.
• Общество контроля – это общество, которое формируется на заре современности и
развивается, двигаясь к периоду постсовременности, общество, где механизмы
принуждения становятся еще более «демократическими», распространяясь на умы и
тела граждан.
• Таким образом, теперь власть осуществляется посредством машин, которые напрямую
целенаправленно воздействуют на умы (посредством коммуникационных систем,
информационных сетей и так далее) и тела (через системы соцобеспечения, мониторинг
деятельности и тому подобное), формируя состояние автономного отчуждения от смысла
жизни и творческих устремлений

13. БИОВЛАСТЬ В ОБЩЕСТВЕ КОНТРОЛЯ

• Наивысшая функция власти — охватить все сферы жизни, а ее важнейшая задача
— управление жизнью. Таким образом, биовласть обращается к ситуации, в
которой ставка делается непосредственно на производство и воспроизводство самой
жизни
• Только общество контроля способно принять биополитический контекст как
свою исключительную область референции. При переходе от дисциплинарного
общества к обществу контроля реализуется новая парадигма власти, определяемая
технологиями, рассматривающими общество как сферу биовласти.
• Таким образом, в дисциплинарном обществе отношения между властью и
индивидом остаются статичными: мера дисциплинарного вмешательства власти
соответствует мере сопротивления индивида. Напротив, когда власть становится
полностью биополитической, социальное тело целиком поглощается машиной
власти и развивается в ее виртуальности. Общество, поглощенное властью,
добравшейся до центров социальной структуры и процессов ее развития, реагирует
как единое тело
• Власть выражает себя как контроль, полностью охватывающий тела и
сознание людей и одновременно распространяющийся на всю совокупность
социальных отношений

14. КОРПОРАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ  

КОРПОРАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ
• Капитал всегда был ориентирован глобально, но лишь во второй половине
XX века транснациональные и мультинациональные промышленные и
финансовые корпорации начали биополитическое структурирование
мирового территориального пространства
• ТНК стремятся к тому, чтобы превратить национальные государства
всего лишь в инструменты учета приводимых в движение
транснациональными корпорациями потоков товаров, денег и населения.
• Транснациональные корпорации напрямую распределяют рабочую силу по
различным рынкам, размещают ресурсы на основе функционального
принципа и иерархически организуют различные секторы мирового
производства. Это сложный аппарат, определяющий направление
инвестиций, управляющий финансовыми и кредитно-денежными потоками,
формирующий новую географию мирового рынка, или же, в
действительности, новое биополитическое структурирование мира
«Таким образом, гигантские промышленные и финансовые силы
производят не только товары, но и субъективности. Они производят
действующие субъективности в биополитическом контексте: они
производя потребности, социальные отношения, тела и умы – иначе
говоря, они производят производителей»

15.

КОРПОРАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ
Одно из местонахождений биополитического производства порядка
располагается в создаваемых индустрией коммуникаций аматериальных
сетях производства, языка, коммуникации и мира символов
Развитие коммуникационных сетей органически связано с появлением нового
мирового порядка. Коммуникация не только выражает, но и организует
ход глобализации, направляя это движение, умножая и структурируя
сетевые взаимосвязи. Она выражает движение и контролирует смысл и
направление сферы воображаемого, пронизывающей эти коммуникативные
связи; иными словами, сфера воображаемого управляется и канализируется
коммуникативной машиной. То, что теории власти современности были
вынуждены считать трансцендентным, то есть внешним для
производственных и общественных отношений, здесь формируется внутри,
имманентно производственным и общественным отношениям
Легитимация имперской машины рождается из индустрии коммуникаций, то есть
путем преобразования нового способа производства в машину. Это субъект, который
производит свой собственный образ власти. Это форма легитимации, которая
основывается только на себе самой и непрестанно воспроизводится, развивая
собственный язык самоподтверждения.
Машина сама себя легитимирует и воспроизводит, то есть является аутопойетической

16. Вмешательство

• Арсенал возможностей легитимного имперского вмешательства весьма
обширен, и он может включать в себя не только военную интервенцию, но
и другие формы, такие как моральное или правовое вмешательство. На
самом деле способности Империи к вмешательству лучше понимать не как
немедленное применение смертоносного оружия, а как использование для
начала моральных инструментов
«То, что мы называем моральным вмешательством, сегодня осуществляется
множеством структур, включая СМИ и религиозные организации, но ключевыми
могут быть названы некоторые из так называемых неправительственных
организаций (НПО), которые, именно потому что они не действуют напрямую от
имени правительства, руководствуются, как принято считать, моральными и
этическими императивами.
Эти НПО ведут «справедливые войны» без оружия, без насилия, без границ»

17. ПЕРЕХОДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

Правление
Антиколониализм
Национальное государство
Суверенитет современности, формировавшийся в Европе, начиная с
шестнадцатого столетия, понимал пространство как ограниченное, а его
границы как всегда охраняемые суверенным правительством.
Напротив, важнейшей особенностью имперского суверенитета является то,
что его пространство всегда открыто

18. ТРОЙСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ ИМПЕРИИ

Общий механизм имперского господства в
действительности составляют три различные
движущие силы, три момента:
• один — включающий (либеральный облик
Империи)
• второй — дифференцирующий (утверждение
культурных различий)
• третий — момент управления

19. ОТ КРИЗИСА К РАЗЛОЖЕНИЮ

Понимание суверенитета эпохи современности как кризиса: кризиса,
проявляющегося в постоянном конфликте между, с одной стороны,
имманентными силами желания и кооперации масс и, с другой стороны,
трансцендентной властью, стремящейся обуздать эти силы и навязать им
порядок
Теперь мы можем видеть, что имперский суверенитет, наоборот,
организуется не вокруг одного основного конфликта, но, скорее,
посредством гибкой сети микроконфликтов.
Противоречия имперского общества являются неуловимыми,
множащимися и нелокализуемыми: противоречия везде. В таком случае
концепцией, определяющей имперский суверенитет, может быть
всеобъемлющий кризис или разложение

20. ПЕРЕХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

• Исследования государства и мирового рынка становятся возможными в
условиях Империи также и по другой причине: поскольку на данном этапе
развития классовая борьба напрямую воздействует на организацию
власти. Достигнув глобального уровня, капиталистическое развитие
оказалось напрямую, без посредников, перед лицом масс.
• Классовая борьба, подталкивающая национальное государство к
уничтожению границ и, таким образом, к преодолению создаваемых ими
ограничений, предполагает конституирование Империи как пространства
для анализа и конфликта, лишенная подобных препятствий, борьба
приобретает открытый характер
• Капитал и труд как антагонисты напрямую противостоят друг другу, а
это является важнейшим условием любой политической теории коммунизма

21. СОЦИОЛОГИЯ АМАТЕРИАЛЬНОГО ТРУДА

• Переход к информационной экономике неизбежно включает
изменение в качестве и природе труда, поскольку в наши дни
информация и коммуникации играют определяющую роль в
производственных процессах
• Сфера услуг в экономике рождает более сложную модель
производственных коммуникаций. Поскольку производство услуг не
создает материальных товаров длительного пользования, мы определяем
труд, занятый в таком производстве, как аматериальный труд – труд,
производящий аматериальные блага, такие, как услуга, продукт культуры,
знание или коммуникация

22. ПОСТМОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

• В процессе перехода к информационной экономике конвейер
был заменен сетью как организационной моделью производства,
преобразующей формы кооперации и коммуникации как на каждом
конкретном пред приятии, так и между ними
• Новизна информационной инфраструктуры заключается в том, что
она является составной частью новых производственных процессов.
Завершающей точкой производства, информации и коммуникации
является сегодня сама производимая продукция; сеть выступает
одновременно и областью производства, и сферой обращения
Сдвиг производственной парадигмы в сторону сетевой модели
распространил растущую мощь транснациональных корпораций за
традиционные границы национальных государств и поставил ее над
ними. Новизна этой ситуации может быть осознана с точки зрения
длительной борьбы за власть между капиталистами и государством

23. СМЕШАННОЕ УСТРОЙСТВО

Общие контуры современного имперского строя могут
быть представлены в виде ризомы, разветвленной
корневой системы, универсальной сети коммуникаций, все
точки или узлы которой связаны между собой
Парадоксальным образом такая сетевая структура представлятся одновременно
и совершенно открытой, и совершенно закрытой для направленных против нее
выступлений и для вмешательства в процессы ее функционирования. С одной
стороны, сеть формально допускает, чтобы все возможные составляющие цепи
взаимоотношений были бы в ней одновременно представлены, но, с другой
стороны, сама эта сеть в действительности выступает как а-локальность.

24. СМЕШАННОЕ УСТРОЙСТВО

Эти столкновения будут определяться тремя ключевыми
переменными, лежащими в пространстве:
• между общим и единичным
• между аксиоматикой господства и самоопределением субъекта
• между производством субъективности властью и автономным
характером сопротивления самих субъектов

25. Разложение

«Разложение присутствует в Империи всюду.
В различных формах оно свойственно высшим органам управления
Империи и подчиненным им администрациям, самым отборным и самым
прогнившим правительственным полицейским частям, лобби правящих
классов, мафиям влиятельных социальных групп, церквям и сектам,
преступникам и скандалистам, крупным финансовым конгломератам и
повседневным экономическим сделкам.
Распространяя разложение, имперская власть покрывает дымовой завесой
весь мир, и власть над массами осуществляется в этом омерзительном
облаке, в отсутствие света и истины»

26. Массы против Империи

Созидательные силы масс, что придают
жизненную энергию Империи, способны самостоятельно
создать контр-Империю — альтернативную политическую
организацию глобальных потоков и обменов
Борьба за соперничество с Империей и за ее свержение
настолько, насколько такая борьба создает реальную
альтернативу, следовательно, будет вестись на территории самой
Империи. В действительности эта борьба уже началась.
Благодаря ей, как и многим другим видам протеста, массы смогут
создать новые формы демократии и новые созидательные силы,
которые в один прекрасный день выведут нас по ту сторону
Империи

27. Виртуальность

"Под виртуальностью мы понимаем совокупность
принадлежащей массам способности действовать (быть,
любить, преображать, творить)"
• Переход от виртуального через возможное к действителному является
важнейшим творческим актом
• Живой труд — вот что создает коридор для перехода от виртуального к
действительному; это — средство осуществления возможности
• Сегодня труд — это, прежде всего, социальная сила, вдохновляемая мощью
знания, аффекта, науки и языка. На самом деле, труд — это производительная
деятельность всеобщего интеллекта и всеобщего тела, деятельность за
пределами меры.
• Труд оказывается просто способностью действовать, сингулярной и вс
общей одновременно: сингулярной от того, что труд становится
исключительным владением ума и тела масс; и всеобщей постольку,
поскольку желание, которое выражают массы в движении от виртуального к
возможному, непрерывно осуществляется как общее дело

28. Массы против Империи

Всеобщее право контропировать собственное перемещение — есть,
в конечном счете, требование массами глобального гражданства
Политическое требование масс:
социальная заработная плата и
гарантированный доход для всех
Право на репроприацию – это прежде
всего право на обретение заново средств
производства (контроль и свободный
доступ к знаниям, информации,
коммуникации)
Новый пролетариат, а не новый промышленный
рабочий класс.
Данное различие принципиально.
«Пролетариат» — общее понятие, которое
включает в себя всех тех, чей труд
эксплуатируется капиталом, все массы,
охваченные отношениями кооперации.
Промышленный рабочий класс представлял
собой лишь частный момент в истории
пролетариата и его революций в тот период, когда
капитал был способен свести стоимость к
мере (сложно различить производительным,
воспроизводящим и непроизводительным
трудом)

29. Массы против Империи

Фазы борьбы рабочих:
• 1. образ профессионального рабочего образ
высококвалифицированного, включенного в иерархию системы
промышленного производства
• 2. образ работника массового производства (борьба работника
массового производства соединяла в себе самовозрастание
стоимости труда в форме отказа от труда на фабрике и
распространение власти рабочего на все механизмы
общественного воспроизводства
• 3. образ социального рабочего, объединяющий в себе все ранее
разрозненные черты аматериальной рабочей силы. Теперь на
повестке дня находится созидательная мощь, конститутивная власть,
объединяющая интеллектуальную силу масс и самовозрастание
стоимости на всех уровнях гибкой производственной и
общественной кооперации

30. Борец

• В эпоху постсовременности, когда исчезает образ народа, только
борец сможет выразить жизнь масс с наибольшей полнотой —
активный участник биополитического производства и
сопротивления Империи
• "Борьба сегодня — это позитивная, созидательная и новаторская
деятельность. Это форма, в которой мы и все те, кто выступает
против господства капитализма, признаем себя сегодня борцами.
• Борцы творчески противостоят имперскому господству. Иными
словами, сопротивление непосредственно связано с творческими
инвестициями в сферу биополитики и с формированием
основанных на принципах кооперации аппаратов производства и
общности"
English     Русский Правила