Похожие презентации:
Ислам и политика. Исламский экстремизм
1. Исламский экстремизм: история и современность
Ислам и политика2. Ислам и политика
Традиционализм;Фундаментализм;
Модернизм;
Секуляризм
3. Традиционализм в исламе
Сохранение ислама таким, каким онсложился в рамках
доиндустриальных
социально-экономических, политических и
культурных институтах и представлениях
4. Традиционализм в исламе
Религия и политика взаимосвязаны ирассматриваются как часть обязательной
традиции
5. Модернизм
Приспособлениеислама
к
современным
реалиям
с
сохранением
его
роли
как
основной
общественной
идеологии
6. Модернизм
Сочетание светского государства свысокой ролью исламской культуры
7. Секуляризм
Секуляристы ограничивают влияниерелигии индивидуальными рамками.
Стремятся
ограничить
влияние
ислама на государство, т.е. отделить
религию от политики.
8. Исламский фундаментализм
Салафизмот выражения ас-салаф ассалих (праведные предки), или просто ассалаф (предки).
9. Салафизм
Мусульмане во всех своих действияхи верованиях, нормах и правилах
должны
стремиться
к
идеалам
периода жизни пророка Мухаммеда.
10. Тенденции ХХ века:
Развитие секуляризма имодернизма в исламе
11. «Охранительные» тенденции:
Секуляризации и модернизациипротивостоят традиционализм и
фундаментализм
12. Исламский фактор в современном мире
13. Основные направления ислама в современном мире
14. Основные направления ислама
Сунниты (83% мусульман)Шииты (16%)
Хариджиты (1%)
15. Мусульманское население (демографическая динамика)
Начало ХХ века – 200 – 210 млн. человек(12% от всего населения мира)
16. Мусульманское население (демографическая динамика)
Начало XXI века - 1,1 – 1,5 млрд.человек (20 – 25 % от населения
Земли)
17. Мусульманское население (демографическая динамика)
Прогноз на 2025 г. – 2 млрд. человек(30 % от всего населения)
18. Распространение ислама
Большинство населения в 35странах мира;
В 20 странах ислам имеет статус
государственной религии.
19. Распространение ислама (в Азии)
22 % от всего населения Азии;69 % от всех мусульман
20. Распространение ислама (в Африке)
27 % от всех мусульман;41 % от всего населения
континента
21. Распространение ислама (в Европе + Россия)
4 % всего населения этого региона3 % всех сторонников ислама
22. Распространение ислама (в Америке)
0,6 % всех последователей этойрелигии
0,9 % всего населения
23. Южноазиатский субрегион (Индия, Пакистан, Бангладеш)
около 400 млн. чел.24. Распространение ислама
Африка южнее Сахары – ок. 300 млн.чел.
25. Распространение ислама
Арабский Восток (Северная Африка иЮго-Западная Азия) – ок. 230 млн.
26. Распространение ислама
Юго-Восточная Азия – ок. 230млн.
Центральная Азия и Закавказье –
ок. 50 млн.
27. Распространение ислама
Индонезия – 201 млн. человекИндия – 144 млн. человек
Пакистан – 140 млн. человек
Бангладеш – 108 млн. человек
28. Распространение ислама
Нигерия – 95 млн. человекКитай – 75 млн. человек
Турция, Иран, Египет - по 65 млн.
человек
29. Шииты
7/83/5
2/5
1/5
- населения Ирана;
– Ирака;
– Ливана;
- Сирии
30. Шииты
Шииты имеются во всех мусульманскихстранах Юго-Западной Азии
2/5 населения в Йемене
4/7 - населения Азербайджана
31. Суннитский салафизм
История и современныетенденции
32. Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.)
Основатель ханбалитского мазхаба(каноническая правовая школа в
суннитском исламе)
Заявил о необходимости возврата к
порядку, бывшему при Мухаммеде и
первых поколениях его последователей
33. Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.)
Концепция борьбы с «нововведениями»(«бида»)
Все нововведения в вере и жизни, не
имеющие обоснования в Коране и хадисах
и не подтвержденные согласным мнением
первых трёх поколений мусульманских
авторитетов, должны быть осуждены
34. Такйиддин Ибн-Таймийя (1263-1328)
Основоположник салафизма«Шейх Ислама», «отец исламской
революции»
Обосновывал джихад не только против
неверных, но и против «мусульман,
отступающих от ислама» («Фетвы против
татар»)
35. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Мухаммед Ибн Абд альВаххаб (1703 – 1798 гг.)Основатель Ваххабизма (Салафи́ я)
Призвал ориентироваться на образ жизни
и веру ранней мусульманской общины,
на праведных предков, осуждая все
позднейшие нововведения «бида»
36. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Строжайшее соблюдение принципаединобожия («таухид»)
Осуждение культа святых и даже
культа пророка Мухаммеда
37. Мухаммед Абд аль-Ваххаб (XVIII в.)
Порицал роскошь, корыстолюбиеРазрешение носить изделия из золота
и шёлка только женщинам
Скромная отделка мечетей
38. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Реформирование уммы(мусульманской общины) на основе
принципа нераздельности
государства и религии
39. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Мухаммед Ибн Абд альВаххаб (1703 – 1798 гг.)1744 г. - заключил союз с эмиром
Мухаммадом Ибн Саудом
Создание Дирийского эмирата
40. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
Ваххабитские улемы (в т.ч. потомки АльВаххаба) стали главной опоройгосударства Саудитов (ныне Саудовская
Аравия)
41. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.)
«Джихад» (араб. «усилие») священная война против неверных42. Джихадизм
Джихад - «священная войнамусульман на пути Бога» (аль-джихад
фи сабиль Аллах)
43. Концепции джихада
Восходят к одному из хадисов ПророкаПро возвращении с битвы при Бадре (624
г.), в которой победили мусульмане, он
сказал: «Мы вернулись с Малого джихада
- к Великому Джихаду»
44. Концепция Великого джихада
«Малый джихад» – вооруженнаяборьба с неверными
«Великий джихад» - борьба человека
с самим собой, с «душой,
приказывающей совершать зло», т.е.
нравственное
самосовершенствование
45. Салафитский джихад
Отвергают идеологическоеразделение на Великий и Малый
Джихад
Джихад есть вооруженная борьба с
неверными за установление
всемирного исламского халифата
46. Салафитский джихад
Дар аль-Ислам – Земля ислама;Дар аль-Куфр – Земля безбожников;
Дар аль-Харб – Земля войны;
Дар аль-ахд – Земля договора.
47. Джихадизм
Цель - ведение вооруженной борьбы сцелью установления «истинно исламской
власти» либо в исламских странах, где
правят вероотступнические режимы, либо
там, где власть над мусульманами
принадлежит немусульманам.
48. Салафизм в ХХ веке
49. Салафизм в ХХ веке
Возвращение к практике иджтихада(личного суждения о священных
текстах).
Отказ от таклида – слепого
следования традиции.
50. Салафизм в ХХ веке
Египтянин Хасан аль-Банна;«Братья –мусульмане» (1928 г.)
51. «Братья –мусульмане»
Противопоставили ислам европейскимценностям и национализму
«Аллах — наш идеал. Пророк — наш
вождь. Коран — наша конституция»
52. Салафизм в ХХ веке
Египтянин Сайид Кутб (1906 – 1966)53. Сайид Кутб
Идеолог исламского государстваВ противовес улемам начал
изъясняться доступным, народным
языком
54. Сайид Кутб
Эпоха национализма – эра«джахилийи» ( араб. «невежества»)
Поклонение символическим идолам
(нации, партии, вожди, социализм и
либерализм)
55. Сайид Кутб
Ввел понятие «такфир» (отлучениеот уммы) за «куфр» (безбожие) в
отношении общества
56.
57.
58. Абул Ала Маудуди
Два типа правления:- абсолютная верховная власть Аллаха
над миром;
-
политическая власть – ограниченная
власть, принадлежащая людям
59. Абул Ала Маудуди
Законы, не отвечающие шариату, это посягательство на сувереннуювласть Аллаха
60. Абул Ала Маудуди
«Совещательные органы илипарламенты не могут выносить
решений по вопросам, ясно
освещенным положениями шариата»
61. Абул Ала Маудуди
По вопросам о которых нет ясныхуказаний в шариате правители должны,
опираясь на иджтихад, вырабатывать
решения в интересах уммы… в полном
соответствии с общим духом шариата.
62. Абул Ала Маудуди
1941 г. – основал организацию«Джамаат-и ислами»
Основная цель - ведение джихада
63. Абул Ала Маудуди
Конечная цель ислама – всемирноегосударство, в котором все
человечество объединится в
целостную культурную и
политическую систему с равными для
всех правами и возможностями
64. Салафизм в ХХ веке
Сайид Кутб и Маудуди заложилиоснову современного исламизма
(политического ислама)
65. Исламизм (по А. Игнатенко)
Идеология и практическая деятельность,ориентированные на создание условий, в
которых социальные, экономические,
этнические и иные проблемы и
противоречия любого общества
(государства), а также между
государствами, будут решаться
исключительно с использованием
исламских норм
66. Ханбалидский мазхаб сегодня
Является официальной правовой сферойв Саудовской Аравии и Катаре
Отсюда большая роль этих стран в
развитии современных радикальных
исламистских и салафитских движений
67. «Такфиризм»
Такфир — обвинение в куфре(неверии)
68. «Такфиризм»
В Египте создано в 70-е гг.«Общество мусульман» - «Джамаат
аль-муслимин»
Название в прессе «Ат Такфир Валь
Хиджра» (Такфир и Хиджра)
Создана Ахмадом Шукри Мустафой
69. «Такфиризм»
Допустимость объявлениямусульманина «неверным»
Физическое уничтожение «кяфиров»
70. Исламистские организации
Современный салафизм71. Исламистские суннитские экстремистские организации
Аль-Каида («база», «основа») (1988 г.)«Аль-Каида земли Двуречья» (2005 г.)
72. Лидеры
Усама бен Ладен (до 2011 г.)Айман аз-Завахири (с 2011 г.)
73. 2006 г.
Объединение Аль-Каиды в Ираке и 8других организаций в Совещательное
собрание моджахедов
Создание Исламского государства
Ирака
74. 2010 г.
Во главе встает уроженец Ирака АбуБакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад
Ибрахим Али аль-Бадри)
75. «Арабская весна»
2011 – 2016 гг.76. «Арабская весна»
Тунис – 17 декабря 2010 г.77. Арабская весна 2011
Январь – март 2011 г.Алжир;
Ливия;
Мавритания;
Египет;
Сирия;
Йемен
78. Движущие силы «Арабской весны».
Либералы-западники (студенты иинтеллигенция)
Исламисты (социальные низы и
духовенство)
79. Версии трактовок:
Борьба за демократию в арабском мире?Социально-экономическое
выступление
беднейших слоев населения против
коррумпированной элиты?
Создание зоны управляемых конфликтов?
80. Сирийская «весна»
81. Сирийская «арабская весна»
Март 2011 г. – «пятничнаяреволюция» в Сирии
Началось в городе Деръа
82. Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил
Создана 11 ноября 2012 г.83. Международный контекст
11 декабря 2012 г. - США заявили оботказе в восприятии Башара Асада как
главы Сирии
Запад в целом выразил поддержку
вооружённой оппозиции
84. Международный контекст
Россия выступила в поддержку БашараАль-Асада
2013 – 2014 гг. - легализация для Запада
через процесс уничтожения химического
оружия
85.
86. Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам)
Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлишШам)«Фронт помощи народу аш-Шама»
«Аль-Каида в Сирии»
87. Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам)
Фронт ан-Нусра (Джабхат-анНусра ли-ахлиш-Шам)Создан в январе 2012 г.
88. Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам)
Фронт ан-Нусра (Джабхат-анНусра ли-ахлиш-Шам)Принимает участие в военных действиях
Уничтожает религиозные меньшинства
2012 – 2014 г. – признается
террористической организацией Западом,
ООН и Россией
89. 2013 г.
В связи с событиями в Сирии ИГИпереименовывается в Исламское
государство Ирака и Леванта.
90. ИГИЛ
Активные действия в Сирии с марта2013 г.
91. ИГИЛ – Аль-Каида
Февраль 2014 г. – раскол Аль-Каидыи ИГИЛ
Аль-Каиду, с этого времени,
представляет только Фронт ан-Нусра
92. Лето 2014 г.
Масштабное наступление ИГИЛ вИраке и Сирии
Создание Халифата (Исламское
государство)
93. Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата
«Халиф» Абу Бакраль-Багдади (Ибрахим
Аввад Ибрахим Али
аль-Бадри, Ибрагим
Самарраи)
94. Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата
Столица халифата г. РаккаКлючевым городом является Мосул
95. ИГ
Активизация в Ираке и Ливии летом2014 г.
96. Исламское государство
Курды являются одним из главныхврагов
В Ираке и Сирии именно курды ведут
основную борьбу против ИГ
97.
98.
99. Айман аз-Завахири (Аль-Каида Ирака) призвал мусульман объединиться
Айман аз-Завахири (Аль-КаидаИрака) призвал мусульман
объединиться
«Американцы, русские, иранцы,
алавиты, и Хезболла координируют
свою войну против нас — так
неужели мы не можем прекратить
борьбу между собой и направить
свою деятельность против них?»
100. ИГ и Россия
Имарат КавказХизб ут Тахрир аль Ислами
Центральноазиатские и кавказские
радикалы (ИДУ и др.)
101. Проблемы и перспективы противодействия исламскому экстремизму в макроисторической перспективе
Решение проблемы ИГ и АльКаиды???102. Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без:
Выработки стратегии борьбы срадикальным исламом в сфере
идеологии
Создание «антитеррористической
идеологической коалиции»
103. Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без:
Изменения статуса и положениясуннитов Ирака и Сирии
Уменьшения влияния Саудовской
Аравии и Катара