Теории и аспекты литературного канона
Главные вопросы (и в теории и в истории)
Что такое классика=канон?
Эстетическая теория канона (традиционная)
Социологическая теория канона (John Guillory)
2 типа литературного образования (Ian Hunter)
2 тип – модерное литературное образование
Структура школьного канона (Martin Guiney)
Какие страны раньше всех перешли к модерной системе?
Самые острые проблемы модерной системы лит. образования
Проблема современной нац. лит. в программе (5 стран)
Кто решает?
Что сейчас и дальше?
Мировая литература VS национальный канон
Советский опыт создания «мировой литературы»:
72.89K

Теории и аспекты литературного канона

1. Теории и аспекты литературного канона

Социология литературы

2. Главные вопросы (и в теории и в истории)

1) Почему в списке классики/каноне именно
такие тексты?
2) Кто это решает?
3) Справедливо ли, что список именно такой?
Не является ли он нерепрезентативным?

3. Что такое классика=канон?

1. школьная программа (список), классика
(изучали в классах)
2. корпус текстов какой-то эпохи /
национальной традиции
3. canon formation как процесс циркуляции
(репликации) текстов/ценностей в
культуре [текст = ген = мем]

4. Эстетическая теория канона (традиционная)

• Frank Kermode. The Classic (1975); Forms of Attention
(1985):
– Открытость для интерпретации
– Сложность структуры
– Условие: постоянная реинтерпретация
• Harold Bloom. Western Canon (1994)
– Канон – лучшие тексты всех времен и народов;
– искусство Памяти (частной, личной), мнемоническая
система против смерти
– Критерии каноничности текста:
1. Странность/самобытность
2. Требует перечитывания
3. Цитируемость самими писателями

5. Социологическая теория канона (John Guillory)

• Канон = культурный капитал
• Доступ к нему – через образование
• Школа как социальный институт, где
возникает канон
• Исторически изменчив (исключение
женщин, бедных, меньшинств)
• Какова школьная техника интерпретации
текстов?

6. 2 типа литературного образования (Ian Hunter)

1) Домодерный тип (pre-modern literary
education)
• Ср.века – 1800-е годы
• Элитарность, частные учебные заведения,
домашнее обучение
• Центрированы на древних языках, античной
литературе и всеобщей истории
• Дескриптивный тип изучения языков и
литератур
• Комментирование текстов
• Заучивание наизусть

7. 2 тип – модерное литературное образование

• 1800 – по сей день (?)
• Идея всеобщего доступного образования
• Национализация (центрированы на нац. языке,
истории и литературе)
• Унификация стандартов и программ (в России – с
1871 г.)
• Формализация методов и контроля (система
экзаменов, аттестации и т.п.).
• Критика текста
• Обучение + воспитание через интерпретацию
текстов (нравственное либо эстетическое)

8. Структура школьного канона (Martin Guiney)

программы
Хрестоматии
Учебники и пособия,
внеклассное и
«подпольное» чтение

9. Какие страны раньше всех перешли к модерной системе?


1810-40-е - Пруссия, Бавария
1852-1871 – Российская империя
Сер. 1880-х – Франция
1880-90-е - США
1904/05 – Великобритания

10. Самые острые проблемы модерной системы лит. образования

1. Недостаток часов на гум. предметы и
языки (рост часов на естеств. Науки)
2. Какова цель – знания или компетенции
личности? (например, рефлексия, критич.
мышление?)
3. Включать ли современность в курс
истории, литературы? (почему сомнения?)

11. Проблема современной нац. лит. в программе (5 стран)

• Франция: до 1885 года – только тексты до
1750-х годов
• Россия:
– 1852-1871 – изучаются тексты до 1840-х годов
– С 1871 по 1905 – только тексты до 1842 (до
«Мертвых душ»)
• Германия: с 1871 до 1930-х: только тексты,
написанные до 1820 г.

12. Кто решает?

• Рынок книг и журналов
Критика • Выбор критиков (всегда конкуренция)
Учены
е
• Университетские учебники и монографии
• Антологии
• Опора на старые программы и хрестоматии
• Опора на критиков и ученых
Эксперты • Текущая политика

13. Что сейчас и дальше?

• 1980-е – войны против школьного и
университетского канона в США (почему?)
• 1990-е – отмена жестких список и
вариативность в программах многих
европейских стран
• В университете - глобальный канон
мультикультурализма (world literature)?

14. Мировая литература VS национальный канон

• МЛ как процесс и/или как результат канонизации
Если отважиться провозгласить европейскую, даже всеобщую мировую
литературу, то речь пойдет не о том, что различные нации будут узнавать
друг о друге и произведениях друг друга - ведь в этом смысле она уже давно
существует, развивается и более или менее обновляется. Нет! Речь здесь
идет скорее о том, что живые и целеустремленные литераторы будут
знакомиться друг с другом и благодаря приязни и общим чувствованиям
обнаружат желание действовать как сообщество. Все это может происходить
скорее через путешествия, чем по переписке, ведь одно только личное
присутствие позволяет установить и укрепить между людьми правильные
отношения. (Гете, Die Zusammenkunft der naturgorscher in Berlin, 1827)
А в сегодняшней реальности:
Литературные столицы, мир конкуренции (Паскаль Казанова «Мировая
республика словесности»)
Мировая литература – литература в переводе на английский (David Damrosch
vs Amily Apter)

15. Советский опыт создания «мировой литературы»:

- Актуальный литературный процесс/
современные левые писатели
- «сокровищница мировой литературы»
- Серии переводных книг
- Мастерство перевода (сильнейшая
ориентация на принимающий язык и культуру)
Итог: очень специальный канон «мировой
литературы»
English     Русский Правила