Артур Шопенгауэр: жизнь и его основные идеи
Черты характера и образ жизни.
Метафизика
Основные философские идеи.
Заключение
372.70K
Категория: ФилософияФилософия

Философия Артура Шопенгауэра

1. Артур Шопенгауэр: жизнь и его основные идеи

Выполнила: студент 1 курса гр.491
Голубева Варвара

2.

Родился 22 февраля 1788 в
городе Гданьск, Речь Посполитая. В 1809
году (после двухлетней подготовки)
поступил в Гёттингенский университет на
медицинский факультет, а затем перешёл
на философский. В Гёттингене прожил с
1809 по 1811 год. Затем переехал в Берлин,
где посещал
лекции Фихте и Шлейермахера. В 1812
году Йенский университет заочно удостоил
его звания доктора философии. Пятью
годами позже написал свой основной труд
«Мир как воля и представление».

3. Черты характера и образ жизни.

Был старым холостяком, славился своей внутренней, душевной
свободой, пренебрегал элементарными жизненными благами,
здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений.
Был крайне честолюбив и мнителен. Отличался недоверием к
людям и крайней подозрительностью.
Помимо своего родного языка свободно владел латинским,
английским, французским, итальянским и испанским языками.
Больше всего времени проводил в кабинете своей двухкомнатной
квартиры, где его окружали бюст Канта, портреты Гёте, Декарта и
Шекспира, бронзовая позолоченная статуя тибетского Будды,
шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак. В его
библиотеке было 1375 книг. Однако Шопенгауэр весьма
критически относился к чтению — в своём произведении «Parerga
und Paralipomena» он писал, что чрезмерное чтение не только
бесполезно, так как читатель в процессе чтения заимствует чужие
мысли и хуже их усваивает, чем если бы додумался до них сам, но
и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает черпать
идеи из внешних источников, а не из собственной головы.

4. Метафизика

К гносеологическому учению Шопенгауэра примыкает его метафизическое
воззрение на волю как сущность бытия.
Очевидность эта есть самоочевидность — она не нуждается в логическом
обосновании, тем не менее бесчисленное множество фактов, вся структура
мира-представления убедительно говорит нашему чувству, что это так.
Какими же чертами характеризуется мировая воля? 1) Она алогистична: ей
чужды наши законы достаточного основания — пространство, время,
причинность и подчинённость законам мысли. 2) Она бессознательна: раз
сознание есть условие существования мира-представления, воля, как
потусторонняя сущность мира, должна быть чем-то лежащим вне условий
сознания, чем-то бессознательным. 3) Она едина: раз principia
individuationis (пространство и время) неприложимы к сущности явлений,
последняя должна быть единой. 4) К ней, строго говоря, неприложимы и
понятия духовного, и материального — она представляет нечто
возвышающееся над этими противоположностями, не поддающийся
логически-точному определению claire-obscure в области понятий: слепое
стихийное побуждение, движение и в то же время стремление к жизни, к
бытию в индивидуальных чувственных формах.

5. Основные философские идеи.

Основой философии Шопенгауэра является
понятие воли, которая является основной
сущностью личности и проявляется в виде
мировой воли, что и лежит в основе всего
сущего. Воля независима от разума (слепое
желание), но является неотъемлемой частью
человеческой природы.
По мнению философа, жизнь человека
раскрывается в категориях желания и
удовлетворения. Желание, в конечном счете,
становится страданием так как, удовлетворив
его, человеку становится скучно, и он впадает в
отчаяние. Счастье для человека - не благо, а
временное избавление от страданий, которое
ведет к новому страданию - скуке.
Чтобы избавится от зла, по мнению
Шопенгауэра, необходимо вести аскетичный
образ жизни.

6. Заключение

Итак,
философия Шопенгауэра пессимистична,
но позволяет переосмыслить нашу жизнь,
задуматься над тем, что ценно и важно.
English     Русский Правила