АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Термины античной онтологии:
Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет):
Пифагорейская школа
Апории Зенона
Школа атомистов:
Аристотель:
Школа стоиков
Школа стоиков:
Школа эпикурейцев
13.41M
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия. Классическая античная онтология. Античная антропология и этика

1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Факторы формирования и
особенности античной
философии.
2.Классическая античная
онтология.
3.Античная антропология и этика.

2.

Страны:
древняя Греция
и древний Рим
Периоды в развитии античной философии
формирование философии (6 в. до н.э.),
классическая греческая философия (5 – 3
вв. до н.э.),
эллинистическая и латинская философия
(3 – 1 вв. до н.э.),
философия Римской империи (1 – 5 вв.).

3.

Ключевая особенность познания в
античном мире: оно очень рано
разделилось на два типа – религиозномифологическое и рациональнотеоретическое
В Греции возникли протонауки
– предметные комплексы
рациональных знаний

4.

Факторы формирования античной
философии
• социально-политический фактор:
демократическая форма правления
требовала развития навыков публичного
изложения и обоснования своей позиции
Софисты –
профессиональные
учителя логики и
риторики

5.

Факторы формирования античной
философии
• геополитический фактор: расположение
Греции на морском побережье и островах, в
центре культурных контактов, возможность
и стремление синтезировать знания
«Ойкумена»
(греч.) –
освоенная,
обитаемая
часть мира

6.

Факторы формирования античной
философии
•социально-экономический фактор:
развитие частной собственности, товарного
производства, товарно-денежных
отношений требовало гибкого мышления, в
том числе абстрактного
Гераклит: Все обменивается
на огонь и огонь – на все,
подобно тому как золото
обменивается на товары, а
товары – на золото.

7.

Особенности античной философии
• Космоцентризм: описание мира как
космоса, т.е. убеждение в его целостности,
упорядоченности, закономерности,
целесообразности;
• Физикализм: представление о мире как
природной, естественной реальности
(греческое «фюзис» – «природа»);
Гносеологический
оптимизм: убеждение
в доступности любого
объекта для познания.

8.

Исходная идея онтологии:
Мир представляет собой организованный
космос, поскольку в его основе лежит
единое первоначало
Индийская
философия:
брахман
/атман
Китайская
философия:
дао

9. Термины античной онтологии:

архэ – погречески
«начало»
субстанция –
латинский
перевод термина
«архэ», буквально
означает «подо
всем»
- это
сущность,
лежащая в основе
мира и
связывающая мир в
единое целое

10.

Общая установка античной философии:
можно рационально объяснить, что собой
представляет первоначало, представить
его наглядно, объяснить доступно для
понимания.
Первые философские
школы:
пифагорейская
(основатель – Пифагор),
милетская (г. Милет),
элейская (г. Элея)

11. Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет):

Милетская школа
архе – это вещество,
«материал», лежащий в
основе всех остальных
веществ
Милет (раскопки)
Фалес: архэ – это вода
Анаксимен: архэ – это воздух
Анаксимандр: архэ – это
апейрон («неопределенное»).

12.

Ионийские
философы:
Иония – местность, в которой
расположен Милет
Гераклит Эфесский:
архэ – это огонь
• Эмпедокл: архэ - 4 стихии:
земля, вода, воздух, огонь.
Гераклит создал первый
вариант диалектики – учения о
всеобщем изменении, развитии

13. Пифагорейская школа

г. Кротон,
остров Самос
Архэ – это числа, потому что
они присутствуют везде и
всюду вносят порядок.
«Все есть число».
Пифагор (570 – 490 гг. до н.э.):
«Будь благословенно,
божественное число,
породившее богов и людей»
Золотое сечение

14.

Элейская школа (6 – 5 вв. до н.э.)
Элеаты:
Основа мира – истинное
Парменид,
бытие, отличающееся
Зенон Элейский, от наблюдаемой
реальности:
Ксенофан,
Мелисс
Вещи множественны.
Истинное бытие едино;
Парменид
Элейский
Παρμενίδης
Вещи движутся.
Истинное бытие
неподвижно.

15. Апории Зенона

Апория – погречески
«безвыходное»,
тупиковое
рассуждение
«Ахиллес и черепаха»
«Стрела»
«Стадий»
«Дихотомия»
Зенон: истинное суждение о движении
невозможно, потому что движение –иллюзия

16. Школа атомистов:

все состоит из атомов
Левкипп
(ок. 500—440 до н.э.).
«Атом (атомос) – погречески
«неделимый», т.е.
мельчайшая
частица
Демокрит
(ок. 460 – 360 гг. до
н.э.):
А. Карраччи.
Демокрит.
Атомы вечны и
неизменны;
Они движутся и
имеют разные формы;
Свойства тел зависят
от того, из каких
атомов они состоят

17.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э):
в начале времен
происходило свободное
падение атомов в пустоте;
«клинамен» – самопроизвольное
отклонение атомов от первоначальной
траектории в неопределенном месте и в
неопределенное время;
космос возник в результате отклонения и
столкновения атомов

18.

Лукреций Тит Кар
(99-55 гг.до н.э.)
«О природе вещей»
Вещи составляются из
атомов, как слова из букв
Наглядные
доказательства
движения атомов –
процессы
высыхания и
истирания

19.

Античный идеализм – учение о
существовании духовной основы мира
Платон
За границей и прежде земного
(427 – 347 гг.
до н.э).
Эйдос – это идея, сущность
мира существует мир эйдосов
вещи, ее главный принцип.
Каждая вещь и мир в целом
образованы соединением
эйдосов и вещества.
Телесная основа мира –
«хора» (лат. «материя»). Она
инертна и пассивна.

20.

Аристотель
(384 – 322 г. до н.э.)
Каждая вещь
имеет четыре
причины
существования:
Материя – вещество,
материал;
Форма – организация,
структура, определенность,
принцип существования
вещи;
Целевая причина – «то,
ради чего» вещь существует
или создается, ее
назначение, функция;
Действующая причина –
активная сила, которая
соединяет остальные
причины вместе.

21.

Полис – часть космоса
Человек – часть полиса
Протагор: то, что существует по природе,
возобновляется само. Социальный порядок
необходимо постоянно поддерживать
активными действиями людей.
«Человек есть мера всех вещей:
существующих – что они существуют,
несуществующих – что они не
существуют».

22.

Сократ :
Главное для человека - развитие разума
и его применение в жизни.
Добродетель основывается на знании.
Важнее всего для человека знать и понимать,
что правильно, в чем состоит мужество, добро,
честность, красота...
Сократовские беседы:
майевтика – искусство пробуждать
мысль и извлекать знание с
помощью вопросов;
ирония – критическое
рассмотрение стереотипных ответов

23.

Платон:
Знания недостаточно, т.к.
разум – не единственное
основание поведения.
В душе человека борются
три начала:
разум,
благородные
страсти,
низменные страсти,
вожделение.
Поведение – «равнодействующая» трех начал

24. Аристотель:

Добродетель – это
знание, соединенное с
привычкой;
Задача воспитания –
сформировать привычку
к правильному
действию
Только добродетель
ведет к счастью

25. Школа стоиков

«Стоя» - галерея-портик
Зенон (ок. 333 – 262 гг. до н.э.),
Хрисипп (ок. 281 – 208 гг. до
н.э.),
Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.),
Эпиктет (ок. 50 г. – 140 г.),
Марк Аврелий Антонин (121 г. – 180 г.).
Фатализм: в мире всем правит судьба,
и развитие событий от нас не зависит

26. Школа стоиков:

Изменить судьбу невозможно,
но можно выбрать правильный
образ действий
Луций Анней Сенека
Человек, живущий
правильно, «довлеет себе»,
т.е. всегда поступает в
соответствии со своими
убеждениями, независимо
от внешних обстоятельств.
Марк Аврелий

27.

Сенека:
«Мы не можем изменить мировых отношений.
Мы можем лишь одно: обрести высокое
мужество, достойное добродетельного
человека, и с его помощью стойко переносить
все, что приносит нам судьба».
Следует представить себе проблему:
В сравнении с масштабами Космоса;
В отдаленной временной перспективе;
В сравнении с худшим вариантом
развития событий

28. Школа эпикурейцев

Эпикур
(341 – 270 г. до н.э.)
• Для достойной жизни надо
освободиться от страхов:
Не надо верить в судьбу – ее нет;
Не надо бояться богов: они далеко, им нет
до нас дела
Не надо бояться смерти: за пределами
земного существования нет абсолютно
ничего.
«Пока мы есть, смерти нет, а когда она
придет – нас не будет»

29.

«Сад Эпикура»
Эпикур:
• Цель жизни – счастье,
содержание счастья –
удовольствие.
Гедонизм – этическая концепция,
ориентированная на получение
удовольствия, наслаждение жизнью
• В поиске удовольствий важны мера и разум;
• Необходимо не искать редких удовольствий,
а научиться извлекать удовольствие из того,
что доступно.

30.

Эпикур:
«Мы выбираем не всякое удовольствие,
но иногда мы обходим многие
удовольствия, если видим, что за ними
следует для нас большая
неприятность; также мы считаем
многие страдания лучше удовольствия,
когда приходит для нас большее
удовольствие, после того как мы
вытерпим страдания».

31.

В античной философии определилась
базовая проблематика европейской
философской традиции:
проблема первоначала мира и его
свойств,
проблема соотношения
материального и духовного начала,
проблема сущности человека и
структуры его личности,
проблема правил жизни и оснований,
побуждающих человека следовать
правилам.

32.

Назовите античную школу или одного
античного философа, у которого были
разработаны и онтология, и антропология
English     Русский Правила