Люди и боги в гомеровских поэмах
Переход от матриархата к патриархату
Боги нового типа
О важном
Литература
1.89M
Категория: ИсторияИстория

Люди и боги в гомеровских поэма

1. Люди и боги в гомеровских поэмах

Выполнили студентки 3 курса
Базарова Полина
Никифорова Серафима
ФРФиИЯ направления «Русский и
английский языки»
Гр. №0203-13
Преподаватель :
Сашина Елена Владимировна

2.

Гомер — один из древнейших поэтов античности,
является автором всемирно известных эпических
произведений, в числе которых «Одиссея» и
«Илиада». Он жил в VIII — VII веках до нашей эры.
По мнению Геродота, писатель создавал свои
шедевры в девятом веке.
Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был
современником Троянской войны, и умер он ещё в
XII веке до нашей эры. Исследования доказывают,
что более половины найденных папирусов вышли
из-под его пера. О жизненном пути и личности
творца известно немногое1.
_________________________________________
1Биография
Гомера.
URL:
https://stories-ofsuccess.ru/gomera (дата обращения 28.03.20).

3. Переход от матриархата к патриархату

С переходом от матриархата к патриархату развивается новая ступень
мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или
классической мифологией. Вместо мелких божков появляется один
главный, верховный бог Зевс, патриархальная община появляется
теперь и на горе Олимпе.1
____________________________________________________________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и
«божественное» в героях. URL: http://antique-lit.niv.ru/antiquelit/bilety4/bilet-6.htm (дата обращения 28.03.20).

4.

Зевс- главный бог дальновержец,
который по сути дела решает все
самые важные вопросы, а также
борется
с
разного
рода
чудовищами, заточает их под
землю или даже в Тартар. За
Зевсом идут другие боги и герои1.
____________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера:
«человеческое»
в
богах
и
«божественное» в героях. URL:
http://antique-lit.niv.ru/antiquelit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

5.

Аполлон, например, убивает Пфийского дракона и основывает на его месте
святилище. Он же убивает двух сыновей Посейдона, которые выросли так
быстро, что едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть
Герой и Артемидой, и вероятно царством самого Зевса. Персей убивает
медузу. Тесей убивает минотавра1.
____________________________________________________________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

6.

12 подвигов совершает Геракл:
1.Как Геракл задушил змей.
2.Битва с Лернейской гидрой.
3.Геракл у кентавров
4.Как Геракл ловил Керинейскую лань.
5. Геракл изгоняет стимфальских птиц.
6. Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия.
7. Критский бык.
8. Кони Диомеда.
9.Геракл в царстве амазонок.
10. Быки Гериона и хитрый великан Какос.
11. Путешествие Геракла за золотыми яблоками Гесперид.
12. Пеление трёхглавого пса Кербера.
_____________________________________________________________________________________________________
_______
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

7. Боги нового типа

Вместе с тем появляются и боги нового типа.
Женские божества:
Гера, главная богиня на Олимпе, жена и сестра
Зевса,
Гера
совоокая,
она
становится
покровительницей брака и семьи.
Деметра, покровительница земледелия, с ней
будут связаны Элисифнские мистерии.
Афина, богиня честной, открытой войны ( в
отличие от Ареса), Афродита- богиня любви и
красоты, Гестия – домашнего очага, Артемида –
приобрела красивый стройный вид, и стала
образцом милого и дружелюбного отношения к
людям. Возросшее ремесло потребовало для себя
бога –Гефеста1.
_______________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в
богах и «божественное» в героях. URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата обращения 28.03.20).

8.

9.

Богами
специального
патриархвального уклада жизни
стали Афина Паллада и Аполлон,
которые
славятся
красотой
и
мудростью. Гермес из прежнего
примитивного
существа
стал
покровителем
торговли,
скотоводства, искусства, в общем
всякго
рода
человеческого
мероприятия1.
____________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера:
«человеческое»
в
богах
и
«божественное»
в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antiquelit/bilety4/bilet-6.htm (дата обращения
28.03.20).

10.

Теперь всем правит Зевс, все стихийные силы в его подчинении,
теперь он не только гром и молния, которых так боятся люди, теперь к
нему также можно обратиться за помощью В принципе как во всей
древне Греческой, так и отдельно в гомеровском эпосе существует
изображения множество богов, но образы их меняются переходя из
произведения в произведения. Роль божественного вмешательства,
играет тут так же немаловажную роль. О божественном
вмешательстве можно много говорить на примере Илиады. Там оно
происходит повсеместно1.
____________________________________________________________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

11.

Влияние богов на жизнь человека или даже целой страны - как
например боги старались помочь троянцам или ахейцам. А люди по
прежнему верят в бога и каждый из низ молится своему богу1.
____________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

12.

А.Ф. Лосева о мифологии в "Илиаде" и "Одиссее": "можно сказать, у Гомера
нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается,
но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной
народной религией. Гера, Кирка и Калипсо - это женщины в роскошных
одеждах, утопающие в наслаждениях, Привлечение образов богов ничем не
отличается от использования им всех прочих ресурсов. Это совершенно такие
же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные
герои и люди1.
_____________________________________________________________________________________________________
_______
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

13.

Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не
в состоянии охватить рационально. Для гомеровской трактовки богов
характерны два обстоятельства : боги Гомера очеловечены: им приписан не
только человеческий облик, но и человеческие страсти, эпос
индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие.
Затем, боги наделены многочисленными отрицательными чертами : они
мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги
зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс
нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам1.
_____________________________________________________________________________________________________
_______
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

14.

Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало
сильно в большинстве из них. Под хтонизмом понимают ту мифологию,
которая строится по типу стихийных и беспорядочных явлений природы,
беспринципных и анархических, иногда просто звериных, а зачастую
дисгармонических (керы, эринии, доолимпийские божества)1.
___________________________________________________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

15. О важном

Действие "Илиады" протекает параллельно на Олимпе и на Земле. Боги
разделены на два враждебных лагеря. Мать Ахилла Фетида получает от Зевса
обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду,
нанесенную ее сыну. Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону
обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон
решается дать бой троянцам.
Далее боги постоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти
оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита
похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить
стрелу в Менелая. В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту,
следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные очеловечивание богов и обожествление героев1.
___________________________________________________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

16.

В обеих поэмах много религиозно - мифологических противоречий. Зевс - верховный
бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в
решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно
понять, кого он защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная
интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и
семейные ссоры. Зевс - весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый.
В "Илиаде" Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора,
лежащего на поле сражения в бессознательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что
Гектора пробудил разум Зевса1.
___________________________________________________________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в героях.
URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm (дата обращения 28.03.20).

17.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг
друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно,
чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет. Внешний облик богов
изображается также противоречиво. Афина в пятой песни "Илиады" такая
огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в
"Одиссее" это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам
обращается без особого почтения1.
_________________________________________________________________________________________________
1Люди
и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в
героях.
URL:
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm
(дата
обращения 28.03.20).

18. Литература

Люди и боги в поэмах Гомера:
«человеческое» в богах и «божественное»
в
героях.
URL:
http://antiquelit.niv.ru/antique-lit/bilety4/bilet-6.htm (дата
обращения 28.03.2020)
Биография Гомера. URL: https://stories-ofsuccess.ru/gomera (28.03.2020)
English     Русский Правила