История этики
Античная этика
Сократ
Аристотель (384-322) «Никомахова этика», «Эвдемова этика»
Аристотель
Стоицизм (1 в. н.э.)
Сенека «Нравственные письма к Луцилию»
Этика Средневековья
Учение о добродетели связано с порядком в любви. Виды любви
Для средневековой этики характерно:
Теории морали в эпоху Возрождения
Ф.Рабле (1494-1553)
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Л. Валла (1407-1457)
Э. Роттердамский (1469-1536)
Этические учения Нового времени (ХУ11-ХУ111 вв.)
Д.Юм (1711-1776)
Этика И. Канта (1724 -1804)
Этика Канта (основные положения)
Этика Л. Фейербаха (1804-1872)
Основные положения этики Л.Фейербаха
Этика утилитаризма И. Бентама (1748-1832)
Этика утилитаризма (основные положения)
Современная этика. Теория справедливости Дж.Ролза (1921-2002)
Основные положения теории справедливости Дж. Ролза
Этика дискурса Ю. Хабермаса (1929 -
Основные положения этики дискурса
Выводы
Глоссарий
1.16M
Категория: ФилософияФилософия

История этики

1. История этики

Учебные вопросы:
1. Античная этика
2. Этика Средневековья
3. Теории морали в эпоху
Возрождения
4. Этические учения Нового времени
(ХУ11-ХУ111 вв.)
5. Современные морально-этические
теории

2. Античная этика

Сократ (470-399)
Путь добродетели – познание самого себя
Познание добродетелей есть обладание этой
добродетелью
Добродетель есть знание
Самосовершенствование важнее всякой заботы о
внешних благах
Главные добродетели: благочестие (должное
отношение к богам), справедливость ( как
относиться к людям в полисе), мужество (умение
противостоять страху), рассудительность
(господство над страстями), мудрость (знание
самого себя до оснований добра/зла)

3. Сократ

4. Аристотель (384-322) «Никомахова этика», «Эвдемова этика»

Отношение между счастьем и
добродетелью (эвдемонизм)
Счастье складывается из внутренних и
внешних факторов
Главное для счастья – сочетание личных и
общественных интересов
Через усердие и учение счастье
принадлежит всем, кто не безнадежен для
добродетели

5. Аристотель

6. Стоицизм (1 в. н.э.)

Нельзя сбросить бремя, возложенное
судьбой
Важны не жизненные трагедии, а отношения
к ним
Зло – все то, что исходит от человека, но не
то, что обрушивается извне
Внутренняя свобода – согласование
собственных устремлений с тем, что желает
судьба
Мораль – следование долгу

7. Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

8. Этика Средневековья

Учение о добродетелях и пороках
7 смертным грехам соответствовали 7
добродетелей: гордыня – смирение,
алчность-щедрость, похоть-целомудрие,
зависть-довольствование, чревоугодиевоздержание, гнев-спокойствие, уныниенадежда. В ХХ1 в. К семи грехам в
католицизме прибавились еще наркомания,
чрезмерное богатство, загрязнение
окружающей среды, ложь
Высшие добродетели – вера, надежда,
любовь

9. Учение о добродетели связано с порядком в любви. Виды любви

Любовь – (филеа) дружба
Любовь – эрос, стихия, страсть
Любовь-мания (ненависть)
Любовь - прагма
Любовь - лудус (игра)
Любовь - агапэ (прообразом выступает
материнская любовь)
Любовь - каритас (милосердие), любовь к
Богу

10. Для средневековой этики характерно:

Психологизация (определение глубины и
искренности веры)
Таинство покаяния требовало самоанализа
Высшей нравственной ценностью становится
искренность и соответствующая ей совесть
Придается значение любви, поэтому этика
наполняется интимным лексиконом
«любовь», «сердце»
Средневековые добродетели вслед за
античными: справедливость, умеренность,
мужество

11. Теории морали в эпоху Возрождения

Реабилитация земных радостей (гедонизм,
сибаритство)
Самоценность индивидуального бытия
(Лоренцо Валла)
Обращение к человеку с его пороками и
слабостями «Похвала глупости» Э.
Роттердамского, который
признал человеческие пороки и глупость
неотъемлемой частью его
индивидуальности

12. Ф.Рабле (1494-1553)

13. Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

14. Л. Валла (1407-1457)

15. Э. Роттердамский (1469-1536)

Э. Роттердамский (14691536)

16. Этические учения Нового времени (ХУ11-ХУ111 вв.)

Эмпирико-сенсуалистическая этика (Т.Гоббс, Д.
Юм). Правила и принципы поведения, понятия о
смысле жизни и идеале раскрываются в опыте
повседневной жизни
С эмпирико-сенсуалистической этикой связана
либеральная идеология (Англия, Голландия)
в основе либерализма лежит принцип сомнения
(люди могут ошибаться в своих взглядах),
этический индивидуализм, связанный с единым
порядком в обществе

17. Д.Юм (1711-1776)

18. Этика И. Канта (1724 -1804)

Этика И. Канта (1724 1804)

19. Этика Канта (основные положения)

Абсолютизация морали (весь мир имеет нравственный
характер)
Автономность моральной воли, т.е. ее независимость от
внешних факторов
Чистота моральной мотивации
Нравственные обязанности по отношению к себе – долг
человека заботиться о сохранении своей жизни, достоинства
и здоровья
Нравственные обязанности по отношению к другим –
помогать другим, не надеясь получить за это какое- либо
вознаграждение
Этика Канта базируется на признании постулатов Бога,
бессмертия души и свободы
У Канта – моральная религия: соблюдение всех человеческих
обязанностей как божественных заповедей (деонтология)
Секуляризация христианства (трансформация «скорбящего
сознания» в признание нравственного значения
жизнерадостности

20. Этика Л. Фейербаха (1804-1872)

21. Основные положения этики Л.Фейербаха

Превращение религии в этику
Человек как природное существо стремится к
счастью (эвдемонизм)
Против основной идеи буддизма: жизнь есть
страдание
Страдание выступает препятствием счастью
Сочетание эвдемонизма с понятиями долга и
совести
Придерживался позиции «разумного эгоизма»
Первым связал моральную мотивацию с эмоциями
внеморального характера

22. Этика утилитаризма И. Бентама (1748-1832)

23. Этика утилитаризма (основные положения)

Этика рыночной экономики
Наибольшее счастье для наибольшего числа людей
(трудясь для себя, я тружусь для общества)
Содействуя своему счастью, увеличивай счастье
других людей (благотворительность)
Идентификация добра с удовольствием, пользой, а
страдания со злом
Квантификация удовольствий/страданий
Утилитарная автономия (разрешено все, что не
запрещено законом)
Отрицание мучительных жертв (аскетизм)
Способность переводить кажущие неразрешимые
проблемы в разрешимые эмпирически

24. Современная этика. Теория справедливости Дж.Ролза (1921-2002)

25. Основные положения теории справедливости Дж. Ролза

Приоритет долга как категории
(деонтологическая этика)
Справедливость соотносится с
честностью
Для реализации справедливости
должно быть справедливое общество
Соединение двух традиций:
либерализма и коммьюнитаризма

26. Этика дискурса Ю. Хабермаса (1929 -

27. Основные положения этики дискурса

В современных условиях возможна
глобальная этика
Необходимо осуществление
процедуры поиска общего согласия
Основой общения (коммуникативного
действия) выступают моральные
законы

28. Выводы

Развитие этических учений показывает
движение этики к развертыванию
гуманизма (каким должно быть
общество), преодолению многих
негуманных сторон человеческого
бытия, обозначается значимость
коммьюнитаристских ценностей
(солидарность, взаимопомощь,
коллективизм, альтруизм)

29. Глоссарий

Коммьюнитаризм, дискурс, гедонизм,
эвдемонизм, деонтология,
сибарит, стоицизм, аскетизм
English     Русский Правила