2.09M
Категория: ФилософияФилософия

Этика как наука. Лекция 1

1.

2.

Тема: Этика как наука
План лекции:
1. Понятие этики. Исторический
взглядов
2. Понятие морали, ее структура
3. Основные функции морали
экскурс
этических

3.

Этика (греч. еtika, от etos –
привычка, нрав) – это философская
наука, изучающая феномен морали
(нравственности)
Аристотель
(384 -322 гг. до н.э.)
Аристотель термином «ēthos»
обозначил добродетели
человека проявляющиеся в его
поведении и делающие его
совершенным и счастливым. А
« этикой»–– науку об этих
качествах;
Этика - наука о добродетелях
Этика - это «практическая
философия»

4.

Цицерон
106–43 до н.э.
В IV в. появляется термин «мораль», от
латинского слова mos (мн. ч. – mores), что
означало примерно то же, что и ēthos в
греческом –– нрав, обычай и
Цицерон со ссылкой на Аристотеля,
образовал от него слова moralis – моральный
и – мораль, которые стали латинским
эквивалентом греческих слов этический и
этика.
В русском языке эквивалентом латинского слова
«мораль» и греческого «этика» стал термин
«нравственность»
В процессе развития культуры прослеживается традиция выделять
«этику» как область знания, науку,
а «мораль» («нравственность») как предмет ее изучения

5.

Немного из истории этических взглядов
Софисты – этический релятивизм: «У каждого человека своя истина»; «Что кому выгодно,
то и хорошо».
Справедливость – это не что иное, как выгода (польза) сильнейшего.
Киники – философия асоциальной свободы. Основа счастья и добродетели –
пренебрежение к общественным нормам. Закон жизни – закон природы. Необходимо
отказаться от всяких человеческих удобств, богатства, славы ради достижения независимости
и внутренней свободы.
Этика Сократа – этический рационализм: «Знание есть мудрость, нравственность», «Познай
самого себя и ты познаешь мир».
Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
Этика стоицизма – «Лучше достойно жить, чем недостойно умереть»
Осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом
чувство собственного достоинства.
Н. Макиавелли – «Цель оправдывает средства»
Прагматизм: этика – это практическая наука. Основу морали составляет достижение выгоды
любой ценой и любыми средствами. Человек в своих поступках должен руководствоваться
личной моральной ситуацией, поступать исходя из настоящего и ближайшего будущего.
Современная этика гуманизма: Гуманизация всей общественной жизни. Создание таких
условий, когда каждый человек осознает, что высшей ценностью для него является другой
человек. Знания и умения необходимо должны быть сопряжены с моральными качествами
личности

6.

Примеры софизмов
1. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит,
следовательно, сидящий стоит.
2. Этот пес – отец тех щенят. Но это твой пес,
значит, это твой отец, и ты – брат щенят.
3. 5 есть 2 + 3. 2 – четное, 3 – нечетное.
Следовательно, 5 – и четное, и нечетное

7.

Сократ
(470 - 399 гг.
до н. э.)
«Я знаю, что ничего
не знаю», «Познай
самого себя»
• Считал бесполезными занятия естествознанием,
поскольку природа ничему не может научить.
Главное место в философии принадлежало
этике;
• человек и его проблемы главный предмет
философствования Сократа;
• «даймонион» –совесть, «внутренний голос»,
который был гарантом постижения истины;
• непосредственно мы воспринимаем лишь
самих себя, свой внутренний мир, свои мысли,
свои идеи. Поэтому мы должны познавать
прежде всего самих себя. Сократ выдвигает
принцип “Познай самого себя”;
• в отличие от софистов отрицал относительный
характер истины и других духовных ценностей.
Верил, что зло есть лишь результат незнания
сущности блага. Знание есть добродетель.
Мораль сливается со знанием.

8.

«Сократические школы»
• Академия Платона
• Киническая школа
• Киренская школа (гедоническая)
• Мегарская школа

9.

КИНИЧЕСКАЯ ШКОЛА (КИНИКИ) - АНТИСФЕН,
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ, КРАТЕТ
Философская школа, которая обосновала
идею асоциальной свободы (вне связи
с обществом).
Основная задача – исследование
внутреннего мира человека,
понимание того, что́ является для
человека истинным благом. Благо для
человека – быть добродетельным
Для достижения блага следует жить
«подобно собаке», то есть жить,
сочетая в себе:
• простоту жизни, следование
собственной природе, презрение к
условностям;
• умение с твердостью отстаивать свой
образ жизни, стоять за себя;
• верность, храбрость, благодарность.

10.

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть
хоть какой-нибудь смысл

11.

Диоген ищет людей

12.

А что ты такое, зло или добро?

13.

Те, кто хочет обрести бессмертие, должны жить
благочестиво и справедливо

14.

Различные дефиниции, что такое
Этика -
• учение о назначении и смысле жизни человека, о
моральных принципах и нормах поведения;
• теоретическая дисциплина преимущественно
философского характера, объектом изучения которой
является происхождение, сущность, функции морали,
структура морального сознания и поведения;
• раздел философии, наука, изучающая мораль,
нравственность как форму общественного сознания и
как вид общественных отношений;
• исследование сущности, целей и причин морали и
нравственности.

15.

Этика изучает:
природу и внутреннюю структуру морали;
её происхождение и историческое развитие;
место морали в системе общественных отношений;
моральные ситуации, коллизии нравственного
поведения.
Таким образом, этика решает вопросы о природе и
происхождении морали, ее историческом развитии,
выясняет место морали в системе общественных
отношений и особенности ее функционировании в
обществе.

16.

нравственность и
мораль
программа
достойного
поведения
цели и задачи
модель гуманных и справедливых
отношений, обеспечивающих
высокое качество общения
история этики и морали
ЭТИКА
структура
теория морали (нравственности)
функции
нормативная этика
прикладная этика
оценочная
познавательная
мировоззренческая
www.themegallery.comрегулятивная
воспитательная

17.

В самом общем плане в современной этике принято
различать теоретическую и прикладную части.
Теоретическая область этических знаний объединяет все
вопросы, связанные с анализом сущности, специфики
функций морали, ее генезиса, роли и значения в обществе;
Прикладная этика изучает нравственные аспекты,
ценностное содержание общественных отношений в
которые включен человек в процессе конкретного вида
деятельности, ее социокультурные условия.
Оформление прикладной этики приходится на последнюю
треть ХХ века. Начало положила «биоэтика», оформившаяся
как стремление обеспечить людям достойные условия
существования.

18.

По уровню обобщения совокупности
этических знаний принято выделять:
1) дескриптивную этику, в рамках которой
описывается история этических учений,
генезис и эволюция морали;
2) метаэтику (философия морали),
исследующую сущность морали, ее
основные принципы и категории, структуру,
функции и закономерности проявления
посредством формально-логического
анализа языка морали;

19.

3) нормативную этику, в рамках которой
происходит обоснование моральных
принципов и норм, которые выступают
как теоретическое развитие и
дополнение морального сознания
общества и личности;
4) прикладную этику, призванную
выработать общие подходы в
реализации моральных норм и
принципов в социальной практике.

20.

Есть ли различия в понятиях мораль
и нравственность ?
• Человек
• Выбор
• Страдание
• Поступок
• Действие
• Поведение
Мораль
Нравственность
Это форма осознания
смысла жизни, самого
себя, поступков
Свобода и выбор
Это практическое
поведение, реальные
дела и поступки
Общественное мнение
Правила и стандарты

21.

Мораль
• это способ самоконтроля, самоуправления и
упорядочения отношений между людьми на
основе обобщенных представлений о нормах,
принципах и идеалах добра;
• мера господства человека над самим собой.
• совокупность ценностей добра и зла, а также
соответствующих им форм сознания,
отношений, действий;
• особый, повелительно-оценочный способ
освоения действительности через
противопоставление добра и зла.

22.

Нравственность
• свод неписаных правил, определяющих
благонравное поведение человека;
• правила, определяющие поведение; духовные
и душевные качества, необходимые человеку
в обществе, а также выполнение этих правил,
поведение;
• система норм, оценок, образцов поведения,
выполняющих функции социального контроля,
регулирования отношений в обществе, а также
установки человека действовать в
соответствии с принятыми в обществе
понятиями о добре и зле.

23.

24.

Центральным моментом нравственной деятельности
является поступок, который характеризует
способность человека к сознательной постановке
целей, выбору соответствующих им средств и
самостоятельному, внутренне свободному, морально
ответственному действию.
Поступок включает два компонента: мотив и оценку
(самооценку).
1.Мотив играет роль импульса, побудителя к действию:
немотивированных поступков не существует.
2. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение
поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на
основе требований морали.

25.

26.

Основные элементы структуры
морали:
моральное
сознание
нравственные
ценности
нравственные
принципы
нравственные
нормы
нравственные
чувства
нравственное
поведение
ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ:
добро и зло
справедливость
долг
совесть
счастье
любовь
гуманизм
толерантность и
др.
это реализация высших
ценностей в процессе
жизнедеятельности,
нахождение
оптимальных способов
утверждения принципов
гуманизма, добра и
справедливости в
конкретных жизненных
ситуациях

27.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ)
Всеобщность
Взаимность
отношений
Неинституционность
Универсальность
этика
нравственность
Разумность
мораль
Добрую волю и
бескорыстность
мотивов
Императивность
Автономность

28.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ
Религиозная концепция
Натуралистическая
концепция
Социально-историческая
концепция

29.

Функции морали
Для понимания сущности морали
немаловажную роль играет выявление тех
функций, которые она выполняет.
В процессе становления морали, ее выделения
в относительно самостоятельную область
культуры сложился ряд определенных
функций, присущих ей в настоящее время.
основные функции морали сводятся к
следующим:

30.

В качестве исходной выступает
оценочная функция. Однако, как известно, она
характерна не только для морали, но и для
искусства, религии, права, политики и др.
В чем же состоит специфика оценочной
функции морали? Прежде всего оценка
производится через призму особых понятий
морального сознания: добро и зло,
справедливость, долг, совесть и т. д. Наконец,
необходимо отметить, что моральная оценка
опирается на моральные убеждения индивида
и авторитет общественного мнения.

31.

2.Познавательная функция. Она не имеет такого
значения, такой интенсивности, как оценочная, но
теснейшим образом с ней переплетается. В
частности, когда индивид оценивает свои
собственные или чужие поступки, он неизбежно
получает известное (неполное) представление о
внутреннем мире, как своем собственном, так и
других людей.
Конечно, необходимо помнить, что
познавательная функция морали реализуется
несколько иначе, нежели познание в науке. В ней
значительно большую роль играют чувства, вера,
интуиция. В научном же познании доминирует
разум.

32.

3. Мировоззренческая функция. Как уже
отмечалось, мораль не может быть сведена к
простым нормам. Она должна обосновывать,
«оправдывать» эти нормы, указывать, во имя
чего они должны выполняться, т. е.
моральное сознание неизбежно выходит на
высшие ценности, на вопросы, касающиеся
смысла жизни.
Научная картина мира и мировоззрение – это
не одно и то же. Мировоззрение формируется
не только на основе знания, но и включает
сложную гамму чувств, представляет собой
своеобразный образ мира.

33.

4. Воспитательная функция. Это одна из
важнейших функций морали.
Без процесса воспитания – непрерывного,
интенсивного и целенаправленного –
невозможно существование общества,
невозможно и становление отдельной
человеческой личности. Однако
необходимо подчеркнуть, что
основу воспитания составляет
воспитание нравственное, которое и
формирует духовный стержень личности.

34.

5. Регулятивная функция. Она является
своеобразным синтезом всех других функций, ибо,
в конечном счете, задача морали состоит в
направлении помыслов и действий отдельного
человека. Вместе с тем поведение человека
регулирует не только мораль, но и право, религия,
искусство, политическое сознание и др. Однако
именно мораль дает человеку наиболее важные,
глубинные ориентиры. Именно моральные
ценности являются центром духовного мира
личности и оказывают большое воздействие на ее
политические позиции, на оценку тех или иных
религиозных учений или произведений искусства.

35.

Специфика регулятивной функции морали
заключается в следующем:
Во-первых, мораль регулирует практически все сферы
жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о
праве, эстетическом сознании, политике).
Во-вторых, мораль предъявляет к человеку
максимальные требования, требует четко следовать
нравственному идеалу.
В-третьих, регулятивная функция морали
осуществляется с опорой на авторитет общественного
мнения и моральные убеждения (прежде всего
совесть) человека.
В заключение следует сказать, что мораль не
всесильна, о чем свидетельствуют, в частности,
многочисленные преступления.
English     Русский Правила