Похожие презентации:
Богословские аспекты таинства брака. Чинопоследование венчания
1.
Богословскиеаспекты таинства
брака и их влияние
на развитие
Чинопоследование
венчания
Выполнил студент гр. СГЗ-528
А.Н. Носок
Руководитель проекта, д.и.н.,
д.иск., профессор
Н.П. Парфентьев
2.
Венчание как обрядПотеря понятия «Таинство
брака» в современном обществе
3.
Духовный кризис в семье4.
Библиографический список источников1. Дмитриевский А.А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. /
А.А. Дмитриевский – Казань.: Тип. Императорского Университета – 1884. – 607 С.
2. Желтов, М., диак. Обзор истории чинов благословения брака в
православной традиции / диак. Желтов М. // Православное учение о церковных
таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ. – М.: Синодальная
библейско–богословская комиссия – 2009. – С. 109–126. – Т.III.
3. Одинцов, Н.М. Порядок общественного и частного богослужения в
древней России до XVI века. Церковно–историческое исследование./
Н.М. Одинцов – СПб.: Тип. Дома Призрения малолетних бедных. Лиговка, д.№16 – 1881. – 304 с.
4. Пентковский, А.М. Чинопоследование таинства Брака в
константинопольских Евхологиях XI–XII веков. / А.М. Пентковский //
Православное учение о церковных Таинствах. В 3–х томах. – М.: Синодальная библейскобогословская комиссия. – 2009. – 480 с. – Т. 1.
5. Пентковский, А.М. Рецепция константинопольского
чинопоследования брака в Южной Италии, на Балканах и на Руси в X –
XV вв. / А.М. Пентковский // Россия – Италия: этико–культурные ценности в истории.
– СПб.: Алетейя. – 2016. – С. 109–121.
6. Покровский, А.И. Брачные молитвы и благословения древней
Церкви (I–X в.). / А.И. Покровский. // Богословский сборник.– М.: Издательство
ПСТГУ. – 2005. – №13. – С. 191–205.
5.
Цель данного исследования:Cистематизировать
богословские аспекты Таинства
Брака, выявить и изучить
особенности их влияния на
историческое развитие
Чинопоследования венчания.
6.
Задачи исследования:Осмыслить факторы, повлиявшие на
формирования богословских аспектов
христианского брака;
Определить влияние богословских аспектов
брака на образование и развитие
Чинопоследования венчания;
Рассмотреть свидетельство источников
развития Чинопоследования венчания;
Провести реконструкцию действительной
истории развития Чинопоследования венчания
на основе источников.
7.
Предпосылки и путьстановления христианского
брака
8.
Брак в иудейской традицииБрак в греческой культуре
Брак в Римской империи
9.
Особенности дохристианского брака:– Цель брака – рождение детей
– Муж имел статус домовладыки
– Одной из форм брака была «покупка» жены
– Безбрачие не приветствовали
– Возможен был второй брак
– Крайне отрицательно относились к
супружеской измене только со стороны жены.
10.
Богословские аспекты брака:– Единство супругов, как целое, причем это
касается любого брака (нехристианского);
– Нерасторжимость супружеского союза;
– Равноправие женщины в браке;
– Супруга – это дарование, благодатный дар.
11. 1
=1
Брак
«во Господе»
12.
Для христиан стало нормой получатьблагословение (одобрение) Церковью их
брака и они участвовали в Таинстве
Евхаристии
13.
Чин бракосочетания конец VI в.1)Соединение рук и венчание,
2) Причащение Святых Таин;
3) Брачный пир с распитием первой чаши
новобрачными.
14.
Элементы свадьбы вошедшие вЧин венчания:
Возложение венцов ( от чего произошло
название Чина венчания )
Соединение рук
Общая чаша ( первая чаша на свад. пире )
Троекратное обхождение аналоя
(торжественое шествие в дом новобрачных)
Снятие и разрешение венцов
(
совершалось возле опочивальни; при снятии
вешались на дверь или стену; по разрешению венцы
снимались; это были две разные молитвы)
15.
Для Восточной и для ЗападнойЦерквей
Таинство
Брака
Брачная
Литургия
Таинство
Евхаристии
Причащении
Преждеосвященными
Дарами
16.
Брак в Древней РусиКультура Древней Руси в отношении
бракосочетания ничем не отличалась
от иудейской и греко-римской культур.
Распространенной формой брака
Древней Руси была договорная,
которая сродна форме религиозного
римского брака – «confarreatio».
17.
Брак в Древней РусиКультура Древней Руси в отношении
бракосочетания ничем не отличалась
от иудейской и греко-римской культур.
Распространенной формой брака
Древней Руси была договорная,
которая сродна форме религиозного
римского брака – «confarreatio».
18.
Брак в Древней РусиОсновные элементы брака:
– Испрашивание чадородия
Невесту встречали медом, хлебом и забрасывали
различными плодами (зернами хлебных злаков, маком,
горохом и т. д.).
– Освящение брака молитвой домашним богам
• Невесту трижды обводили вокруг очага, для поклонения и
принесения ей жертвы домашним богам.
• После гостям раздавали свадебный калач (каравай) .
Каравай являлся священной жертвой божеству
19.
В XIV веке Чин венчания имел следующее последование:в начале пели псалом 127 «Блажени вси
боящиеся Господа», и не было припева: «Слава
тебе, Боже наш, слава тебе», как сейчас,
мирная ектинья
молитва «Боже святый, создавый человека и
от ребра его создав ему жену и сочтав ему
помошницу...»
священник возлогал венцы со словами:
«Господи Боже наш, славою и честию венчай его
(или её)». ( «Господи Боже наш, славою и честию
венчал его и поставил его над делы руку твоею…»
и далее по псалму)
молитва: «Господи Боже наш, иже славою и
честию венчал еси своя мученики святые…».
соединение рук новобрачных с молитвой:
«Господи Боже наш, иже во спасительном Твоем
смотрении…»
пение молитвы «Отче наш»
возглас: «Преждеосвященная Святая
святым»,
во время причащения преждеосвященных
Святых Даров, поют причастен «Чашу спасения
прииму».
преподание «общей чаши», над которою
читается таже молитва, что и сейчас, по
приобщении общей чаши «стькляницу
скрушают».
пели тропари: «Святии мученицы» и «Слава
Тебе, Христе Боже»,
священник произносил словал апостола
Павла приветствие и наставление
бракосочетавшимся: «Ра́дуйтеся всегда́ о Го́ споде:
и па́ки реку́: ра́дуйтеся. Кро́ тость ва́ша разу́мна да
бу́детъ всѣ́мъ человѣ́комъ. Госпо́ дь бли́ зъ. Ни о
че́мже пецы́ теся, но во все́мъ моли́ твою и
моле́нiемъ со благодаре́нiемъ проше́нiя ва́ша да
сказу́ются къ Бо́ гу: и ми́ ръ Бо́ жiй, превосходя́й
вся́къ у́мъ, да соблюде́тъ сердца́ ва́ша и разумѣ́нiя
ва́ша о Христѣ́ Иису́се.» (Флп. 4:4–7).
«ведя новобрачных на лавицу». произносил:
«Господи, Господи, призри с небесе и посети сыны
человеческия» с троекратным пением стихов
посадив новобрачных «на лавицу», то есть на
скамейку, читал молитву, положенную на
разрешение венцов и после принимали
поздравления.
20.
В Чин венчания XV и XVI веков вошлиследующие элементы:
– Чтение из Апостола и Евангелия
– При возложение венцов пение стиха:
«Господи, силою Твоею...» и чтением молитвы:
«Господи Боже наш, иже славою и честью
венчал еси святыя своя мученики»
– Появились такие участники чина, как
«Кум и кума» (свидетели в наст. время)
– Молитва на разрешение венцов: «Господи
Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую»
21.
Главное собрание библиотеки ТроицеСергиевой ЛаврыТребник 1474 года из РГБ Ф.304_I №224.
22.
Главное собрание библиотеки ТроицеСергиевой ЛаврыТребник исх. ХVІ или нач. ХVІІ века Ф.304_I №227.
23.
Главное собрание библиотеки ТроицеСергиевой ЛаврыТребник 1671 года из РГБ Ф.304_I №1223.
24.
Причащение ПреждеосвященнымиДарами
Вышло из Чина венчания в XVII в.
25.
Литургическая реформация XVII векаРусские печатные издания «Требника»
соответствовали позднейшим греческим изданиям
26.
Конечная редакция Чинопоследованиявенчания
Под влиянием Требника
митрополита Петра
(Могилы) в последней
четверти XVII века были
внесены в Чин венчания
вопросы, которые в начале
чина обращены
священником к молодым о
добровольном вступлении
в брак.
27.
Для решения духовного кризиса необходимовернуть причащение Преждеосвященными
Дарами в Чин венчания
Сам Чин не изменится, в него необходимо лишь
добавить возглас «Преждеосвященная Святая
святым» и причастен «Чашу спасения».
28.
Спасибо завнимание!