И.Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872
И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г.
А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.
К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914-1915.
В начале ХХ века происходят научные открытия, в 1914 г. начинается Первая мировая война. Мир меняется на глазах. Меняется и
Рождается новое направление искусства:
Картины К. Малевича на выставке «0,10 (ноль-десять)» в Петрограде. 1915 г.
Дама у афишного столба.
Малевич никогда не расставался с фигуративной живописью. Он создал два «крестьянских» цикла. Дореволюционный – радостный и
Второй цикл – трагический (1928 – 1932 гг.). Он отражает эпоху коллективизации, формирования тоталитарного государства,
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
Озеро. Импрессия.
Василий Кандинский:
В. Кандинский. Смутное. 1917 г.
В. Кандинский. Смутное. 1917 г.
В. Кандинский. Москва. 1916 г.
Сущностные признаки авангарда:
12.87M
Категория: ИскусствоИскусство

Импрессионизм в живописи

1.

Здравствуйте всем!
Мы всё время говорили о том, что сначала появляются
художественные течения в Европе, а затем приходят в
Россию.
Абстрактная живопись появилась впервые в России.
Затем Кандинский и Малевич поехали в Европу обучать
всех остальных своему методу.
Многие до сих пор не понимают и не принимают
абстрактное искусство, считая его неполноценным или
баловством.
Мы увидим, что это закономерный этап развития
искусства, в нём есть своя красота и свои законы.

2.

В этой презентации получилось много текста.
Не нужно писать всё.
Что-то достаточно прочитать и понять.

3. И.Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872

Реалистическое изображение создаётся по принципу подобия.
Для этого используется линейная перспектива, светотень.
И.Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872

4. И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г.

Импрессионисты
изображают не саму
реальность, а впечатление
от неё.
Для этого используют
фрагментарную
композицию, крупные
мазки.
И. Грабарь. Мартовский снег.
1904 г.

5.

Символисты заменяют реальность символом.
Цвет отделяется от формы и имеет самостоятельное значение.
К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

6. А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.

В кубизме уже происходит разложение формы.
Линейная перспектива не используется.
А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913 г.

7. К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914-1915.

Таким образом, живопись постепенно разлагается на
составляющие: цвет, форма, линия, пятно.
«Чёрный квадрат» – это «кирпичик», первоэлемент, простейшая
форма.
Это конец и одновременно начало всего.
К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914-1915.

8. В начале ХХ века происходят научные открытия, в 1914 г. начинается Первая мировая война. Мир меняется на глазах. Меняется и

искусство.
• 1897 г. – открытие электрона.
Начало ХХ в. – открыты протон, позитрон, нейтрон.
• 1907-1917 гг. – теория относительности А. Эйнштейна.
• 1895 г. – открытие рентгеновского излучения.
• 1900-е гг. – исследования К.Э. Циолковского в области
космических полётов.
• Начало ХХ в. – интенсивное развитие психологии, медицины,
создание новых лекарств.
• 1900-1910-е.гг. – работы В.И. Вернадского. Создание
междисциплинарных наук, формирование новой научной
картины мира.

9. Рождается новое направление искусства:

• Авангард – (от фр. avant-garde – передний
край, передовой отряд) – условное
наименование различных художественных
направлений в искусстве ХХ века,
демонстративно порывающих с
установившимися художественными
традициями.

10.

• Абстрактное искусство, абстракционизм – (от лат.
abstraktus – отвлечённый) – беспредметное искусство, не
изображающее мир в привычных формах. Художники
освобождаются (абстрагируются) от реальных форм,
создавая язык универсальных первоэлементов.
Нефигуративные композиции картин сложно организованы
по ритмике и цвету.
• Супрематизм – (от лат. supremus – высший) – течение в
беспредметном искусстве, созданное К. Малевичем и его
последователями в 1910-х гг. Основная задача течения –
выражение «высшей», абсолютной реальности в простых
геометрических формах. Композиции супрематизма
организуются из разноцветных плоскостей и геометрических
фигур. Они пронизаны внутренним движением и
гармонически уравновешены.

11. Картины К. Малевича на выставке «0,10 (ноль-десять)» в Петрограде. 1915 г.

12.

Сам Малевич назвал «Чёрный квадрат» «зародышем всех
возможностей». Он стал манифестом нового направления.
В нём всё – краски, формы, структуры – сведено к нулю, и
художник, как демиург, начинает творить новые миры из
этого «ничто». (Тот же смысл носило название выставки «0,10
(ноль-десять)» - перешагнуть за нуль).

13.

Посмотрите, как Малевич расположил «Чёрный квадрат»
среди других картин? Он висит в верхнем углу, как икона. Это
икона ХХ века. «Чёрный квадрат» не предназначен для
рассматривания, любования. Это знак, формула, манифест
нового искусства.
Картина не имеет ни верха, ни низа, ни объёма, ни
перспективы. Квадрат – символ земли – парит в окружающем
его бесконечном космосе. Сам Малевич говорил: «Искусство
моё не принадлежит земле исключительно». (Помните, в эти
же годы Циолковский разрабатывает теорию космических
полётов). Чёрный и белый в сопоставлении дают два полюса,
расстояние между которыми максимально раздвинуто.
Цветовое многообразие между ними беспредельно. Чёрный
цвет физически вбирает в себя все краски мира, белый цвет –
оптически. Белый и чёрный также – символы предельных
сущностей жизни: света и тьмы, добра и зла. Таким образом,
«Чёрный квадрат» - это в высшей степени обобщение,
абстракция.

14.

Чтобы объяснить свой метод в
искусстве, Казимир Малевич
написал книгу «От кубизма к
супрематизму. Новый
живописный реализм».
Через увлечение Сезанном и
фовизмом, Малевич приходит
к кубофутуризму, а затем
создаёт собственный метод –
супрематизм.
Он строит композиции из
геометрических фигур.
Казимир Северинович
Малевич (1878-1935)

15. Дама у афишного столба.

К. Малевич
Дама у афишного
столба.
Чёрный квадрат.
Супрематизм.

16.

Красный квадрат.
Живописный реализм
крестьянки в двух
измерениях. 1915 г.
Белый квадрат.
(Белое на белом).
1918 г.

17.

Почти сразу после написания «Чёрного квадрата» Малевич
пытается перевести плоские формы в объём.
Он не придумал, а ОТКРЫЛ выразительные возможности простых
форм.

18.

Он заложил основы архитектуры и дизайна ХХ века.
Архитектоны К. Малевича

19.

Сравните современные здания с архитектонами Малевича.
Нью-Йорк

20.

Москва

21.

Посуда по
эскизам
К. Малевича.

22.

Эскизы тканей К. Малевича.

23.

Современные кутюрье до
сих пор обращаются к
наследию Малевича.

24.

25.

26. Малевич никогда не расставался с фигуративной живописью. Он создал два «крестьянских» цикла. Дореволюционный – радостный и

красочный.
Уборка ржи. 1912 г.
Лесоруб. 1912-1913 гг.

27. Второй цикл – трагический (1928 – 1932 гг.). Он отражает эпоху коллективизации, формирования тоталитарного государства,

обезличивающего человека.
Женщина с граблями.
Сложное предчувствие.

28.

К. Малевич.
Автопортрет. 1933 г.
Казимир Малевич был
амбициозным человеком.
На волне революции он активно
продвигает новое искусство.
Его дважды арестовывали.
В 1927 г. ненадолго едет в
Германию.
Свою дочь он назвал – Уна.
От названия своей группы
«Утвердители нового
искусства».
Завещал похоронить себя в
супрематическом гробу в виде
креста.
Он хотел, чтобы вся жизнь была
пронизана новым искусством.

29. Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

Василий Кандинский
пришёл в искусство поздно:
после окончания
юридического факультета
Московского университета.
Художник много
путешествовал, а в 1921 г.
навсегда покинул Россию.
Жил в Германии, затем – во
Франции.
Везде был признан как
основатель абстрактного
искусства.
Василий Васильевич
Кандинский (1866-1944)

30.

Это одна из ранних работ.
В. Кандинский. Одесский порт. 1898 г.

31. Озеро. Импрессия.

Картина «Озеро» создана под
впечатлением от фрагмента
действительности.
Импровизация –
фантазия художника
на природный мотив.
Озеро.
Импрессия.
Импровизация 7.
В композиции нет прямых связей с
реальностью.
Герои здесь – линии и пятна.
Композиция VII

32. Василий Кандинский:

«Живопись есть грохочущее столкновение
различных миров, призванных путём борьбы и
среди этой борьбы миров между собою создать
новый мир, который зовётся произведением.
Каждое произведение возникает и технически так,
как возник космос, - оно проходит путём
катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра,
выливающемуся в конце концов в симфонию, имя
которой – музыка сфер. Создание произведения
есть мироздание».

33. В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

Картина написана в год двух революций (февральской и
октябрьской). Через хаотическое столкновение форм и красок
художник показал образ времени, смятение в душе
современника.
В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

34.

Каждая классическая картина изображает какой-то момент
времени, фрагмент мира. Абстракция позволяет выйти на
уровень обобщения; показать мир шире, чем человек
видит его в данный момент. Показать мир таким, каким
человек его знает, образ мира (или ситуации), который
выстраивается в его голове. Поэтому абстрактная картина
может нам рассказать гораздо больше, полнее о событии,
чем изображение фрагмента данного события.
Кандинский обосновал свои идеи в книге «О духовном в
искусстве».
Прочитайте его язык красок и форм и попробуйте поновому посмотреть на картину «Смутное».

35.

«Язык форм и красок» В. Кандинского.
Точка – основа всех знаков, центральное ядро. Это звук, удар.
Чем меньше точка, тем больше её напряжение, энергия.
Линия – сюжет, судьба.
Прямая горизонтальная линия – косное, тяжёлое, земное,
холодное.
Прямая вертикальная линия – восхождение человека к
небесам. Тёплое, подвижное, духовное.
Кривая линия – возникает, когда на прямую судьбы давят
одновременно несколько сил. Кривая – выражение зрелого
творческого ума, совершенства, состоятельности, дееспособности.
Восходящая кривая – история со счастливым концом.
Ломаная линия – энергия, направленная вопреки.
Острый угол – сопротивление превратностям судьбы.
Тупой угол – вялая старость.
Крест – взаимопроникновение божественного и земного.
Квадрат – духовное существо.
Круг – Бог, вечность.

36.

Белый цвет – молчание, полное возможностей. Символ
Вселенной.
Чёрный – цвет конца, финала, безмолвие без
надежды, без будущего.
Серый – беззвучный, неподвижный.
Синий – небесный. Трансцендентное. Нечеловеческая
печаль. Глубокий внутренний монолог.
Зелёный – природный цвет. Пассивность.
Жёлтый – «нахальство», красочное сумасшествие,
слепое безумие.
Красный – необъятная мощь, зрелость, кипение,
полнота внутренних возможностей.
Коричневый – тупой, жёсткий.
Фиолетовый – болезненный, погасший, печальный.

37. В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

38. В. Кандинский. Москва. 1916 г.

Кандинский родился в
Москве и мечтал здесь
жить.
В. Кандинский. Москва. 1916 г.
Картины Кандинского
более эмоциональные,
чем композиции
Малевича.
Иногда понять их
помогает музыка.
Сам Кандинский любил
музыку. Он говорил:
«Цвет – это клавиша, глаз
– молоточек, душа –
многострунный рояль».

39.

Попробуйте посмотреть картину «Москва»
под музыку С.В. Рахманинова.
В. Кандинский. Москва. 1916 г.

40.

Я надеюсь, что русский авангард стал вам чуточку
ближе и понятнее.
Вы убедились, что это не примитивные «калякималяки», а картины, написанные своим сложным
языком.
Из выразительных средств на первый план выходят
композиция и ритм.
Цвет, как и в символизме, играет самостоятельную
роль.
Вы, конечно, тоже можете попробовать нарисовать
чёрный квадрат. Но это будет не новое искусство.
Новым оно было 100 лет назад.

41. Сущностные признаки авангарда:

• Авангард – разрыв с художественной традицией.
• Авангард – тотальное искусство. Цель художников –
преобразование мира средствами искусства.
• Искусство авангарда многоканально. Это не стиль с
общим набором признаков. Каждый художник создаёт
свой стиль.
• Проблема оценки авангардного искусства.
2 критерия оценки: 1) новизна идей; 2) концептуальное
обоснование своего искусства.
• Зритель – равноправный участник творческого
процесса.
English     Русский Правила