16.36M
Категория: ИскусствоИскусство

Изобразительное искусство романского периода

1.

Изобразительное
искусство
романского
периода

2.

3.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) —
художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а
также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—
XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших
этапов развития средневекового европейского искусства.
Наиболее полно выразился в архитектуре.

4.

Oсновным типом
романского храма была
базилика - вытянутое в
плане здание, интерьер
которого разделен рядами
колонн на продольные залы
(нефы).

5.

План романского храма

6.

Трансепт
-поперечный неф в церквах с планом в виде неравноконечного
креста, пересекающий собой главный, более продолговатый неф
под прямым углом и выступающий концами из общей массы
сооружения.
-продолговатое пространство, лежащее между хором и
продольным нефами.

7.

скульптура
Важное место занимала
скульптура, в особенности
рельеф. Основным
материалом скульптуры
был камень.Произведения
из дерева, стука и камня,
не исключая
монументальной
скульптуры на фасадах
церквей, обычно
раскрашивались. О
характере раскраски
судить довольно трудно
вследствие скудости
источников.
Скульптурная капитель
церкви Сен Поль в
Иссуаре

8.

9.

. Основной темой романской скульптуры
было прославление могущества Бога, его
грозной и безграничной власти над
смертными. Разрабатывалась тема борьбы
добра и зла, выраженная в аллегорических
образах сражающихся добродетелей и
пороков, в сплошном каменном ковре
скульптуры часто причудливо уживаются
легенды христианства, назидательные
притчи, жуткие апокалиптические видения,
сцены страшного суда с мифологическими
образами древних поверий

10.

11.

Скульптура и
живопись являлись
мощным средством
воздействия церкви
на сознание
верующих,а также
украшали храмы
,приглушая их
суровость и делая
их порой даже
нарядными.

12.

Большим числом представлены скульптурные
каменные рельефы на порталах и капителях
колонн, а также надгробия, алтарные преграды,
триумфальные кресты, реликварии.

13.

Рельефы чаще всего
располагались на
западном фасаде, то
концентрируясь вокруг
порталов, то размещаясь
по его поверхности, на
архивольтах и капителях.

14.

Фигуры в середине тимпана (поле внутри
полукруглой арки над порталом) крупнее
угловых; в фризах они приобрели приземистые
пропорции, на несущих столбах и колоннах —
удлиненные.

15.

живопись
Изобразительное
искусство
романского периода
было почти
целиком подчинено
религиозному
мировоззрению.
Отсюда его
символический
характер,
условность приемов
и стилизация форм
Англия.Кентерберийски
й собор. Фрески на
стенах и своде крипты

16.

17.

Многоцветные
фресковые росписи
покрывали пестрым
ковром поверхности
апсиды, стен
нефов, притвора и
сводов.
Плоскостной
характер живописи
с локальными
тонами и
контурным
рисунком
подчеркивал
массивность стен.

18.

19.

В изображении
человеческой фигуры
пропорции часто
нарушались.Фигуры
типично романской
композиции
находятся в
пространстве,
лишенном глубины;
нет ощущения
расстояния между
ними

20.

Фигуры Христа намного
выше фигур ангелов и
апостолов; те, в свою
очередь, крупнее
изображений простых
смертных. Кроме того,
трактовка фигур находится
в прямой зависимости от
членений и форм самой
архитектуры.
Лаводье, бывшее
бенедиктинское аббатство.
Христос во славе С
эмблемами евангелистов;
внизу - Мария на престоле
в окружении ангелов и
апостолов. Ок. 1220 г.

21.

22.

Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание
реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов,
сближение и сопоставление которых часто носит символический характер.

23.

Романскому искусству присуща
подчас грубая, но всегда острая
выразительность. Эти
характернейшие черты романского
изобразительного искусства часто
приводили к утрировке жеста. Но в
рамках средневековой условности
искусства неожиданно появлялись и
верно схваченные живые детали —
своеобразный поворот фигуры,
характерный тип лица, иногда
бытовой мотив

24.

церквь Санта
Мария в Анью

25.

церковь Сен-Савен-сюр-Гартан в
Пуату (конец 11 — нач. 12 в.)

26.

Наряду с сюжетными изображениями в росписях
имеются чисто декоративные элементы: бордюры и
орнаментальные полосы из шашечных узоров,
веретенообразных фигур, меандра; чередуясь с
ними или самостоятельно применяются орнаменты
с изображениями животных, складок лент, ромбов,
образующих узор пчелиных сот, или
криволинейных элементов, таких, как парные
полуокружности, спиральные плетения,
изображения червонного туза, диски с фигурами
людей или животных, очень часто пальметки, а на
колоннах и пилястрах - узор, имитирующий
прожилки мрамора.

27.

Живописные
произведения романской
эпохи имеют
поучительный и
культовый характер.
Они стремятся
воплотить на реальный
мир, а его символ;
сцены изображены
чрезвычайно ясно,
чередуясь с
орнаментальными
полосами.
Составленный из них
узор напоминает
мозаику.

28.

Во Франции
распространение
получили трехнефные
базилики, а также так
называемые
паломнические церкви с
хором,
окружённым
обходной галереей
с радиальными
капеллами.
церковь Сен-Сернен в Тулузе

29.

В стилистическом
отношении романскую
настенную живопись
Германии XI-XII веков
отличает от живописи
других стран строгий
формализм. Здесь искусство
довольно легко поддается
топографическому
членению, так как в
отдельных областях
сохранилось достаточно
много образцов
монументальной живописи,
что позволяет делать
сопоставления.
Хильдесхайм, церковь Санкт
Михаэль (деревянный плафон).
Частичный общий вид и деталь.
Вторая четверть XIII в.

30.

Кнехтштеден,
церковь Св. Марии
и Андрея бывшего
аббатства
нремонстрантов.
Три апостола. Ок.
1170-1180 гг.

31.

церковь Сант-Амброджо в Милане
В Италии элементы романского стиля раньше всего
зародились в ломбардской школе, где уже в IX-X вв.
сложился так называемый первый романский стиль.
Для итальянского романского стиля типичны
устойчивые античные и арабские влияния, богатство
декоративного убранства.

32.

Испанскую романскую живопись
можно условно поделить на две
категории: это стили, навеянные
мавританским или византийским
искусством. Лрабо-мавританское
влияние привело к
возникновению так называемого
мосарабского христианского
искусства. Для него характерна
плоскостная трактовка фигур с
удлиненными головами.
Фрески из Тауля (Санта Мария).
Деталь: победа Давила над
Голиафом. Ок. 1123 г., Барселона,
Музей каталонского искусства

33.

Пантеон королей (Пантеон де
лос Рейес) в церкви Сан
Исидоро в Леоне иногда
называют «Сикстинской
капеллой романского
периода». Эта усыпальница
королей Кастильи и Леона
была расписана художником
из Южной Франции или из
Каталонии, который около
1180 года покрыл
великолепными фресками
стены и потолок интерьера.
Пользуясь в основном
синевато-серыми, красными и
темно-коричневыми цветами и
работая в типично
византийской манере,
живописец изобразил сцены
из жизни Христа, оживив их
декоративным растительным и
животным орнаментом.

34.

Леон, Пантеон королей.Благовещение
пастухам. Ок. 1180 г.

35.

Леон, Пантеон
королей.Христос во славе.
Ок. 1180 г

36.

В романский период бурно
развивается книжная
миниатюра, в которой
можно различить несколько
художественных центров. В
школе Рейхенау (на
Боденском озере), где
размещалось
бенедиктинское аббатство,
намечается определенная
эволюция от живописного
иллюзорного начала к
линеарно-плоскостному.
Излюбленными
изображениями в
манускриптах Х—XI вв.
были изображения
властителя на троне в
окружении символов
власти.
«Евангелие Отгона III»,
около 1000 г., Мюнхенская
библиотека

37.

Для миниатюр трирской
школы характерна
экзальтированность
жестов и поз,
сумрачность колорита .
Сохранились памятники
XI в. регенсбургской
школы. Лучшие
произведения кельнской
школы были созданы в
XII в., когда уже
появляются
иллюстрации в
современном смысле
слова.
«Регистр св. Григория»,
Трир

38.

Романская монументальная скульптура,
фресковая живопись и в особенности
архитектура сыграли важную прогрессивную
роль в развитии западноевропейского
искусства, подготовили переход к более
высокой ступени средневековой
художественной культуры — к искусству
готики. Вместе с тем суровая экспрессия и
простая, монументальная выразительность
романской архитектуры, своеобразие
монументально-декоративного синтеза
определяют и неповторимость вклада
романского искусства в художественную
культуру человечества
English     Русский Правила