Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
Михаил Александрович Врубель
«Голубая роза»
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Павел Варфоломеевич Кузнецов
Павел Варфоломеевич Кузнецов
Павел Варфоломеевич Кузнецов
Павел Варфоломеевич Кузнецов
Символизм -
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА произведения живописи (КАРТИНА)
12.78M
Категория: ИскусствоИскусство

Переоценка ценностей в художественной культуре Серебряного века

1.

2.

Период в русской культуре, который условно определяют
временем от начала 90-х годов ХIХ в. до 1917 года,
называют Серебряным веком.

3.

К концу столетия золотой век
русской классики был завершён.

4.

Динамика развития общества, вступившего в новый век,
толкало творческих и мыслящи людей
на интенсивные поиски во всех областях духовной жизни,
искали новые идеи в формах выражения.

5.

В искусстве Серебряного века можно условно выделить
три основных направления, в русле которых шёл
поиск идей и выразительных средств.
Это символизм, авангард и неоклассицизм.

6.

Обратимся к одному из самых ярких явлений
художественной культуры «серебряного века» — символизму.
Как известно, это направление в развитии искусства
конца XIX—начала XX в. было общеевропейским.

7.

Из истории символизма
18 сентября 1886
Париж. Газета «Фигаро»
Название, предложенное
нами,-СИМВОЛИЗМ,единственно подходящее
для новой школы, только
оно передает без искажений
творческий дух
современного искусства
Жан Мореас «Манифест символизма»

8.

Из истории символизма
18 сентября 1886
Париж. Газета «Фигаро»
• Человеческое восприятие мира
несовершенно, поэтому
изображаемая действительность
ошибочна.
•Тайны мира можно постичь лишь
эмоционально и интуитивно.
•Отражением этой «высшей
истины» и одновременно способом
её постижения является символнамек.
Жан Мореас «Манифест символизма»

9.

Однако именно в России символизм обрел глубоко духовный,
религиозно-философский смысл.
Ключевым для эстетики символизма было слово «символ»,
которое имело разные, порой путаные толкования.

10.

В основе символизма сфера духа,
«внутреннее видение».
Концепция символистов утверждала,
что наш мир видимых вещей –
только отражение истинного, реального мира.

11.

Искусство рассматривалось символистами как средство
духовного познания и преображения мира.
Художник способен познать суть явлений и тем самым
приподнять завесу над миром обыденным.

12. Михаил Александрович Врубель

Теоретики символизма
считали «идеальным
типом художника» М.А.
Врубеля (1856—1910),
которого сегодня с
полным основанием
причисляют к
родоначальникам
искусства XX в.

13. Михаил Александрович Врубель

Художник ворвался в русскую
культуру со стремительностью и
решительностью гения.
Его биография отличается от
большинства типичных биографий
отечественных мастеров XIX в.: в
Петербургскую Академию
художеств он поступил поздно, в
24 года, имея за плечами крепкое
университетское образование —
владел многими иностранными
языками, разбирался в
философии, прекрасно знал
мировую литературу.
У Врубеля не было периода
ученичества. Уже в ранних своих
работах мастер сформировал
неповторимый стиль, далеко не
сразу признанный завсегдатаями
художественных салонов и
критикой.

14. Михаил Александрович Врубель

Явление Врубеля состоялось в
80-е годы, когда художник
получил приглашение для
участия в реставрации
Кирилловской церкви в Киеве,
хранившей остатки древних
росписей XII столетия (что-то
надо было подновить, что-то
написать заново).

15. Михаил Александрович Врубель

Работая в храме, Врубель впервые
столкнулся с византийским стилем
живописи, что создавало немало
творческих проблем.
Тонкий, экзальтированный по
складу своей натуры художник
поневоле привносил в свои росписи
мысли и чувства современного
человека, что должно было прийти
в противоречие со строгой
«надмирностью» древней
иконографии.

16. Михаил Александрович Врубель

Однако результат был неожиданным и убедительным. При взгляде на
композиции Врубеля (их нельзя назвать фресками, поскольку они
писались масляными красками) действительно чувствуешь присутствие
реальности, но совсем иной, нежели окружающая действительность.
Лики святых овеяны надмирностью, их нимбы выглядят как призрачные
небесные окружности.

17. Михаил Александрович Врубель

Мастер поместил свои персонажи в некое условное пространство,
создающее ощущение таинственного и вечного космоса в безначальной
глубине Божьего мира.
Иначе говоря, Врубелю удалось впервые в русской живописи XIX в.
передать «сверхчеловеческие» начала Бытия, его символистский
духовный смысл.

18. Михаил Александрович Врубель

После успешного
завершения работ в
Кирилловской церкви
Врубелю предложили
поучаствовать в
создании росписей для
киевского
Владимирского собора.
Художник с энтузиазмом
взялся за эскизы,
выполнив до 1889 г.
главные из них.
Эскизы заказчикам
понравились своей
необычностью, но к
перенесению подобных
нетрадиционных образов
на стены собора никто
из них не был готов.

19.

Чтобы лучше понять новаторство Врубеля, обратимся к эскизу
«Надгробный плач». В нем соединились одухотворенная, в полном
смысле слова неземная красота и бесплотность с точной передачей
эмоционального тонуса евангельского сюжета. Работа Врубеля
лишена славянского колорита; она ассоциируется скорее с
византийскими мозаиками, в которых национальное начало полностью
растворено в представлении о вселенском, всечеловеческом единении
во Христе.

20. Михаил Александрович Врубель

Неудача с работой во Владимирском храме потрясла
художника. Он покидает Киев и переезжает в Москву,
где сближается с членами абрамцевского кружка.
Начинается новый этап его творчества, где место
Христа занимает Демон — сидящий, летящий,
поверженный, падший...

21. Михаил Александрович Врубель

Рядом с Демоном рождаются многочисленные сказочноэпические герои, совсем не похожие на евангельские
персонажи. В этой эволюции проявилась логика
символистского мировосприятия художника, сотканного
из антиномий и противоречий добра и зла.

22. Михаил Александрович Врубель

Программным произведением Врубеля принято считать полотно
«Демон (сидящий)», созданное в 1890 г. Художник сотворил
образ совсем еще юного «падшего ангела», полный скрытой
силы и космической масштабности.

23. Михаил Александрович Врубель

В панно «Демон поверженный» (1902) идея демонизма
представлена в ином виде. Герой панно олицетворяет
оскорбленное самолюбие, гордый вызов Богу, порыв к свободе
и одновременно трагедию безысходного одиночества.

24. Михаил Александрович Врубель

Другие полотна Врубеля откровенно сказочны, фантастичны. Он
любил обожествлять людей, очеловечивать богов, оживлять мертвую
природу. Например, в картине «Сирень» (1900) загадочная фигура
девушки срослась с цветущим кустом, источающим дурманящий
аромат.

25. Михаил Александрович Врубель

В картине «Пан» (1899)
древнегреческий бог, словно
русский леший, вырастает из
земли, как замшелый пень.

26. Михаил Александрович Врубель

Сюжеты многих работ Врубеля кажутся не столь значимыми, как их
эмоциональное «музыкальное» звучание, чему способствовала особая
живописная манера художника.
Изображение на его полотнах дробится на мелкие плоскости и грани,
которые превращают картину в своеобразный объемно-плоский узор.
Положенные рядом мазки, словно музыкальные аккорды, сливаются с
другими созвучиями в мощное звучание «симфонических» красок.

27. Михаил Александрович Врубель

В 1906 г. с Врубелем
познакомился Париж.
Мировая слава пришла к
художнику много позже.

28.

Какие темы интересовали Врубеля?
Сказочные и мифологические образы,
образы подземного царства, таким
образом, художник уходил от проблем
реальности, уходил в потусторонний
мир сказочных персонажей. В его
работах звучали трагические мотивы.

29. «Голубая роза»

После М.А. Врубеля самым крупным явлением
изобразительного искусства символизма
становится объединение «Голубая роза» —под
этим названием в 1907 г. в Москве была
открыта выставка, одним из организаторов
которой был крупный меценат и художниклюбитель Н.П. Рябушинский.
В выставке приняли участие А. А. Арапов, Н.П.
Крымов, П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С
Сарьян, СЮ. Судейкин и другие (всего 16
живописцев).
Голуборозовцы «выросли» из среды московских
символистов, постоянно общаясь с поэтами и
композиторами, в Обществе свободной эстетики,
где собиралась радикально настроенная
творческая молодежь.

30. Виктор Борисов-Мусатов

Предшественника новой
русской живописи XX в. был
В.Э. Борисова-Мусатова
(1870—1905).
Монументальный космизм,
характерный для Врубеля, был
совершенно чужд этому
художнику, символистская
«музыкальность» его живописи
была камерной и лирической.

31. Виктор Борисов-Мусатов

Импульсы для творческих открытий дал Борисову-Мусатову
французский импрессионизм.
Художник пленился световоздушными эффектами,
позволяющими запечатлевать на холсте сиюминутные,
ускользающие настроения и образы.

32. Виктор Борисов-Мусатов

Его первая законченная
художественная вещь,
позволяющая говорить о
рождении крупного
живописца, —
«Автопортрет с
сестрой» (1898).
В этой двухфигурной
композиции персонажи
живут самостоятельной
жизнью, но связаны друг
с другом незримыми
внутренними нитями.

33.

«Майские цветы»
Вот перед вами картина «Майские цветы».
Картина написана в стиле импрессионизма? В чём
отличие от работ реалистов?
Художник старался запечатлеть и передать в картине
сиюминутное мгновения красоты, сиюминутное состояние
природы и человека и природы.

34.

«Майские цветы»
Особенность этой картины в том, что свет не растворяет форму
предметов.
Бело-розовые
соцветия
вишнёвых
деревьев
окружают лужайку наподобие светлого венка. Выявляет
свойственную ей декоративность, цветовую организованность,
гармонию.

35. Виктор Борисов-Мусатов

Итог исканий мастера
— картина с
характерным
названием
«Гобелен»,
написанная в 1901 г.
Две девушки
неподвижно сидят в
саду в полном
бездействии,
погруженные в
особый искусственный
мир.

36. Виктор Борисов-Мусатов

Присущая творчеству
Борисова – Мусатова
щемящая элегия
опустевших усадеб и
заброшенных парков
лишена конкретных
историко-культурных и
литературных
ассоциаций.
Всё рождено
тоскующей душой
художника. Поступь его
персонажей не слышна,
как движение теней,
они встречаются у
колонн, гуляют на
закате у пруда.

37. Виктор Борисов-Мусатов

«Гобелен» написан под
воздействием реальных
впечатлений – после
посещения старинной
усадьбы 18 век
«Зубриловка».
На картине изображена
сестра художника Лена
Мусатова. В её облике
он увидел черты,
которые отвечали его
идеалу женской
красоты.
В «Гобелене» Борисов –
Мусатов впервые нашёл
ту меру условности,
которая позволила ему
на основе
непосредственных
впечатлений создать
обобщенный образ –
символ (символ эпохи
минувшей эпохи).

38. Виктор Борисов-Мусатов

Фигуры девушек
бесплотны, движения их
остановлены.
Картина похожа на
старинный тканный
шелком гобелен.
Лица и платья девушек
написаны в одинаковой
манере, они живописно
равноценны. Тем самым
преодолена
непосредственность в
передаче реальности, а
живопись приобретает
качество декоративности.

39. Виктор Борисов-Мусатов

Тот же мотив
звучит в работе
«Водоем» (1902),
передающей
состояние
застылого
оцепенения и
вечного покоя.

40. Виктор Борисов-Мусатов

Перед нами не пейзаж,
хотя отдельные
признаки этого жанра
очевидны — гладь озера,
отраженное в нем
голубое небо, облака и
деревья, две застывшие
словно в волшебной
истоме женские фигуры.
Их изображение
подернуто дымкой
меланхолической грусти.

41. Виктор Борисов-Мусатов

Вечный покой вне
пространства и
времени, где нет и
намека на «правду
жизни»... Синие,
зеленые, лиловые,
белые и желтые группы
цветов распределены
на полотне умело и
равномерно,
подчиняясь строгому
неуловимому ритму,
мягко соприкасаясь
друг с другом.

42. Виктор Борисов-Мусатов

И чем больше
вслушиваешься в
«скрытую» музыку этого
бесплотного образа, тем
яснее осознаешь его
«антипейзажность»,
рациональную
декоративную
условность, более
подходящую для панно
или гобелена,
служащего украшением
богатой гостиной.

43.

«Изумрудное ожерелье»
Шедевром удивительной красоты стала работа «Изумрудное ожерелье».
В картине «Изумрудное ожерелье» создан образ большой цветовой звучности и
декоративной красоты: молодые женщины в дубовой роще, шелестит над головами
листва. Сам художник назвал « Ожерелье» «языческой картиной». Её героини
подобны весенней, полной сил природе, цветам, стремящихся к солнцу.

44.

«Изумрудное ожерелье»
Картина стала отзывом на ту красоту, которой переполнена природа в
солнечный майский день, в пору цветения трав. Впервые у Борисова – Мусатова
появляется многофигурность, персонажи представлены в движении. Вся картина
пронизана единым волнообразным ритмом. Подчиняясь ему, укладываются в
соответствующий узор листья дубов и головки белых одуванчиков на траве,
располагаются фигуры на плоскости холста, движутся руки и головы женщин.
Природа и человек оказались слиты в этом общем дыхании.

45. Павел Варфоломеевич Кузнецов

Самым значительным из числа
последователей БорисоваМусатова был член «Голубой
розы» П.В. Кузнецов (1878—
1968).
Рожденный в семье иконописца,
мастер с юности искал «свою
тему» и еще с конца 1900-х
годов начал путешествовать по
степям Заволжья и Средней
Азии, накапливая впечатления,
ставшие основой его зрелого
творчества.

46. Павел Варфоломеевич Кузнецов

Мотивы работ Кузнецова чрезвычайно просты, даже
обыденны: женщины в национальных одеждах спят в юртах,
стригут овец, расстилают ковры возле своих шатров; по
пустыне медленно движется караван верблюдов; стада овец
застыли на фоне вечной природы...

47. Павел Варфоломеевич Кузнецов

Однако в этой обыденности художник всегда находит светлый
поэтический мотив, овеянный традиционной для Серебряного века
мыслью о единении в этом мире всего сущего — людей, животных,
деревьев, природных стихий.

48. Павел Варфоломеевич Кузнецов

Образы полотен Кузнецова собирательны и гармоничны.
Кажется, что мастер взял из окружающей его простой жизни
плавные и певучие ритмы и подчинил им в скромные, нежнотрепетные светящиеся краски своих работ.

49.

Символизм

направление
в
европейском
и
русском
искусстве 1870-1910-х годов,
сосредоточенное
в
основном
на
выражении
интуитивно
постигаемых
идей и смутных чувств и
ощущений
посредством
символа.
Стремясь
проникнуть
сквозь
видимую
реальность мира и узреть
его идеальную сущность,
символисты
выразили

50. Символизм -

Символизм направление в искусстве,
сосредоточено
преимущественно
на выражении посредством
символа интуитивно
постигаемых
сущностей и идей,
смутных чувств и видений.
Борисов-Мусатов «Изумрудное ожерелье»
М.Врубель. «Царевна – Лебедь»

51.

Как вы считаете, случаен ли
символизм в русском искусстве или он
имел глубокие корни? Тогда где надо
искать его истоки?
Ответ:
Истоки символизма мы можем увидеть
древнерусском искусстве, в иконописи…
Изображаемые предметы – здания, деревья
носили символический смысл, цвет тоже имел
символическое значение. (красный-символ
страдания, жёлтый – божественной)

52.

Что отличает работы Борисова
– Мусатова от работ Врубеля.
«Водоем» В. Борисов-Мусатов
«Демон (сидящий)» М.А.Врубель

53.

Оба они - художника символисты, творили в своих
произведениях, возвышенный и прекрасный мир, мир
особый, непохожий на окружающий, построенный по
законам искусства, по законам красоты.
Но миры их различны. Это были разные характеры, разные
творческие индивидуальности. Рядом с трагической
фигурой Врубеля, оказавшегося в непосредственном
конфликте с действительностью – встаёт фигура лирика и
мечтателя Борисова – Мусатова, чьё искусство пронизано
тихой скорбью и грустью.
Врубель создаёт мир, где обитают Демона, Фауст,
принцесса Грёза…
Мир Борисова – Мусатова одухотворённая реальность,
освобождённая от материальной сущности, бытовой
конкретности и превращённая в поэтический символ…
Если образы Врубеля уводили нас в мир сказок, то на
полотнах Борисова – Мусатова возникают образы близких и
дорогих ему людей.

54. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА произведения живописи (КАРТИНА)

1.Сведения об авторе. История создания
картины. Ее место в творчестве художника.
2.Принадлежность к культурно-исторической
эпохе, направлению, стилю. Чем соответствует их
требованиям?
3.Жанр (портрет, пейзаж, исторический и т.д.)
4.Смысл названия.
5.Особеннсти сюжета и композиции.
6.Средства создания художественного образа:
характер рисунка, ритм, колорит, светотень,
манера письма.
7.Впечатления и ассоциации, вызванные
картиной.

55.

«Водоем» В. Борисов-Мусатов
«Демон (сидящий)» М.А.Врубель
English     Русский Правила