Похожие презентации:
Бурятский и якутский этносы
1. Бурятский и якутский этносы
Работа студента IV курсагр. 5401-460301D
исторического факультета
Афанасьевой Д.А.
2. Введение
Велик и неизведан, несмотря на многовековые усилияэтнологов, мир северных народов России. Культура и
быт этнических групп, сохранивших традиции, веру
предков, по сей день привлекают внимание
исследователей, пробуждают интерес у
неоязычников, музыкантов, художников. Не являются
исключением и якутский, бурятский этносы.
3. Буряты
•Этноним: (бурят, бараят)•Антропологически буряты –
монголоиды. Они входят в
состав североазиатской
группы большой
монголоидной расы.
•По переписи населения
2010 года в Российской
Федерации их численность
составила 461389 человек
4. Бурятский язык
• Бурятский язык является частью монгольскойгруппы алтайской языковой семьи, причем
письменность создавалась и развивалась на
основе монголо-уйгурского вертикального
алфавита, оформленного еще в эпоху
Чингисхана, вплоть до перевода ее в 1939
году на кириллическое письмо
5. Вопрос этногенеза
• На данный моментвопрос этногенеза
бурят остается
дискуссионным.
• - Миграционная теория
(до XX века)
• - Разнообразие
автохтонных теорий (С
доклада А.П.
Окладникова)
6. Хозяйство
• Буряты разводили крупныйрогатый скот, овец, лошадей,
верблюдов и кочевали со
стадами в поисках пастбищ,
пригодных для выпаса.
• Вспомогательное значение
для них, как и для западной
ветви народа, имели охота и
рыболовство. Буряты
промышляли пушного и
мясного зверя, а также дикую
птицу
7. Социальная организация
Социальная структурабурятского общества
сохраняет черты
территориально-родового
строя, в чистом виде
сохранявшегося в рамках
этноса до XIX века.
Низшей
административной
единицей являлся улус,
управляемый старшиною.
Объединение нескольких
улусов составляло
родовое управление во
главе с шуленгой, а
группа родов
образовывала ведомство.
8. Семейно-брачные традиции
Первичной ячейкой социальнойорганизации бурят была семья –
малая и большая. В брачной
системе важную роль играли
экзогамия и калым – правило
выкупа невесты сохраняется
внутри народа и до настоящего
времени, как и традиция
проживания жены вместе с
родственниками мужа, с
образованием многопоколенной
семьи
9. Народное искусство
В народном искусстве бурят большоеместо занимают резьба по кости,
дереву и камню, литьё, чеканка по
металлу, ювелирное дело, вышивка,
вязание из шерсти, изготовление
аппликаций на коже, войлоке и
тканях.
10. Музыкальное (песенное и танцевальное) искусство
Широко развито музыкальнопоэтическое творчество: оносвязано с улигэрами, которые
исполняются в сопровождении
двухструнного смычкового
инструмента (хуре). Наиболее
популярным танцем является
хоровод ёхор. Разнообразны
народные инструменты —
струнные, духовые и ударные:
бубен, хур, хучир, чанза, лимба,
бичхур, сур и т. д
11. Религия
• Религия бурят на данныймомент представляет собой
синтез из буддистских
элементов и форм
шаманизма. Ламаизм тесно
соседствует и часто
переплетается с
анимистическими
представлениями и верой в
покровительство предков
(хатов и бохлдоев) и духовэджинов.
12. Якуты (саха)
• Якуты (этноним: саха)населяют бассейн
среднего течения реки
Лена, низовья рек
Алдан, Вилюй, Олекма,
Анабара, Яна,
Индигирка, Колыма.
• По переписи населения
2010 года в России их
численность составила
478085 человек
13. Якутский язык
• Якуты – тюркский народ североазиатского расовоготипа, они говорят на языке, относящемся к северовосточной подгруппе тюркской группы алтайской
семьи и имеющего много заимствований из
монгольского, русского, эвенкийского языков. Кроме
того Якутский язык значительно отличается от прочих
тюркских языков наличием пласта лексики неясного,
предположительно – палеоазиатского,
происхождения. Зарождение письменности в
якутском языке относится к XIX веку. Русскими
миссионерами было разработано несколько систем
письма на основе кириллицы, с помощью которого
еще до 1917 года было издано более 100 книг на
якутском языке.
14. Проблема этногенеза
1.
2.
3.
Проблема этногенеза якутов крайне сложна. Их
традиционная культура, с характерными чертами,
характерными для населения степного юга Сибири,
языковые и антропологические данные, этногенетические
предания говорят о гетерогенном происхождении этноса.
Основные теории:
Саяно-енисейская теория
Автохтонная теория (С.А.Токарев)
Курыканская теория
15. Хозяйство
• Основное традиционное занятие якутов – коневодство иразведение крупного рогатого скота. Якуты вывели особые
породы коров и лошадей, приспособленные к суровым
климатическим условиям Севера, кроме того, переняли у
тунгусов оленеводство.
16. Охота
• Были развиты какмясная охота на
крупного зверя, так и
пушной промысел.
Характерны
специфические приемы
охоты: с быком, конная
гоньба зверя по следу,
иногда с собаками якутскими лайками.
17. Традиционные жилища
Современная якутскаядеревянная юрта
Традиционно якуты вели
полуоседлый образ жизни
и имели летнее и зимнее
жилища. Летние юрты
обычно располагались
возле водоемов и были
достаточно легкими,
зимние же обладали
утепленной конструкцией.
Со второй половины XVIII
распространились русские
избы, а также смешанные
типы жилищ.
18. Национальный костюм
• Традиционная одеждаякутов изготовлялась
из кожи и меха:
мужчины носили
крытый тканью меховой
полушубок с откидным
воротом, женщины –
шубы, украшенные
нашивками,
аппликациями, высокие
шапки с бляхами.
Распространены были
серебряные украшения
19. Социальная организация
• Говоря о социальнойорганизации, следует
отметить, что
христианизация, а также
ряд особенностей
расселения, привели к
главенству у якутов малых
семей, однако вплоть до
XIX века у части якутов
было распространено
многоженство. Согласно
якутской традиционной
модели семьи, каждая из
жен жила отдельно, часто –
на значительном
расстоянии, соблюдая
собственный уклад жизни,
быт, хозяйство.
20. Религия
• Несмотря на формальноепринятие православия, у якутов
продолжает сохраняться
шаманизм. Якутский шаман
«ойуун» считался
профессиональным служителем
духов – им мог быть всякий, кого
«изберут сверхъестественные
силы», однако чаще шаманы
происходили из одних и тех же
фамилий. Кроме мужчин-шаманов
были и женщины-шаманки –
«удаган», считавшиеся даже
более могущественными.
21. Список источников и литературы
I. Источники
Итоги всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками,
гражданство. [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/
Documents/Vol4/pub-04-01.pdf
Сельское хозяйство Бурятии// Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" [Электронный
ресурс] URL: https://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-buryatii (Дата обращения: 23.04.2020)
II. Литература
Барахова Н.В. Культура якутов в условиях изменения общества// Новое слово в науке и практике: гипотезы
и апробация результатов исследований. 2014. №14. — С. 87-91.
Буряты: история и этнография//Фонд содействия сохранению оз. Байкал. [Электронный ресурс] URL:
http://baikalfund.ru/baikal/history/nations/index.wbp?doc_id=dc6d2d42-e79e-422e-8e21-bdc5ee880ce8
Жеребина Т. Сибирский шаманизм. СПб., 2017.
Жуков В.И., Тавадов Т.Г. Большой этнологический словарь. М., 2015.
Зандарева А.Б. Этническая история бурят в свете этнодемографических процессов// Вестник Томского
государственного университета. 2007. №295. — С. 130-131.
Николаев С.И. Обычаи народа саха. Якутск, 1996. [Электронный ресурс] URL:
https://www.yakutskhistory.net/с-и-николаев-сомоготто/обычаи-народа-саха-якутов/ (Дата обращения:
24.04.2020)
Нимаев Д. Д. К проблеме этногенеза бурят//Советская этнография, 1979, №4 — С. 80-89.
Павлинская Л.Р. Род, община и племя в традиционном обществе бурят XVII-начала XX в.//Социальная
организация у народов Сибири: традиция и современность. 2017. — С. 5-91.
Ушницкий В.В. Происхождение саха: история вопроса // Новые исследования Тувы. 2014. №2 (22). — С. 5260.
Якуты//Официальный сайт Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] URL: https://республика-сахаякутия.рф/stati/narody-jakutii/jakuty.html