Похожие презентации:
Культура Средневековья
1. Культура Средневековья
2.
…Все на свете уходит – остаетсяискусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна
портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и
грустно.
Только пусто не будет, пока живо
В.Боровицкая
искусство.
3. Средневековая культура (5-15 века)
раздел Римской империи в 395 году надва государства - восточное и западное
476 год - падения Римской империи.
принятие христианства императором
Рима Константином как официальной
религии (313 г.)
4. Культура Средних веков
Особое место в культуре занимают такие жанрыискусства, как архитектура и живопись.
Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья
очень велики. Церковь является основным
заказчиком произведений искусства, служит
религиозному культу. Сюжеты произведений носят
религиозный характер: это образы потустороннего
мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр
портрета. . Основной жанр живописи - икона.
Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери,
Иисуса Христа.
5. Искусство Византии
Искусство Византии6.
«Пренебрежение к историиВизантии и ее наследию есть
отречение от одного из
родников древнерусской
культуры, от своих корней»
7. В 330 году император Константин основал новую столицу Римской империи Константинополь, столицу будущего Византийского
государства (395 г.)8.
В чем богатство имногообразие
византийской культуры?
Каковы художественные
особенности византийской
культуры?
9. Достижения византийской архитектуры
10.
11. Базилика
от греч. basilike— царский
дом .
12. Неф
НЕФ - (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутоепомещение (зал), часть интерьера (обычно базилики),
ограниченная с одной или с обеих продольных сторон
рядом колонн или столбов.
13.
14.
Трансепт – поперечныйнеф
15.
• АПСИДА (от греч. —свод) - полукруглая
сводчатая ниша с
восточной стороны
храма
• Алтарь – священная
часть храма,
расположенная в апсиде
16.
Атриум – дворна западной
части
здания,
окруженный
крытой
колоннадой
17.
• КРЕСТОВОКУПОЛЬНЫЙ ХРАМ тип христианского храма, возникший всредневековой архитектуре Византии и
получивший распространение во всех
странах православной культуры,
в том числе и на Руси.
18. Крестово-купольный тип храма
• в плане это как правилоквадрат,
• в центре его находятся
4 пилона или столба;
• весь объем
перекрывается куполом.
19.
• КУПОЛ -(итал. cupola, отлат. cupula — бочечка),
пространственное покрытие
зданий и сооружений.
Перекрывает в основном
круглые, многоугольные,
эллиптические в плане
помещения. Купола бывают
каменные, железобетонные,
стальные.
20.
• Крестовый свод —перекрытие,
образованное
пересечением под
прямым углом двух
цилиндрических
сводов равного
радиуса.
21.
• БАРАБАН - опирающаяся на сводыцилиндрическая или многогранная верхняя часть
здания (обычно с окнами), служащая
основанием купола.
22.
• ФАСАД - [фр. faзade < ит. facciata лицо].Передняя сторона здания, сооружения.
23.
• ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота),архитектурно оформленный вход в здание.
24.
• АРКА (от лат. arkus — дуга),криволинейное перекрытие проема в
стене или пространства между двумя
опорами (столбами, колоннами,
пилонами).
25.
• АРКАДА (франц. arcade), ряд одинаковых арок,опирающихся на колонны или столбы.
26. Особого размаха строительство Константинополя достигло при правлении императоров Константина и Юстиниана
Мозаика «Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью»27. Шедевр купольной базилики Храм Святой Софии в Константинополе. VI в. (Храм Премудрости Божией).
28. Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров
29. Давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад.
30. 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется парящей над храмом.
31.
32. Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись
Главные формы живописи монументальная храмовая живопись мозаика и фреска, иконописьМозаика
сложная
техника
складывания картины из разноцветных
кусочков смальты (сплава стекла с
минеральными красками).
Фреска – роспись по сырой штукатурке
Икона - образ
33.
Глаза и мысли входящегов церковь обращались
прежде всего к куполу:
его представляли как
небесный
свод
—
обитель
божества.
Поэтому часто в куполе
помещали мозаику или
фреску с изображением
Христа
в
окружении
ангелов
34.
В средневековом искусстве существовало особое представление оперспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к
наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более
крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по
размеру, чем стоящих рядом людей.
35. Богоматерь Мозаика «святой Софии»
36. Старейшая из византийских икон «Владимирская Богоматерь»
37. Значение византийской культуры
• Появление нового типа храма в архитектурекрестово-купольного• Синтез мозаики и фрески в изобразительном
искустве
• Зарождение иконографии
• Преобладание духовного содержания над
физическим совершенством.
38. Заключение
• Турецкие войска, захватившиеКонстантинополь в 1453 г., поставили точку в
истории Византийской империи. Но это был
не конец ее художественного и культурного
развития. Дальнейшее продолжение она
получила на бескрайних просторах
Древнерусского государства.
39. Словарь ( дополнение)
• Фреска• Мозаика
• Икона
40. Архитектура Древней Руси
41.
Влияние культуры ВизантииВосточные
славяне Русь
Грузия,
Армения
Балканы
Константинополь
Италия
Вернуться
42.
• ЗАКОМАРА- в русскойархитектуре полукруглое
или килевидное
завершение части
наружной стены здания;
как правило, повторяет
очертания
расположенного за ней
свода.
43.
• КОКОШНИК –в архитектуре русских
церквей 16-17 вв.
полукруглая или
килевидная фальшивая
закомара, имеющая
декоративное значение.
Часто кокошники
располагаются ярусами.
44. Иконостас
• ИКОНОСТАС (от икона и греч.stasis — место стояния),
перегородка с иконами и
резными дверями в
православном храме,
отделяющая алтарную часть от
основной части интерьера.
Русский тип высокого иконостаса
с рядами икон сложился в кон. 14
–нач.15 вв.
45.
БазиликиБазилики представляли собой
прямоугольные, вытянутые в
длину здания, разделенные на
продольные помещения — нефы,
из которых средний был выше
боковых. Часто они пересекались
широким поперечным нефом,
образуя в плане вытянутый, так
называемый латинский крест. В
восточной
части
базилики
находился алтарь. Античные
базилики в Византии были
приспособлены
для
христианского культа.
46.
Крестово-купольные церквикрестово-купольной церкви —
квадратное в плане здание, в
центральной
части
которого
находились
четыре
столба,
поддерживающие
купол.
От
центра
расходились
четыре
сводчатых рукава, образуя ясно
читающийся равноконечный, так
называемый
греческий
крест.
Иногда базилика соединялась с
крестово-купольной церковью. В
самой
Византии
возобладал
крестово-купольный храм.
47. Черты византийского зодчества
48.
В результате соединения обоихтипов возникает пятикупольная
система над планом в форме
равностороннего или
«греческого» креста (св.
Апостолов) также в
Константинополе.
Внутренние поверхности
византийских зданий
облицовывались: своды —
мозаикой из стеклянной смальты
стены — мраморной мозаикой,
полы — мраморным мощением.
49. 3. Архитектура.
В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестовокупольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине,установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и
они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского
квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным
ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень,
кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
50. 4. Живопись.
МозаикаФреска
В Византии раньше, чем в Западной Европе,
стены храмов и дворцов стали украшать
мозаикой — изображениями из
разноцветных камешков или кусочков
цветного непрозрачного стекла — смальты.
Смальту
укрепляли с различным наклоном в сырой
штукатурке. Мозаика, отражая свет,
вспыхивала, искрилась, мерцала яркими
многоцветными красками. Позже стены
стали украшать фресками — картинами,
написанными водяными красками по сырой
штукатурке.
В оформлении храмов сложился канон —
строгие правила изображения и
размещения библейских сцен. Храм был
моделью мира. Чем важнее было
изображение, тем выше его помещали в
храме.
51. Готический стиль в архитектуре
52. 4. Живопись.
Мученики и мученицыПередвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы
совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен
художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как
они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность
связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие;
апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради
веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные
наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины
ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.
53. 4. Живопись.
Владимирская иконаБогоматери. Начало XII
века. Константинополь.
В храмах и жилищах помещали иконы —
живописные изображения Бога,
Богоматери, сцен из Библии на гладких
деревянных досках. В отличие от мозаики и
фрески икону можно переносить с места на
место, посылать в подарок, брать с собой в
поход. Одна из наиболее почитаемых икон
— «Владимирская Богоматерь» — была
привезена на Русь из Византии. Роспись,
иконы и фрески, скульптуры церквей не
случайно называли «Библией для
неграмотных»: ведь простые люди не
могли или не умели читать Библию. В еще
большей степени это относится к Западной
Европе, где Библию переписывали и
зачитывали на латинском, а не на местных
языках, на которых говорил народ. Лишь
церковные изображения и проповеди
священников знакомили простых людей с
содержанием христианства.
54. 5. Культурные связи Византии.
Кирилл и МефодийОсобенно
сильно
повлияла
византийская культура на культуру
славян. Болгария, Сербия и Русь
приняли христианскую веру из
Византии. Славянскую азбуку на
Русь принесли учившиеся у греков
болгары. С греческого языка на
славянские
было
переведено
много книг. Первые каменные
храмы на Руси были построены и
украшены
приглашенными
из
Византии мастерами. Культура
Армении
и
Грузии,
где
христианство утвердилось в конце
IV века, также испытала на себе
сильное влияние Византии. В
Византии сохранились и благодаря
этому дошли до нас многие
рукописи греческих, римских и
восточных ученых и писателей.
Глаголица и кириллица