Макс Вебер
Автобиография
М.Вебер как социальный мыслитель
Вклад М.Вебера в теорию управления и менеджмента
Построение организации по М.Веберу
Основными элементами, обеспечивающими эти качества, должны быть следующие:
«Понимающая» социология М. Вебера, оказавшая влияние на теорию управления и менеджмента
Сущность власти, типы легального господства и харизмы М. Вебера, оказавших влияние на теории управления и менеджмента
650.50K

Макс Вебер - философ, социолог, мыслитель

1. Макс Вебер

философ, социолог,
мыслитель…

2. Автобиография

Макс Вебер (21 апреля 1864, Эрфурт – 14 июня 1920, Мюнхен)
- немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В 18 лет
поступил в Гейдельбергский университет на факультет права.
В 1989 защитил диссертацию, в 1893 – женился (жена –
Марьяна Вебер). В 1994
становится профессором во
Фрейбурге После получения наследства в 1907 году, в течении
нескольких
лет полностью
посвящает
себя
научноисследовательской и публицистической деятельности. В 1914
году – вначале 1-й мировой войны поступает на
государственную службу и до конца 1915 года руководит
группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916 году в
качестве эксперта
принимает участие в официальных
миссиях - в подписании капитуляции Германии, разработке
Веймарской
конституции.
После
войны
в
качестве
профессора
преподает
в
различных
университетах
Германии (Берлине, Гейдельберге, Мюнхене). Основные
труды: «Аграрная история древнего мира» (русс.изд. -1925),
«Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйство
и общество» (1910-1914).

3. М.Вебер как социальный мыслитель

Высоко ценил дух свободы, самостоятельные действия, свободные
решения как возможности для существования и самоутверждения
личности. Но предполагал, что демократические идеалы свободы
остались в прошлом раннего капитализма, а стремление жить и
действовать в соответствии с ними наталкивается на все большие
трудности.
По его мнению, формализованные и бюрократизированные
структуры
«зрелого»
капитализма
навязывают
индивиду
соответствующий стиль поведения и образ жизни — и капитализм
перестает быть делом свободного решения личности. «Судьба
нашей
эпохи с характерной для
нее
рационализацией,
интеллектуализацией и, прежде всего, расколдовыванием мира
заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из
общественной сферы или в потустороннее царство мистической
жизни, или в братскую близость непосредственных отношений
отдельных индивидов друг к другу». «Современному человеку
трудно и труднее всего молодому поколению - быть вровень с этими
буднями. Всякая погоня за "переживаниями" вырастает из данной
слабости. Ибо не иметь сил взглянуть в суровое лицо судьбы,
судьбы времени, и есть слабость).
«Мы можем, если понимаем свое дело, заставить индивида -- или
по крайней мере помочь ему -- дать себе отчет в конечном смысле
собственной деятельности».
(Эти цитаты из прочитанной Вебером лекции - зимой 1918 г., в Мюнхенском
университете, превратившейся в программную речь, подвела итог его более чем
тридцатилетней деятельности в области политической экономии, социологии,
философии истории).

4. Вклад М.Вебера в теорию управления и менеджмента


Как один из талантливейших ученых и социальных мыслителей своего
времени, М.Вебер оказал огромное влияние на развитие ряда наук, в
том числе управленческой мысли и взглядов на менеджмент.
Создавая собственную «социальную» философию рационализации в
функционировании общества (в частности, пытаясь определить
процесс рациональной организации труда), разработал теорию
бюрократического построения организации и системы управления.
Макс Вебер считал, что «рационализация представляет собой результат
соединения целого ряда исторических фактов, предопределивших
направление развития Европы за последние 300-400 лет»
Согласно Веберу, рационализация в области экономической
организации предполагает следующее: организацию производства на
основе
бюрократии
и
калькуляцию
прибыли
посредством
систематических бухгалтерских процедур.
Для того, чтобы добиться рациональной организации труда (конкретно:
работы организации, как «машины»), Вебер предлагал разрабатывать
правила и процедуры поведения в любой ситуации и свод прав и
обязанностей каждого работника. Процедуры и правила должны были
определять все основные виды деятельности, карьеру работников,
конкретные решения и деятельность руководства.
Создал «понимающую» социологию, в которой социальное действие
объясняется через истолкование индивидуальных мотивов индивида и
ориентации на других. Главной идеей веберовской социологии является
обоснование возможности рационального максимального поведения,
проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.
Выявил сущность и структуру власти, авторитета, ее легитимности и
особый тип - харизматической власти, определившие пути развития
теорий лидерства, менеджмента и управления.

5. Построение организации по М.Веберу

Вебер считал, что бюрократическая система построения
организации должна обеспечить скорость, точность,
порядок,
определенность,
непрерывность
и
предсказуемость деятельности.
Предполагал, что если все процедуры в организации
будут
четко
прописаны
и
выстроены
в
четкую
последовательность, а воля и желания отдельных людей
будут полностью исключены, то такая организация будет
высокоэффективной и гибкой.
Продолжение на
следующей странице

6. Основными элементами, обеспечивающими эти качества, должны быть следующие:


Разделение
труда
на
базе
функциональной
специализации;
Хорошо определенная иерархическая система
распределения власти;
Система правил и норм, определяющих права и
обязанности работников;
Система правил и процедур поведения в конкретных
ситуациях;
Отсутствие личностного начала в межличностных
отношениях;
Прием в организацию на основе компетентности и
потребностей организации;
Продвижение
внутри
организации
на
основе
компетентности и широких знаний организации,
которые приходят с выслугой лет;
Стратегия к пожизненному найму;
Четкая
система
карьеры,
обеспечивающая
продвижение
наверх
для
квалифицированных
работников;
Управление административной деятельностью состоит
в
разработке
и
установлении
доскональных
письменных инструкций по внутриорганизационным
действиям.
*(Однако: «Коммерсанту
или
крупному
промышленнику без
"коммерческой фантазии",
то
есть без выдумки
- гениальной
выдумки, лучше было бы
оставаться
приказчиком
или
техническим чиновником;
он
никогда
не
создаст
организационных
нововведений.
Вдохновение отнюдь не играет в
науке, как это представляет себе
ученое чванство, большей роли,
чем в практической жизни, где
действует
современный
предприниматель»).

7. «Понимающая» социология М. Вебера, оказавшая влияние на теорию управления и менеджмента

По
Веберу
социология
является
«понимающей»,
поскольку «изучает поведение личности, вкладывающей в
свои действия определенный смысл». «Действие человека
обретает характер социального действия, если в нём
присутствуют два момента: субъективная мотивация
индивида и ориентация на другого (других)».
«Именно этот тип «понимания», основанный на постулате
существования
индивида
совместно
с
другими
индивидами служит основой реальных социальных
взаимодействий в жизненном мире и в системе
конкретных координат ценностей».
Таким образом, социальное действие, по Веберу,
предполагает два момента: субъективную мотивацию
индивида или группы, без которой вообще нельзя
говорить о действии, и ориентацию на другого (других),
без которой действие не может рассматриваться как
социальное.
Коллективы, согласно Веберу, социология может
рассматривать как производные от составляющих их
индивидов; они представляют собой не самостоятельные
реальности, а, скорее, способы организации действий
отдельных индивидов.
(Эти идеи вылились в своеобразный «веберовский ренессанс» и нашли свое
дальнейшее развитие в различных теоретических взглядах на природу,
сущность и развитие управления организациями).

8. Сущность власти, типы легального господства и харизмы М. Вебера, оказавших влияние на теории управления и менеджмента

«Господство, - по Веберу, - означает шанс встретить повиновение
определенному приказу». Оно предполагает взаимные ожидания
того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу.
По Веберу, существует три чистых типа легитимного господства:
1) рационального характера, основывающаяся на вере в легальность
установленного порядка и законность осуществления господства на
основе этой легальности;
2) традиционного характера, основывающаяся на обыденной вере в
святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на
этих традициях;
3) харизматического характера, основывающаяся на незаурядных
проявлениях святости или силы, или образцовости личности и
созданном этими проявлениями порядке.
Вебер рассматривает харизму как великую революционную
силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в
лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной
преданности харизматическому государю является не традиция и не
признание его формального права, а прежде всего эмоционально
окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме.
Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен
заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее
присутствие. Штаб управления
при таком типе господства
формируется на основе личной преданности вождю.
(Определив сущность власти, типы легального господства и, выделив совершенно
новый – тип
харизматической власти, Вебер оказал огромное влияние на
последующее развитие теорий лидерства и стилей руководства в менеджменте,
управлении и организационно-управленческой деятельности)
English     Русский Правила