Районный слет краеведов «Храмы Земли Городецкой: история и современность» Научно-исследовательская работа На тему: «Возрождение храма –
5.41M

Районный слет краеведов «Храмы Земли Городецкой: история и современность»

1. Районный слет краеведов «Храмы Земли Городецкой: история и современность» Научно-исследовательская работа На тему: «Возрождение храма –

Районный слет краеведов
«Храмы Земли Городецкой: история и
современность»
Научно-исследовательская работа
На тему:
«Возрождение храма – Возрождение души»
Работу выполнила:
ученица 10 класса Тимирязевской
средней школы Железова Людмила
Юрьевна
Руководитель: учитель истории
Попцова Татьяна Александровна

2.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев
С храмами в своей жизни приходилось
сталкиваться всем людям – и
верующим, и неверующим. Храмы есть в
каждом крупном населенном пункте и
во многих мелких. А что такое храм?
Слово «храм» на старославянском языке
означало «дом». Однокоренным к слову
«храм» является слово «хоромы». Так
называли жилые дома. С течением
времени словом «храм» стали называть
только церкви – специальные
культовые здания для совершения
религиозных обрядов.

3.

Объект
исследования:
Храм во имя
Святого Духа города
Городца
Предмет исследования:
Изучение исторической
судьбы храма, его
архитектуры и культурноисторических ценностей
Гипотеза исследования: Приступая к
работе по данной теме, я столкнулась с
тем, что материала по данной теме
очень мало, он не систематизирован,
носит разобщенный характер. Таким
образом, я считаю, что работа по поиску
и систематизации сведений об истории
храма в честь Святого Духа может быть
эффективным средством пробуждения
интереса к истории у учеников.

4.

Цель: Получение исторических сведений о прошлом и настоящем
храма во имя Святого Духа
Задачи:
Проанализировать литературу и
Интернет – ресурсы по теме работы
Провести анкетирование и выявить
знания учащихся Тимирязевской СШ по
данной теме
Пробудить интерес детей к изучению
истории храмов и монастырей
Научиться методам
исследовательской работы, приемам
работы с источниками, с архивными
документам, книгами.
Создать «визитную карточку» Храма
во имя святого Духа
Составить доклад и мультимедийную
презентацию по результатам
выполненной работы

5.

6.

В Городце были очень сильны традиции
раскола или старообрядчества. Более
того, Городецких земля считалась одним из
его центров. Официальная церковь долго
боролась с отколовшейся частью паствы.
В 1798 году император Павел I издал
именной указ «О дозволении
жительствующим в Нижегородской
епархии старообрядцам дозволить
просимое, Святейшему Синоду разрешить
давать равномерное дозволение по другим
епархиям». Затем по рекомендации
московского митрополита Платона был
издан указ от 27 октября 1800 года,
разрешавший строительство и открытие
единоверческих церквей по всей России, что
облегчало переход в единоверие
«незаписным старообрядцам».

7.

Главной формой примирения раскола с
православной церковью в течение всего XIX века
оставалось единоверие. В царствование
императора Николая I единоверие получило свое
дальнейшее развитие, чему способствовало
строительство единоверческих церквей. Для
примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150
церквей в разных губерниях.
Единоверие (другие названия — «духовская вера»,
«старообрядные приходы», «новоблагословенное
согласие», «церковное старообрядчество») — это
течение в старообрядчестве, сторонники которого
сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба
по старопечатным книгам и др.) древнерусский
бытовой уклад, но в то же время признают
главенство Синода Русской православной церкви
Московского Патриархата.

8.

12 мая 1831 года трудами и усердиями
прихожан деревянная церковь в честь
Успения Божьей Матери была
построена и освящена. Сообщалось,
что Успенская единоверческая
церковь «древяна клетцки, с
трапезою и с папертями», то есть
представляла собой наиболее
распространенный тогда
простейший тип рубленого храма с
двухскатной кровлей и просторной
трапезной, окруженной открытой
папертью. В 1858 году приход церкви
составлял около 900 человек,
считался неплохим, основной приток
был из среды старообрядцев.
31 декабря 1864 года Духовная
консистория вынесла приказ № 12401
об упразднении церкви по ветхости,
а в 1869 году угрожающая падением
церковь была сломана.

9.

Трудами Городецких ремесленниковкаменщиков, знавших свои секреты
строительства церквей (умели делать
особый раствор, состав которого придавал
крепость кладке) на средства прихожан по
правую сторону от деревянной церкви
построили, каменную трехпрестольную с
такою же каменной, не отделенной от
церкви колокольнею. Культовое здание
построено по известному типу «корабля»,
и состояло из трёх основных компонентов
— церкви, трапезной и колокольни,
размещенных по продольной оси «востокзапад». Этот тип постройки является
одним из самых распространенных в
русской архитектуре.

10.

Церковь строилась поэтапно. Сначала на левой
стороне от трапезной 22 ноября 1859 года
освятили придел во имя Святителя и
Чудотворца Николая, потом 23 октября 1860
года в храме освятили придел на правой стороне
в честь Успения Божией Матери, а 6 октября
1866 года освящена вся церковь в честь
Воздвижения Честного и Животворящего
Креста Господня. При освящении храма было
указано писать церковь в честь Воздвижения
Честного и Животворящего Креста Господня, а в
обиходе она называлась Крестовоздвиженская
единоверческая церковь.

11.

В 1917 году в России произошла революция,
которая установила новую власть.
Начались национализация имущества,
построение нового общества, гонения на
церковь. В 1918 году вышел декрет «О
свободе совести и церковных религиозных
обществах», который положил начало
закрытию и ликвидации всех церквей.
В 1922 году, выполняя декрет «Об изъятии церковных
ценностей», власти усилили произвол против церкви:
устанавливается полный государственный контроль
за деятельностью всех приходов церквей, монастырей
и т.д., изымаются земли, склады, храмы в пользу
государства, начинают проводиться судебные
репрессии против церковнослужителей и ярых
ревнителей христианской веры. В 1930 году жизнь в
храме продолжала теплиться, но участь
единоверческой (духовской) церкви предрешена. Из
храма изымаются ценности, наличные денежные
капиталы, утварь, предметы, содержащие цветной
металл. Церковь платит налог государству за
использование здания, запрещено производить
колокольный звон.

12.

В конце октября 1934 года президиум
Городецкого райисполкома принял
решение о закрытии единоверческой
Духовской церкви и ее ликвидации.
Комиссия по вопросам культа при
президиуме Горьковского крайисполкома
отменила решение «в части ликвидации
единоверческой церкви Духовской за
отсутствием оснований,
предусмотренных действующим
законодательством». В 1935 году с
колокольни снимаются и отправляются
на переплавку колокола, а затем
закрывается церковь, а церковная община
распускается. Церковнослужители
подвергаются репрессиям. Например, в
1937 году арестован председатель
церковного совета Крестовоздвиженской
церкви до 1930 года, осуждён по ст. 58,
расстрелян, позднее реабилитирован
Жуков Леонтий Иванович.

13.

В последующие годы церковь подвергается
целенаправленному разрушению и внутренней
перестройке. В разные годы в ней
устраиваются склад, городская баня,
спортивный клуб, вытрезвитель, комбинат
ритуальных услуг. В июне 2007 года здание
старообрядческой Свято-Духовской
Крестовоздвиженской единоверческой церкви
передано епархии Московского патриархата,
освящено и находится в юрисдикции Русской
Православной Церкви Московского
патриархата.

14.

Для того, что бы выяснить, что учащиеся нашей школы знают
по данной теме, и интересна ли она им, я решила провести опрос
1. Как часто
храмы?
вы
посещаете
2. Хотели бы вы изучать историю и
архитектуру храмов?
3. Что вы знаете о храме во имя Святого Духа города Городца?

15.

Подробно изучив историю храма,
рассмотрев его внесший вид
архитектуру и место положение, я
решила создать «визитную карточку»
храма во имя Святого Духа. Данная
карточка будет полезна и интересна,
как и туристом, так и обычным
жителям города Городца.
В ней будет отражено:
Описание храма
Архитектурный стиль
Место положения

16.

На основе собранного материала можно сделать
вывод, что исторические события повлияли как на
рождение, так и на закрытие и возрождение
Храма.
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви,
взаимопонимания. Пройдут годы, но город, где
есть храм, будет жить. И потомки будут чтить
свою землю, и не станут искать счастья на чужой
стороне.
Практическая значимость собранного материала
состоит в том, что им могут пользоваться, все
ученики нашей школы, желающие знать духовные
корни своего народа.
Изучив множество источников, я пришла к
выводу, что для возрождения духовности
необходимо, чтобы дети лучше знали историю
своего народа. Бережно относились к вере своих
предков.

17.

22 сентября 2012 года в Городце
произошло, на первый взгляд
незначительное но, важное событие. В
храме Сошествия Святого Духа
(который расположен напротив
торгового центра «Добрыня»)
возобновилось Богослужение. Иерей
Иоанн Михеев отслужил молебен с
акафистом к Пресвятой Владычице
нашей Богородице. Эта традиция,
будем надеяться, будет продолжаться
и далее.

18.

28 августа, в праздник Успения
Пресвятой Богородицы, в городе
Городце в храме в честь Святого Духа
были совершены малое водоосвящение и
крестный ход вокруг церкви. Они были
проведены в честь престольного
праздника левого придела храма,
посвященного Успению Божией
Матери.
Богослужение совершил иерей Роман
Смирнов, имеющий пастырское
попечение об этом приходе.

19.

Знаменательное событие произошло 1 марта в
здании причта храма во имя Святого Духа, что
на улице Я. Петрова. Настоятель иерей Иоанн
Михеев отслужил Божественную литургию —
первую со времени закрытия церкви 80 лет
назад.
В июне 2007 года здание старообрядческой единоверческой
Крестовоздвиженской церкви передано епархии
Московского патриархата, оно освящено как церковь
Святого Духа, а церковный приход отнесён к
юрисдикции Русской православной церкви Московского
патриархата.
— Мы отслужили первую литургию на том самом месте, где
80 лет назад был закрыт один из самых красивых
храмов Городца, в доме причта, который тоже
относится к храмовому комплексу, — обратился к
прихожанам после богослужения отец Иоанн. — Теперь
храм будет жить своей жизнью, будут проводиться
богослужения, работать церковная лавка, где можно
приобрести литературу, церковную утварь, подать
записочки за близких. Наша задача — восстановить
красоту, которую мы с вами не видели, но видели наши
деды и прадеды, которые строили церковь. Мы
приложим все усилия, чтобы восстановить храм в том
виде, в каком он был когда-то, и я прошу ваших молитв
и вашего непосредственного участия в возрождении
ещё одной святыни древней городецкой земли.

20.

Обиходные названия:
Крестовоздвиженская церковь;
Воздвиженская церковь; Духовская
церковь; Святодуховская церковь;
Духосошественская церковь
«Визитная
Карточка»
Дата основания: 1831
Историческое
исповедание:
православная
(единоверческая)
Описание:
Кирпичная церковь в псевдорусском
стиле, построенная в 1853-1859.
Двусветный четверик,
завершавшийся декоративным
пятиглавием, с пятигранным
алтарем, трапезной и колокольней
под каркасным шатром. Приделы в
трапезной Успенский и Никольский.
Закрыта в сер. 1930-х, венчания
сломаны. Использовалась как
медвытрезвитель, прачечная,
комбинат ритуальных услуг. В 2007
возвращена верующим, освящена как
Святодуховская, первое
богослужение проведено в 2011.
Местоположение:
Нижегородская обл.,
Городецкий р-н, г.
Городец, ул. Якова
Петрова, 4

21.

Цитаты Николая Гумилева http://citaty.su/
citaty-nikolaya-gumilyova
Электронная версия газеты «Городецкий вестник» http://
gorvestnik.ru/liturgiya-cherez-80-let/
Превратности Крестовоздвиженской церкви Городца http
://radilov.ru/krayrodnoy
/49-prevratnosti-krestovozdvizhenskoj-tserkvi-gorodtsa.html
Городец православный http://www.gorodets52.ru/index.php/vozrozhdaemye-hramy/35/148
Нижегородская митрополия
http://nne.ru/news/v-gorodtse-otmetili-prestolnyj-prazdnikvozrozhdayushhegosya-hrama-v-chest-svyatogo-duha-foto/
6. Городец православный http://www.gorodets52.ru/index.php/vozrozhdaemye-hramy/35-2012-02-22-18-4910/174-pervaja-liturgia
English     Русский Правила