Похожие презентации:
Феномен Удмуртии – ресурс формирования толерантного диалога (к 100-летию государственности)
1. ФЕНОМЕН УДМУРТИИ – РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ДИАЛОГА (к 100-летию государственности)
Рис. 1Автор-составитель: Касимов Рустам Нуруллович – к.и.н., доцент.
АОУ ДПО УР «Институт развития образования;
УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН
2. УДМУРТИЯ СЕГОДНЯ
Удмуртская республика –субъект Российской
Федерации, в составе
Приволожского
федерального округа.
Удмуртская республика
граничит с Кировской
областью, с Пермским краем,
с Башкортостаном и
Татарстаном.
Административный центр –
г. Ижевск.
Расстояние от Ижевска до
Москвы – 1129 км.
Численность населения,
примерно, -1млн. 529 тыс.
чел.
3. УДМУРТИЯ СЕГОДНЯ
По характеру и состояниюмежэтнических отношений
Удмуртская Республика
относится к числу
наиболее благополучных
регионов Российской
Федерации.
В 2013 г. она занимала 4-е
место по этой позиции
(стабильность
межэтнических
отношений) в Российской
Федерации.
4. УДМУРТИЯ СЕГОДНЯ
Удмуртская Республика –регион, безусловно,
особенный.
Своеобразно население этой
территории.
Важную роль в
формировании особенностей
культуры региона играют
-географические,
-экономические,
-этнические и религиозные
факторы.
Основные отрасли
промышленности Удмуртии –
-машиностроение,
-металлообработка,
-черная металлургия,
-деревообрабатывающая
промышленность,
-энергетика.
5. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УДМУРТИИ
Вотская Автономная область образована декретом ВЦИК от 4ноября 1920 года и 5 января 1921 года были определены её
границы.
В состав автономии вошли части Глазовского, Елабужского,
Малмыжского и Сарапульского уездов Вятской губернии.
Первоначально административным центром был определён
город Глазов.
2 июня 1921 года было принято решение о переводе центра в
город Ижевск.
До 1924 года область состояла из 5 уездов: Дебёсского,
Глазовского, Можгинского, Ижевского и Селтинского.
В 1924 году Дебёсский и Селтинский уезды упразднены,
осталось только три уезда.
В 1929 году проводится районирование, замена уездноволостного деления на районное, упразднены все волости и
уезды, образован 21 ёрос (район).
6. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УДМУРТИИ
1 января 1932 года Вотская автономная область была переименована вУдмуртскую автономную область.
Удмуртская АССР образована постановлением ВЦИК 28 декабря 1934
года.
К 1935 году республика включала: 18 районов, 382 сельсовета, 3 города, 2
рабочих посёлка и 4128 прочих населённых пункта.
В 1935—1937 годах, за счет разукрупнения существующих образованы
новые: Бемыжский, Большеучинский, Завьяловский, Игринский,
Кулигинский, Нылгинский, Понинский, Пудемский, Пычасский,
Святогорский (переименован в1938 году в Красногорский),
Старозятцинский, Тыловайский и Увинский районы.
В 1938—1939 годах из состава Кировской области в Удмуртскую АССР
переданы Воткинский, Каракулинский, Кизнерский, Киясовский и
Сарапульский районы.
На основании постановления Президиума Верховного Совета УАССР от 29
января 1939 года из Сарапульского района выделен Камбарский район.
Всего в результате реформ 1935—1939 годов количество районов
Удмуртской АССР увеличилось с 18 до 37.
7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УДМУРТИИ
После нападения фашистской Германии на СССРпромышленность Удмуртии была в кратчайшие
сроки переведена на выпуск военной продукции.
С первых месяцев войны республика стала
снабжать фронт боеприпасами,
обмундированием.
К осени1941 года в Удмуртию были эвакуированы
крупные промышленные предприятия из Киева,
Харькова, Баку, Одессы, Подольска и других
городов. Всего здесь разместилось более 20
предприятий, продукция которых являлась
крайне необходимой на фронтах Великой
отечественной войны.
20 июня 1958 года республика была награждена
Орденом Ленина, в 1970 году — Орденом
Октябрьской революции, в 1972 году — Орденом
Дружбы Народов.
4 ноября 1990 года Верховный Совет Удмуртской
АССР провозгласил суверенитет республики и
новое название — Удмуртская Республика.
По Конституции, принятой в 1994 году, Удмуртия —
республика в составе Российской Федерации.
8. ЭТНОКОНТАКТНАЯ ЗОНА УДМУРТИИ В ПРОШЛОМ
Вотличие от других российских
территорий Вятская губерния, в
том числе и земли, населенные
удмуртами, стала составной
частью империи относительно
недавно, вследствие расширения
территории России при Иване
Грозном и возникновении
«урало-поволжского фронтира»
- новой этноконтактной зоны в
Поволжье и Приуралье.
Основная колонизация
завершилась к 1558-59 годам,
когда Россия приобрела большую
часть не самых плодородных
земель, населенных, в том числе и
удмуртами.
9. ЭТНОКОНТАКТНАЯ ЗОНА УДМУРТИИ СЕГОДНЯ
Плотность населения — 35-36 чел./км2(2019).
Городское население — 65-66 % (2018). - 1
036 711 человек.
В 6 городах и 5 посёлках городского типа
проживает 68 % населения Удмуртии, в том
числе 40 % в столице — городе Ижевске.
(648 944 человек)
Сельское население – 34-35 % (2018). - 491
777 человек. В сельской местности
проживает немногим более 30 % населения
республики.
Самая высокая плотность населения (более
20 чел./км²) в Завьяловском,
Малопургинском, Камбарском и
Алнашском районах.
Самая низкая (менее 7 чел./км²) – в
Красногорском и Селтинском районах.
10. ЭТНОКОНТАКТНАЯ ЗОНА УДМУРТИИ В ПРОШЛОМ
После территориальногоприсоединения «русские
крестьяне поселились среди
мусульман (татар) и язычников
(чувашей, удмуртов и
марийцев), а к середине XVIII
в. край был полностью
интегрирован в
административную структуру
империи».
Нарастающий миграционный
поток, последовавший вслед за
присоединением, и особенно
усилившийся в XIX-XX вв.,
растекся по большой и при
этом малоосвоенной
территории.
Рис. 6
11. ЭТНОКОНТАКТНАЯ ЗОНА УДМУРТИИ В ПРОШЛОМ
Для понимания особенностей самосознанияжителей современной Удмуртской Республики
необходимо учитывать, что:
достаточно высокий темп миграций,
сравнительно низкая плотность населения,
отсутствие удобных средств коммуникации,
депрессивная экономика региона,
другие обстоятельства препятствовали
плотной региональной интеграции
населения.
В качестве иллюстрации, следует указать
«существование локальных культурных
отличий контактирующих этнических групп
(как пришедших русских из разных
княжеств, так и автохтонных финноугорских)».
12. ЭТНОКОНТАКТНАЯ ЗОНА УДМУРТИИ В ПРОШЛОМ
Развитие этнических иконфессиональных основ
самосознания происходило в
силу тех же
территориальных факторов
без значительного влияния
непосредственно
религиозных институтов, во
многом при формальном
присутствии
вышеозначенных структур.
К примеру, даже Русская
православная церковь,
будучи идеологической
частью государственного
механизма в империи, не
успевала за темпами
освоения новых территорий.
13. ЭТНОКОНТАКТНАЯ ЗОНА УДМУРТИИ СЕГОДНЯ
Согласно опросу исследовательскойслужбы «Среда», проведённому в 2012 -13
году:
•пункт «исповедую православие и
принадлежу к РПЦ» в Удмуртии выбрали
примерно 35 % опрошенных,
•пункт «верю в в высшую силу, но
конкретную религию не исповедую» —
прмерно 30 %,
•пункт «атеист, не верю в бога» —
примерно 25 %,
•пункт «исповедую ислам» — примерно 5
%,
•пункт «исповедую православие, но не
принадлежу к РПЦ и не являюсь
старообрядцем» — примерно 2 %,
•пункт «исповедую традиционную
религию предков, поклоняюсь богам и
силам природы» — примерно 2 %.
14. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ УДМУРТИИ
В эпоху Советского Союза о серьёзном влиянии нарост самосознания различных этносов и конфессий,
по известным причинам, говорить не приходится.
Но, именно Советский Союз определил
современный национальный состав нашей
республики!
1.
Русские (912 539) - 59,98 %
2.
Удмурты (410 584) - 26,99 %
3.
Татары (98 831) - 6,50 %
4.
Украинцы (8 332) - 0,55 %
5.
Марийцы (8 067) - 0,53 %
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Азербайджанцы (3 895)
Башкиры (3 454)
Армяне (3 170)
Белорусы (2 313)
Чуваши (2 180)
Бесермяне (2 111)
Немцы (1 238)
15. УДМУРТЫ
Удмурты (410 584) - 26,99 % титульная нация в республикеСамая большая доля удмуртов
(более 80 %), по переписи 2010
года, зафиксирована в
Шарканском и Алнашском
районах республики.
А самая маленькая (менее 10 %)
— в Камбарском и
Каракулинском районах.
Для удмуртского населения,
особенно городского, характерны
смешанные удмуртско-русские
браки, что выступает фактором
ассимиляции.
Современная удмуртская
молодежь демонстрирует
лояльное отношение к
смешанным бракам и
безразличие к изучению родного
языка.
16. РУССКИЕ В УДМУРТИИ
Русские (912 539) - 59,98 %Массовое проникновение русских на
земли современной Удмуртии началось с
конца XVI века.
В этот период появляются первые
населённые пункты со смешанным
русско-удмуртско-татарским населением.
В XVII-XVIII веках активизировалось
миграционное движение русских
крестьян, в том числе многочисленные
группы старообрядцев.
Самая большая доля русских (более 80 %)
в городах Сарапул, Воткинск и
Камбарском районе республики.
А самая маленькая — в Шарканском и
Алнашском районах республики.
17. ТАТАРЫ В УДМУРТИИ
Татары (98 831)- 6,50 %Большинство (85,6 %) татар Удмуртии
проживает в пяти городах: Ижевск,
Сарапул, Можга, Глазов и Воткинск.
В сельской местности самая большая
доля татар в Юкаменском районе (19,5
%).
Татары центральных и южных районов
относятся к этнической группе казанских
татар.
Татары северных районов Удмуртии
образуют этнотерриториальную
подгруппу казанских татар - чепецких
татар.
18. Список литературы и источников
Поздеев И.Л. Татары в контексте этносоциологических исследований Удмуртской Республики //Татары Удмуртии: история, традиции и современность: материалы межрегиональной научнопрактической конференции 29 апреля 2014 года. Ижевск, 2014. – С. 118 – 126.
Верт П. Православие, инославие, иноверие: Очерки по истории религиозного разнообразия
Российской империи / П. Верт; пер. с англ. Н. Мишаковой [и др.]; науч. ред. пер. М. Долбилов.
М., 2012 – С.96.
История и культура Вятского края / Под ред. Трушковой И.Ю. М. ; Киров, 2005. – С.322.
Ашихмин В.А. История единоверческой церкви в Ижевске (вторая половина XIX – первая
половина XX вв.) // Родники нашей памяти / Иднакар: методы историко-культурной
реконструкции [Текст] : научно-практический журнал. – 2015. – №2 (27). – C. 150-175.
Касимов Р.Н. О роли религиозных представлений в современном социуме // Этническая
история народов Удмуртии / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст] :
научно-практический журнал. – 2014. – №2 (19). – C. 104-107.
Касимов Р.Н. Очерки о религиозно-мифологических представлениях чепецких татар:
монография / Р.Н. Касимов ; науч. ред. А.Е. Загребин ; Удмуртский институт истории, языка и
литературы УрО РАН. – Ижевск, 2013. С. 5.
Неклюдов С.Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной
словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. М., 1998. – С.8.
19. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Касимов Рустам Нуруллович – кандидат историческихнаук, доцент.
Методист АОУ ДПО УР «Институт развития образования;
Старший научный сотрудник УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН.
Эл. адрес: [email protected]