Похожие презентации:
Социальная философия
1.
Социальная философия:21 сентября
2.
Социальная философия:норма и девиация, неравенство и мобильность.
– по основным социальным теориям.
- Э. Дюркгейм: почему преступность - признак
нормального общества;
-Х. Ортега-и- Гассет: нормальная заурядность и
беспокойство избранных;
-- Маркс против Аристотеля: естественно ли
неравенство?
- - П. Сорокин: путешествия в социальном
пространстве
3.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.I. Прочтите фрагмент, ответьте на вопросы и выполните задания. Фрагмент из Эмиль
Дюркгейм. Норма и патология.
http://ecsocman.hse.ru/data/546/879/1217/008x20dx40RKGEJM.
Преступления совершаются не только в большинстве обществ какого-либо одного
определенного типа, но во всех обществах всех типов. Не существует общества, не
сталкивающегося с проблемой преступности. Ее формы меняются; деяния,
квалифицируемые в качестве преступных в одном месте, не являются таковыми везде;
однако всегда и повсюду есть люди, которые ведут себя таким образом, что это
навлекает на них уголовное наказание. С начала XIX столетия статистика позволяет нам
следить за развитием преступности. Нет никакого другого феномена, который обладал
бы столь бесспорно всеми признаками нормального явления, ибо преступность тесно
связана с условиями жизни любого коллектива. Нормальным является само
существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня,
характерного для общества определенного типа… Мы хотим подчеркнуть, что
преступность является одним из факторов общественного здоровья, неотъемлемой
частью всех здоровых обществ. Итак, преступность необходима; она прочно связана с
основными условиями любой социальной жизни и именно в силу этого полезна,
поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной
эволюции морали и права.
4.
Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимыхперемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Там, где
существуют преступления, коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для
того, чтобы принять новую форму, и преступление подчас помогает определить, какую
именно форму примут эти чувства. Действительно, сколь часто преступление является
лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит! Согласно законам
Афин Сократ был преступник и его осуждение имело бесспорное основание. Однако
вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на
благо не только человечеству, но и его собственной стране. Оно помогло сложиться
новой морали и вере, в которой нуждались жители Афин, ибо традиции, в
соответствии с которыми они жили до этого, не соответствовали более
существовавшим условиям жизни. С этой точки зрения преступник уже не кажется нам
совершенно непригодным для общества существом, своего рода паразитическим
элементом, чуждым и враждебным организмом, введенным в среду общества.
Напротив, он играет определенную роль в социальной жизни. И само преступление
уже нельзя понимать как зло, которое необходимо подавлять всеми возможными
средствами… Вследствие этого цель всех дискуссий, возникающих в связи с
преступлением, — это решить, каким должно быть наказание.
5.
Вопросы к тексту:1. Возможно ли, с точки зрения Э. Дюркгейма, нормальное общество без
преступности? Обоснуйте.
2. Какова связь между преступностью и социальными изменениями?
3. Прокомментируйте в 2-3 предложениях высказывание: «часто преступление
является лишь предчувствием морали будущего».
4. Всякое ли преступление является, с точки зрения автора, абсолютным злом?
Обоснуйте собственным примером.
5. В повседневной речи, оценивая что-то или кого-то, мы используем слова
«нормально», «нормальный»? Какое именно отношение мы выражаем таким
образом? Как социологи определяют понятие «нормы». Приведите свой пример
«социальной нормы» и обоснуйте его.
6. Ученые называют девиацией такое поведение, которое выходит за
допустимые рамки социальных норм. Может ли девиация выполнять для
социальной группы или общества в целом положительные функции? Какие
именно? Подтвердите примерами
6.
Семеро молодых людей называют себя "ямакаси". Они придумали новыйуличный вид спорта, цель которого преодоление города: здания, крыши, мосты –
все это препятствия для скоростного перемещения в свободном направлении.
Горожане принимают молодых людей за грабителей и обращаются в полицию.
Местные подростки, увлеченно наблюдая за происходящим, стремятся
копировать манеру общения, поведения членов этой группы.
Выделите социальные группы, описанные в данном примере и дайте им
характеристику.
7.
Хосе Ортега-и-Гассет• 1883-1955
8.
Восстание масс. (1930/ рус. пер. 1989) … Толпа - понятиеколичественное и визуальное: множество. Переведем
его, не искажая, на язык социологии и получим "массу".
Общество всегда было подвижным единством
меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц,
выделенных особо; масса - не выделенных ничем…
Масса - это средний человек. Таким образом, чисто
количественное определение - "многие" - переходит в
качественное. Это совместное качество, ничейное и
отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не
отличается от остальных и повторяет общий тип. Какой
смысл в этом переводе количества в качество?
Простейший - так понятнее происхождение массы. До
банальности очевидно, что стихийный рост ее
предполагает совпадение целей, мыслей, образа жизн
9.
Чтобы ощутить массу как психологическую реальность не требуется людскихскопищ. По одному единственному человеку можно определить, масса это или
нет. Масса - всякий и каждый, кто не мерит себя особой мерой, а ощущает таким
же "как и все" и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.
Представим себе, что самый обычный человек, пытаясь мерить себя особой
мерой - задаваясь вопросом, есть ли у него какое-то дарование, умение,
достоинство, - убеждается, что нет никакого. Этот человек почувствует себя
заурядностью, бездарностью, серостью. Но не массой. Обычно, говоря об
"избранном меньшинстве", забывают, что избранные - не те, кто кичливо ставит
себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе
непосильно. Радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто
требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на
тех, кто не требует ничего и для кого жить - это плыть по течению, оставаясь
таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя…. Таким образом, деление
общества на массы и избранные меньшинства - типологическое и не совпадает
ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией. Масса - это
посредственность, и, поверь она в свою одаренность, имел бы место не
социальный сдвиг, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в
том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности,
безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и
всюду…Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых
меньшинств. Сегодня весь мир становится массой. Такова жестокая реальность
наших дней, и такой я вижу ее, не закрывая глаз на жестокость.
10.
1. Х. Ортега-и-Гассет рассуждает о современном ему обществе. Он использует дватермина «толпа» и «масса». Как эти термины соотносятся? Подтвердите
текстом.
2. Х. Ортега-и-Гассет говорит о том, что общество было единством некоторых
элементов. Каких именно? На каких основаниях выделяются эти элементы?
Подтвердите текстом
3. Как определить принадлежность (к примеру, Вашу собственную) к тем
социальным общностям, о которых говорит Х. Ортега-и-Гассет. Подтвердите
примером, указав критерий, по которому Вы определяли принадлежность
4. Х. Ортега-и-Гассет говорит о том, что наше время особое. В чем именно эта
«особость»? Согласны ли Вы с мнением автора? Приведите 2 аргумента «за»
или против его точки зрения.
5. Напишите письмо Х. Ортеге-и-Гассету с апологией (защитительной речью)
«вашего» времени и «вашего» общества.
11.
Современная кино- и теле- индустрия активно обращается к экранизации нетолько «классических» литературных произведений, но также производит
ремейки кинофильмов, признанных критиками и экспертами классическими.
Первый случай, – телеэкранизация романов Л.Н. Толстого «Война и мир», «Анна
Каренина», романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание»
или телеэкранизации романов и рассказов А. Кристи о мисс Марпл, А. Конан
Дойла о Шерлоке Холмсе. Второй случай – это фильмы «Солярис» реж. А.
Тарковского (1972) и «Солярис» Ст. Содерберга, снятые по фантастическому
роману Станислава Лема, фильмы «Кинг-Конг», сериалы «Мост» (ДанияШвеция,
2011 – 1 сезон; США, 2013 – 1 сезон; РФ, 2018 – 1 сезон)
Задание: - проанализируйте любой из этих примеров с точки зрения их
ориентации на потенциальную аудиторию («масса», «элита»). - укажите
критерии, по которым можно отличить продукт для «избранного меньшинства»
от «продукта массового досугового потребления».
12.
Философия неравенстваI. Прочтите тексты и ответьте на вопросы к ним.
II. Сравните концепции неравенства Аристотеля и Маркса: выпишите основные
понятия с определениями и ключевые тезисы;
III. Составьте 2 – 4 предложения с опровержением концепций Аристотеля и Маркса.
Текст А: фрагмент из Аристотеля Каждый полис слагается из отдельных семей. Семья
в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых и составляет ее
организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные.
Первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и
жена, отец и дети. [Отношения, существующие между тремя указанными парными
элементами, можно охарактеризовать] так: господское, брачное и отцовское.
Остановимся на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки
зрения практической пользы. По мнению одних, власть господина над рабом есть
своего рода наука. Наоборот, по мнению других, самая власть господина над рабом
противоестественна; лишь по закону один - раб, другой - свободный, по природе же
никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на
насилии, несправедлива. Раб по своей природе и по своему назначению – [это тот],
кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки
человек. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь
человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие
активное и отдельно существующее. Может ли или не может существовать по
природе такой человек, т. е. раб, и лучше ли и справедливо ли быть кому-либо
рабом или нет? Всякое ли рабство противно природе?
13.
Нетрудно ответить на эти вопросы. Властвование и подчинение не только необходимы,но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются [в том отношении,
что одни из них как бы предназначены] к подчинению, другие - к властвованию.
…Мужчина по отношению к женщине по своей природе выше, [а женщина] ниже.
[Поэтому] первый властвует, вторая находится в подчинении. Тот же самый принцип
неминуемо должен господствовать и во всем человечестве. С одной стороны, одни
[люди] не являются по природе рабами, а другие - свободными, а с другой стороны, у
некоторых это различие существует и для них полезно и справедливо одному быть в
рабстве, другому - господствовать, и следует, чтобы один подчинялся, а другой
властвовал и осуществлял вложенную в него природой власть, так чтобы быть
господином. Но дурное применение власти не приносит пользы ни тому ни другому:
ведь что полезно для части, то полезно и для целого, что полезно для тела, то полезно и
для души, раб же является некоей частью господина, как бы одушевленной, хотя и
отделенной, частью его тела. Поэтому полезно рабу и господину взаимное дружеское
отношение, раз их взаимоотношения покоятся на естественных началах; а у тех, у кого
это не так, но отношения основываются на законе и насилии, происходит обратное
14.
1. Аристотель говорит о том, что лежит в основе любого общества. Укажитесоциальную группу, из которой слагаются общества. Из каких элементов она
состоит? Как эти элементы взаимосвязаны?
2. Как организованы отношения в простой социальной группе? Каковы основания
такой организации? (Подтвердите текстом)
3. Что, с точки зрения Аристотеля, лежит в основе справедливого порядка этой
организации?
4. Аристотель говорит, что «некоторые люди по природе свободны». Как Вы
понимаете это утверждение? Согласны ли Вы с Аристотелем? Обоснуйте свой
ответ
15.
Текст Б. Фрагменты из К. Маркса Мы берем отправным пунктом современныйэкономический факт: Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он
производит…Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он
создает. …Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как
товар в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары. Этот факт
выражает лишь следующее: предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит
труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Чем больше
рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него
предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится
он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит. Точно так же
обстоит дело и в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается
в нем самом. Рабочий ничего не может создать без природы, без внешнего
чувственного мира. Это — тот материал, на котором осуществляется его труд, в котором
развертывается его трудовая деятельность, из которого и с помощью которого труд
производит свои продукты. Но подобно тому как природа дает труду средства к жизни в
том смысле, что без предметов, к которым труд прилагается, невозможна жизнь труда,
так, с другой стороны, природа же доставляет средства к жизни и в более узком смысле,
т. е. средства физического существования самого рабочего.
16.
Итак, рабочий становится рабом своего предмета в двояком отношении: вопервых, он получает предмет для труда, т. е. работу, и, во-вторых, он получаетсредства существования. Только этот предмет дает ему, стало быть,
возможность существовать, во-первых, как рабочему и, во-вторых, как
физическому субъекту. Венец этого рабства в том, что он уже только в качестве
рабочего может поддерживать свое существование как физического субъекта и
что он является рабочим уже только в качестве физического субъекта. В
результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя
свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при
еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище,
украшая себя и т. д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя
только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом
человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному
17.
1. Как соотносятся в концепции Маркса «рабочий», «труд», «товар»?2. Маркс рассуждает об «отчуждении» предметного мира и о связи процесса
«отчуждения» с «обеднением» внутреннего мира рабочего. Прокомментируйте этот
фрагмент в 2-3 предложениях.
3. Маркс считает, что «рабочий становится рабом» того, что он производит?
Согласны ли Вы с двумя аргументами Маркса? Обоснуйте.
4. В чем различие между «рабочим» и «физическим субъектом»? Обоснуйте
18.
Социальная мобильность: фрагменты из П. Сорокина Под социальной мобильностьюпонимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной
позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью
подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую,
расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида … из одного
гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при
сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной
социальной мобильности. … Под вертикальной социальной мобильностью
подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из
одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения
существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В
соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической
и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах:
проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими
индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на
уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие
течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более
высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к
которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в
целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального
единства. В первом случае "падение" напоминает нам человека, упавшего с корабля, во
втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение
корабля. Случаи индивидуального
19.
Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения свысокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Вторую форму
социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть
подробнее. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного
высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную
социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В
результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской
аристократией. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной
степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие
«отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно
индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно
было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы
социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные
институты. Важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь,
школа, политические, экономические и профессиональные организации.
20.
1. Как П. Сорокин определяет социальную мобильность? Какие типымобильности он выделяет? Приведите по одному собственному примеру к
каждому типу.
2. Какие «течения» позволяют «восходить» по социальной лестнице или
«падать» с нее? Какие существуют «формы течений»?
3. Сорокин приводит пример группой восходящей мобильности, приведите свой
пример нисходящей мобильности.
4. Сорокин перечисляет институты, выступающие лифтами для перемещения
индивидов из одних социальных слоев в другие. Выберите два любых
института и приведите примеры подобных перемещений в каждом из них.
21.
Условие: В стране Хогвартслэнд был принят закон, по которому образование вуниверситетах становилось платным.
По закону:
1. Университеты – коммерческие организации.
2. Университеты самостоятельно определяют размер оплаты образовательных услуг.
3. Университеты самостоятельно определяют льготные категории будущих студентов
и критерии выделения грантов на обучение.
4. Университеты самостоятельно определяют требования к уровню знаний будущих
студентов и способы их проверки при поступлении.
5. Университеты на собственные средства ведут научные исследования, «продают»
результаты исследований на конкурентном рынке информации, услуг и технологий.
Задача: - оцените этот закон с точки зрения теории социальной стратификации и
мобильности. - какой тип неравенства устанавливает этот закон? - какие социальные
группы «выиграют», а какие «проиграют» и почему?