Виды ислама
Сунниты
Шииты
Ибадиты
10.18M
Категория: РелигияРелигия

Виды ислама

1. Виды ислама

2.

3.

4.

5. Сунниты

6.

• Название суннитов происходит от самоназвания
«ахль ас-сунна валь-джамаа». Первая часть (ахль ассунна) подразумевает следование пути пророка
Мухаммеда и его сподвижников. Для суннитов
Коран и сунна являются первоисточниками религии,
они решают различные проблемы на основании
ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов,
а в случае их отсутствия — на основании доводов
своего разума (иджтихад). Вторая часть названия
(валь-джамаа) подразумевает признание миссии
всех сподвижников Пророка и следование их
методу при решении различных проблем. Впервые
термин «джамаа» стал известен после передачи
Хасаном ибн Али власти в Халифате Муавии I. Год, в
котором был положен конец гражданской войне,
вошёл в историю как «год единства» (санат альджамаа).

7.

• Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка
Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции,
на участии общины в выборе своего главы — халифа.
• Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:
• признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов
(составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, анНасаи и Ибн Маджи);
• признание четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского,
ханафитского и ханбалитского мазхабов;
• признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской.
• признание законности правления Праведных халифов — Абу Бакра,
Умара, Усмана и Али (шииты признают только Али).
• Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в
сравнении с шиизмом, суннизм имеет более чёткое содержание — это
следование жизненному пути пророка Мухаммада. Шиизм же лишь
признаёт право на преемничество потомков Али в качестве духовного и
светского главы мусульманской общины.

8. Шииты

9.

• Шииты (ар. — ‫ )شيعة‬приверженцы, партия.
Направление Ислама, признающее в качестве
законных правителей мусульман, а также духовных
преемников Пророка Мухаммада 4-го праведного
халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Шииты
признают пророческую миссию Посланника Аллаха,
но отрицают, что кто-либо иной, кроме Али и его
потомков — Имамов, может руководить
мусульманской общиной. Такая форма власти
(Имамат) предполагает легитимность правления
мусульманами только наследников Пророка
Мухаммада — потомкам Али и дочери Пророка
Фатимы, которые, в свою очередь, входят в Ахль
аль-Бейт — сообщество близких родственников
Посланника Аллаха.

10.

• Шииты не приняли выборов халифом Абу Бакра и
остальных халифов по причине того, что выбор
руководителя общиной мусульман должен быть
подобен назначению пророков и является
исключительно прерогативой Аллаха. Основа
неприятия шиитами выборов Абу Бакра, Умара и
Усмана халифами заключается в хадисах, известных
как хадисы «Гадир Хум» и «Сакаляйн». В этих
хадисах, по мнению шиитов, Пророк Мухаммад
заявляет об исключительных правах Али и его рода
на власть над мусульманами. На сегодняшний день
среди ученых-исламоведов нет единой точки
зрения о дате возникновения шиизма. Некоторые
считают , что это направление Ислама возникло ещё
во времена Пророка, вторые— после его смерти,
третьи относят зарождение шиизма ко временам
правления Али, другие— к периоду после его
убийства.

11.

• На заре своего возникновения и на протяжении
почти двух веков шииты оставались исключительно
политической партией. Политическая основа была и
у основателей государства Идрисидов в Марокко,
которые являлись последователями зейдизма, - т .н.
«умеренного» шиизма. Религиозная составляющая
шиизма впервые проявилась в начале девятого
века, когда начало оформляться течение имамитов,
или шиитов-двунадесятников (иснаашарийя). В
наши дни течение шиитов-имамитов считается
самым многочисленным по количеству
последователей и самым распространенным.
Шииты-имамиты составляют большинство жителей
Азербайджана, Ирана, Бахрейна, Ливана, а также
почти треть населения Ирака. Шииты делятся на две
крупные группировки: Умеренные шииты (шиитызейдиты и шииты-имамиты) и крайние шииты
(исмаилиты, алавиты и др.).

12. Ибадиты

13.

• Ибади́ты (абадиты, араб. ‫— )االباضية‬
исламское течение, отличающееся как от
суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто
характеризуют как умеренную фракцию в
движении хариджитов, хотя сами ибадиты
отказываются признавать себя хариджитами.
Ибадиты возникли в VII веке в Ираке;
получили название по имени Абдуллаха ибн
Ибада. Однако информация, содержащаяся
в ибадитских источниках, показывает, что
Ибн Ибад играл второстепенную роль в
создании и руководстве движения ибадитов,
по сравнению с его первым имамом и
основателем, которым был Джабир ибн
Зейд.
English     Русский Правила