Похожие презентации:
Этика, эстетика, аксиология
1.
ЭТИКА, ЭСТЕТИКА,АКСИОЛОГИЯ
2.
ЭТИКА• Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος —
этос, «нрав, обычай») — философская
дисциплина, предметом исследования
которой являются мораль и нравственность
• Считается, что термин «этика» ввёл
Аристотель для обозначения особых
добродетелей характера.
3.
Этика – наука о морали• Слово «мораль» — латинского
происхождения. Оно образовано от лат.
mos (множ. число mores), что означало
примерно то же, что ethos в греческом —
нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру
Аристотеля, образовал от него слова
moralis — моральный и moralitas — мораль,
которые стали латинским эквивалентом
греческих слов этический и этика.
4.
Главный вопрос этики— определение того, что такое хорошее
поведение, что делает поведение правильным
или неправильным.
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
5.
Законы этики1.Око за око (Талион)
2.Золотое правило этики
3. Теория золотой середины
4.Подставь щеку
5.Категорический императив
6.
Око за око (Талион)Талион (лат. talio — такой же) —
категория истории нравов,
более известная как равное
возмездие. Принцип назначения
наказания за преступление,
согласно которому мера
наказания должна
воспроизводить вред,
причинённый преступлением
(«око за око, зуб за зуб»).
Талион известен в первую
очередь первобытным
народам, у которых
применяется в самых
разнообразных формах,
сохраняющих одно основное
стремление — уравнять
наказание с причиненным
ущербом.
Весьма полно выражена была идея талиона
в еврейском праве («око за око, зуб за
зуб»), в римских законах XII таблиц и в
средневековых германских законах.
7.
Золотое правило этики (Конфуций)• Золотое правило нравственности» — общее
этическое правило, которое можно
сформулировать как
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы
относились к тебе»
• Известна и отрицательная формулировка
этого правила:
«не делайте другим того, чего не хотите
себе».
8.
Менталитет краба• Менталитет краба (англ. Crab
Mentality, реже употребляется
название crab bucket theory —
«теория ведра с крабами») —
понятие обозначающее
«близорукое мышление» (shortsighted thinking, myopic thinking),
которое определяет поступки
человека на основе принципа:
«If I can’t have it, neither can
you» — «Ни себе - ни людям».
9.
Подставь щеку• Вы слышали, что
сказано: око за око
и зуб за зуб. А Я
говорю вам: не
противься злому.
Но кто ударит тебя
в правую щеку
твою, обрати к
нему и другую
• — Матфей, 5:38-39
10.
Теория золотой середины (Аристотель)• Смелость, к примеру, является серединой
между трусостью и безрассудностью.
Добродетель великодушия – нечто среднее
между пороком расточительства и
низостью скупости.
11.
Категорический императив• Категори́ ческий императи́ в (от лат. imperativus –
повелительный) – понятие в учении И. Канта о
морали, представляющее собой высший принцип
нравственности.
• «поступай так, чтобы максима твоей воли могла
бы быть всеобщим законом».
• «поступай так, чтобы ты всегда относился к
человечеству и в своем лице, и в лице всякого
другого так же как к цели, и никогда не относился
бы к нему только как к средству».
12.
Категорический императив13.
Дилемма узника• Дилемма заключённого — о статистической
оценке выгодности принципа «Око за око».
14.
Дилемма заключённого(англ. Prisoner's dilemma, реже употребляется название «дилемма банди́ та»)
— фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой игроки не
всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах.
15.
Справедливость• В этике справедливость – категория,
означающая такое положение вещей, которое
рассматривается как должное, отвечающее
представлениям о сущности человека, его
неотъемлемых правах, исходящее из
признания равенства между всеми людьми и
необходимости соответствия между деянием и
воздаянием за добро и зло, практической
ролью разных людей и их социальным
положением, правами и обязанностями,
заслугами и их признанием.
16.
СправедливостьСправедливость в обществе понимается в
различных аспектах. Это категория моральнополитическая и правовая.
Аристотель впервые разделил справедливость на
уравнительную (справедливость равенства) и
распределительную (справедливость
пропорциональности). Эти аспекты справедливости
сохраняют свое значение и в современных
условиях.
Несправедливость противоположна
справедливости. Она там, где человек принижен,
его права и достоинство не обеспечены, между
людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро
и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной
деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по
латыни означает справедливость (justitia). Юрист,
таким образом, "представитель справедливости".
Справедливость – этическая и правовая категория.
"Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас
объявляется этиками как специфически моральная,
а юристами – как специфически правовая».
Астрея — богиня
справедливости в
греческой мифологии
17.
Эстетика (от др.-греч. “αἰσθητικός” –чувствующий, чувственный).
18.
Золотое сечение• Золотое сечение (золотая
пропорция, деление в крайнем и
среднем отношении, гармоническое
деление) — соотношение двух
величин a и b, b > a, когда
справедливо b/a = (a+b)/b.
• Золотое сечение (золотая
пропорция, гармоническое деление,
деление в крайнем и среднем
отношении) — соотношение
числовых величин в математике и
искусстве: отношение суммы двух
величин к большей из них равно
отношению большей величины к
меньшей(рис. 1).
19.
Примеры золотого сечения• Живые системы также обладают свойствами,
характерными для «золотого сечения». Например:
пропорции тел, спиральные структуры или параметры
биоритмов
20.
Примеры золотого сечения• В правильной пятиконечной
звезде каждый отрезок делится
пересекающим его отрезком в
золотом сечении. На
приведённом рисунке
отношения красного отрезка к
зелёному, зелёного к синему и
синего к пурпурному равны Ф.
Кроме того, отношение красного
отрезка к расстоянию между
соседними вершинами звезды,
которое равно зелёному
отрезку, также равно Ф.
21.
АКСИОЛОГИЯ• АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos
— учение) — филос. дисциплина, исследующая
категорию «ценность», характеристики,
структуры и иерархии ценностного мира,
способы его познания и его онтологический
статус, а также природу и специфику
ценностных суждений. Термин «А.» введен в
1902 фр. философом П. Лапи, а в 1904
использовался уже в качестве обозначения
одного из разделов философии Э. фон
Гартманом.
22.
Аксиология• Ценность — важность, значимость, польза,
полезность чего-либо. Внешне ценность
выступает как свойство предмета или явления.
• Стоимость — основа количественных
соотношений при добровольном обмене
товарами между собственниками.
• Цена — количество денег, в обмен на которые
продавец готов передать (продать) единицу
товара.
23.
ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ• ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ — теория Ницше,
изложенная им в «Генеалогии морали»
(1887). На смену традиционным ценностям
(христианские ценности, выражающие
подчинение человека Богу) она выдвигает
творческие ценности (абсолютное
самоугверждение любой
индивидуальности любыми