Похожие презентации:
Этические учения Сократа, Платона и Аристотеля
1.
Этические учения Сократа,Платона и Аристотеля
Подготовил:
Фомкина Р.Е.
2.
ВВЕДЕНИЕБольшинство исследователей единодушны в том, что философия как
целостный феномен культуры является в первую очередь созданием
гения древних греков. Зачатки философии можно обнаружить у самых
первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление
культуры. Именно в древнегреческом мире философия являлась
самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с
искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая.
Знакомство с античной философией показывает, что философия
является, по существу, первой осознанной формой деятельности
человека на том этапе его развития, когда начинают формироваться
культурные сообщества людей.
Первые классические теории морали появились в античный период,
когда были поставлены важнейшие этические вопросы. Среди них
центральное место занимал вопрос «что есть правильная человеческая
жизнь?». Идеи эвдемонистической этики получили развитие у Сократа,
Платона, Аристотеля.
3.
Аристотель (384/383-322)Был непосредственным учеником Платона.
После воцарения Александра вернулся в
Афины и основал свою школу – Ликей.
Завершил процесс становления этики и
определил ее место в общей структуре
философского знания как практической
философии. Основной предмет его этики этические добродетели. Суть добродетели –
в сочетании щедрости и умеренности.
Видное место в его литературном наследии
занимают работы по этике. Он пытался
объяснить, как моральное поведение
способствует хорошей жизни человеческих
индивидов, включая этику, но самое
полное выживающее утверждение его
взглядов относительно этики происходит в
«Этике Никомаха».
4.
СВОИ ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЬ ПЫТАЛСЯ ОБОСНОВАТЬНА ОПЫТЕ И ПРИМЕРЕ, А НЕ НА НЕДОСТИЖИМОМ ИДЕАЛЕ. ПО
АРИСТОТЕЛЮ, ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА — СТАТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ.
добродетель достижение
разумного
равновесия, золотой
середины между
крайностями
Порок -результат
избытка или
недостатка
5.
Мужество — это серединамежду безрассудной отвагой
и трусостью, щедрость —
между расточительством и
скупостью и т.д.
6.
Добродетельная жизньНравственность - стремление к благой
цели. Высшее благо определяется
особенностью и назначением человека,
связанным с его разумом. Поэтому дело
человека — разумная деятельность, а
назначение — в прекрасном
выполнении разумной деятельности.
Настоящая цель жизни —
блаженство, которое
достигается в
умозрительной
деятельности души.
7.
Все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу.Они подчинены «последнему благу» – счастью.
Человек – это, главным образом, разум, но не только. В душе
есть нечто, что противоречит разуму и сопротивляется, но всё
же в нем участвует. Вегетативная часть никак не участвует в
разуме, в то время как аппетиты, так или иначе, в нем
участвуют, заставляя его подчиняться. В господстве над этой
частью души, в умении вписывать вожделения в контуры
здравого смысла, и состоит этическая добродетель.
Среди всех добродетелей есть одна, в которой спрессованы все
прочие – это справедливость. Лишь по справедливости можно
дать меру всем благам, достоинствам и способностям человека.
8.
Платон (426/427-347)Ученик Сократа. Настоящее имя –
Аристокл. «Платон» – прозвище, данное
ему Сократом. В 385 г. до н.э.
собственную школу, существовавшую
более 1000 лет и которая была закрыта
византийским императором
Юстинианом в 529 г. С ее закрытием
прекратила свое существование и
античная философия.
Считается основателем идеализма.
Именно в его время идеализм и
материализм окончательно разделились
на два направления.
Этика Платона – эвдемонистична. Её
цель – достижение счастья, под которым
он понимает высшее Благо. Платон
основывает свои этические идеи на
учении о человеке и о бытии.
9.
В ГОСУДАРСТВЕ И В ДУШЕ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ИМЕЮТСЯОДНИ И ТЕ ЖЕ НАЧАЛА. ТРЕМ НАЧАЛАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ И В
ГОСУДАРСТВЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРИ АНАЛОГИЧНЫХ НАЧАЛА
Свою систему философских
взглядов излагал в
сократических диалогах и в
работах «Государство» и
«Законы». Он считал, что
государство должно стремится
к воплощению идеи блага на
земле.
Государство может
считаться справедливым
лишь в том случае, если
каждое из трех его сословий
выполняет в нем свое дело и
не вмешивается в дела
других.
формирует три
сословия - философовправителей, воиновзащитников и
производителей.
разумное
яростное
вожделеющее
совещательное
защитное
деловое
10.
Наивысшая идея — Благо, тождественное абсолютной красоте. Этоначало всех начал, демиург, т.е. создатель видимого мира.
Страстное стремление к совершенству, к идеальному, овладевающее
человеком, Платон называет термином Эрос. Это стремление заложено в
душе каждого человека. Тело же - «темница души» и мешает
человеческому восхождению к совершенству.
Сущностью человека для Платона была его душа. Он считал, что душа
бессмертна и перерождается в разных живых существах, меняя тела. До
нашего рождения наша душа видела истинное бытие. Рождение человека
есть забвение всего, что знала душа. Цель и смысл человеческой жизни –
припомнить то, что душа знала до падения на землю. Тогда после смерти
душа вернется не в новое земное тело, а на свою родную звезду. Знание
как раз и есть припоминание. Путь к нему – очищение, упражнение,
аскеза, воздержание в пище, питье и любовных удовольствиях. Для этого
человек должен самоуглубиться. Созерцание умом идеального мира
вводит человека в это пространство, где нет несовершенства и
переменчивости.
11.
Первым стал исследовать человека.Считал изучение его основной задачей
философии. Поэтому философия Сократа
является началом первого
антропологического поворота. Внес
духовную революцию в греческую
философию. Сущность человека - его
душа. Высшим моральным долгом
человека полагал «попечение о душе» преодоление чувственного начала и
возделывание разумного начала.
С Сократа начинается этический этап
развития философии, т.к. он выдвинул
формальные основания для создания
новой науки и разработал ее метод. Добро
и зло определял как "этический
рационализм". Отсюда и получила свое
развитие рациональная этика. Он считал
очень важным присвоить абсолютно
каждой нравственной категории свое
название. Душа бессмертна, после смерти
переселяется в новое тело.
Сократ - (ок. 470/469-399 до н.э.)
12.
добродетель знание, а порок невежествоЭтика
Сократа
зло делают по
незнанию.
13.
Этика Сократа вырастает изэвдемонистической мотивации, стремящегося
к земной гармонии. Сократ считал человека
существом не только разумным, но и
общественным. Именно при помощи разума
человек должен вписаться в социальный
порядок. Всякая добродетель есть мудрость.
Невозможно поступать мужественно или
благочестиво, не зная, что такое мужество
или благочестие. Воля– слуга разума.
14.
Мыслить - значитрассуждать логически,
непротиворечиво. Для
этого необходимо в
первую очередь искать
определение понятия.
всегда начинал беседу с
общепризнанных истин,
часто расспрашивал,
притворяясь
простодушным,
оспаривал общепринятые
мнения.
Этим он заставлял своих
собеседников задуматься
над тем, что кроется за
простыми и очень
важными и привычными
словами
Приводил
собеседника,
опиравшегося только
на здравый смысл и
давал оценку этому
знанию
По его мнению знание
не сообщается
внешним образом, а
формируется
внутренним усилием.
15.
Степень совпадения реальной жизничеловека и его представлений о том, как надо
жить достойно, зависит от сознательного
выбора самого человека. А мораль зависит
от познания. Именно знание того, что такое
добро и зло, делает человека
добродетельным. Сократ давал человеку
практическую ориентацию в жизни: надо
руководствоваться совестью,
справедливостью и гражданским долгом.
16.
Внутренняя свобода- способность
человека к
самосознанию,
независимости его от
внешнего мира
Самообладание
Свобода
Правильное
приложение разума к
осмыслению
содержания
человеческих
добродетелей
17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ становлении и развитии философии особое место
принадлежит Сократу. Свои идеи он предпочитал высказывать в
устной форме и отказался от монологичного постулирования
философских взглядов, свойственного предшествующим философам,
и пришёл к диалогичному способу философствования, чем оказал
неоценимый вклад в последующее развитие философии. В
философии руководствовался двумя принципами: необходимостью
каждому «познать самого себя» и тем, что «ни один человек ничего
не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего
не знает».
Платон создал философское учение об идеях, которое легло в основу
дальнейшего развития философского направления - идеализма.
Согласно Платону подлинно существует именно мир идей, а
феноменальный мир является лишь его отражением.
Аристотель вначале находился под сильным влиянием учения
Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его
критическому анализу и создает собственное философское учение.