Похожие презентации:
Художественная культура Средневековья
1.
КУЛЬТУРОЛОГИЯЛЕКЦИЯ 8
Преподаватель
Минина-Бриллер Ольга Николаевна
2.
ТЕМАХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
3.
Начало развития средневекового этапа художественнойкультуры относится к концу V века и. э., ознаменованного
падением последнего в Европе античного рабовладельческого
государства - Западной Римской империи (476 г.).
Завершение эпохи средних веков связано с падением
Константинополя - центра Восточной Римской империи,
Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи
Возрождения.
4.
Наиболее распространенный жанр литературныхпроизведений этого периода - жития святых, типичный
образец архитектуры - собор, в живописи - икона, в
скульптуре - персонажи Священного писания.
В этих произведениях средневекового искусства человек
существовал как венец творения, созданный по образу и
подобию Божьему, все прочие творения были ради него.
5.
С одной стороны, человек провозглашался подобным Богу,своему творцу. С другой стороны, человек - раб Божий;
служение Богу, возвышающее человека, в то же время
требует смирения, подавления личных склонностей,
противоречащих идеалам христианства.
Эстетический мир Средневековья был организован вокруг
фигуры Христа. Использование христианской мифологии
регламентировалось авторитетом Священного писания Библии.
6.
Ветхий ЗаветНовый Завет
7.
"ЖИТИЯ"Рассказы о жизни, благочестивых
подвигах или страданиях людей,
канонизированных христианской
церковью.
Это один из основных
литературных жанров
Средневековья
8.
ЭПОСГероическое повествование,
содержащее целостную картину
народной жизни, описание жизни и
подвигов героев-богатырей.
Народный героический эпос возник
на основе традиций
мифологического эпоса и
богатырской сказки, позднее исторических преданий.
9.
ИРЛАНДСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙЭПОС (III-VIII ВВ.)
Первоначально имел
прозаическую форму, поэтому
его произведения назывались
сагами (сага - от
древнескандинавского segia сказывать)
10.
ЭПОС В ИСЛАНДИИНаиболее древний памятник - сборник
"Эдда", составленный в XIII веке из
народных эпических песен,
создававшихся в IX—XII веках.
Таково, например, сказание о подвигах
Зигфрида (в "Эдде" - Сигурда),
добывающего клад Нибелунгов.
11.
ФРАНЦУЗСКИЙГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
Замечательный памятник
средневекового эпоса - "Песнь о
Роланде". Сюжетное ядро песни действительные события VIII века: битва
в Ронсевальском ущелье между
франками и басками.
В "Жизнеописании Карла Великого"
упоминается в числе погибших имя
знатного франка Хроуланда, ставшего
прообразом Роланда в героической
поэме.
12.
ИСПАНСКИЙГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
Центральный герой испанского эпоса Родриго Диас (Рой Диаз де Бивар),
прозванный за доблесть Сидом (араб,
sidi - господин).
Самая крупная из эпических поэм
названа его именем - "Песнь о моем
Сиде". Он - воплощение народного
нравственно-героического идеала.
13.
НЕМЕЦКИЙГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
Крупнейшая поэма - (нибелунги мифические карлики, хранители
сокровищ).
В поэме две части: первая повествует о
подвигах и смерти богатыря
Зигфрида, вторая - о мести его жены
Кримхильды и трагическом финале
кровавой распри (отражение
исторических преданий об
уничтожении гуннами бургундского
государства).
14.
ЮЖНОСЛАВЯНСКИЙЭПОС
Формируется в XIV веке: это
народная эпическая поэзия
Югославии и Болгарин.
Среди произведений этого плана
выделяется Косовский цикл,
объединяющий песни о Косовской
битве сербов с турками в 1389 году.
15.
РЫЦАРСКАЯ (КУРТУАЗНАЯ) ЛИТЕРАТУРАXII—XIII
Отразила формирование института рыцарства - "христова
воинства", такие его ценностные ориентации, как защита
"гроба Господня", религии, бедных, угнетенных, служение
сюзерену, рыцарскому ордену, культ прекрасной дамы и
другие.
Куртуазный (фр. courtois) - учтивый, вежливый.
16.
Рыцарский роман - центральное явление средневековойсветской литературы, где ставились и разрешались
важнейшие проблемы человеческой личности и ее
отношений с миром. Являясь эпическим произведением,
рыцарский роман в то же время отличается от
средневекового эпоса.
17.
Одним из центров развития средневекового искусства была Византия государство, образовавшееся на основе Восточной Римской империи в 395 году ипросуществовавшее до 1453 года.
Переход к средневековой культуре осуществлялся на основе античных традиций.
Такие города Византии, как Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес,
сохранили эллинистический облик.
На смену античному искусству, наивно обоготворявшему человека, пришло
искусство, которое было направлено на возвышение его чувств, нравственных и
эстетических сил. Духовность находила воплощение не только в бесплотной
сущности творца, но и в образе Христа, сохранявшего облик человека, с его
этическими и эстетическими принципами.
18.
ХРАМ СВ. СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ19.
Смальта - кубикииз окрашенных
стеклянных
сплавай.
20.
21.
ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПАЭтапы развития средневековой культуры Западной и Центральной Европы:
I - дороманский (середина V-X вв.)
II - романский (X 1-ХII вв.)
III- готический (конец XII-XIV вв.).
Дороманский этап - это время формирования основных принципов
средневекового искусства. Они нашли проявление в искусстве империи
Каролингов (VIII-IX вв.), в художественной культуре Оттоновской империи (X
в.), государства франков, что подготовило появление романского стиля.
22.
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВОРоманский стиль сложился в XI-ХII веках и отразил
религиозное мировоззрение феодального общества.
Средоточием умственной жизни, образования,
художественного творчества были монастыри.
Романская архитектура отличалась мощью, скульптура мятущимся духом, что отразило влияние традиций
варварского искусства, бурного характера эпохи.
23.
Город-крепость Каркассон вПровансе (XII-XIII вв.),
Замок Гайар на Сене (XII в.),
24.
НОТР-ДАМ ЛА ГРАНД В ПУАТЬЕ (XI—XII ВВ.)25.
26.
Фре́ ска (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке,одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи
по сухому).
27.
ВИТРАЖИ28.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОТермин "готический стиль" ведет происхождение от названия германских
племен - готов, первоначально обитавших у берегов Балтийского моря. В
представлении средневековых итальянцев "готы" - это северные народы,
поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран
назывался готическим.
Общественная жизнь города сосредоточивалась в соборе, массивы стен и
сводов которого были преобразованы в своеобразный скелет, каркас;
пластика архитектурных форм - подчеркнутые вертикали опор, стрельчатые
арки, остроконечные шатры и фронтоны и т. д. - создавала впечатление
легкости, невесомости, ажурности.
29.
НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ (СОБОР ПАРИЖСКОЙБОГОМАТЕРИ, ЗАЛОЖЕН В 1163 Г.)
30.
Реймсский соборКёльнский собор