4.73M
Категория: ИсторияИстория

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

1.

§12

2.

В сер. XVI в. Реформация охватила всю Европу.
Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции. В 1533
г. он стал протестантом и был вынужден бежать в
Швейцарию от преследования (1536 г.). Жил и
проповедовал в Женеве, из-за чего его прозвали
«Женевским папой».
Кальвинизм – ещё одно протестантское вероучение.
Кальвин пытался ответить на вопрос: судьба
предопределена Богом, или человек – хозяин своей
жизни?

3.

Жан Кальвин

4.

Кальвин считал, что души людей предопределены
либо к вечному спасению, либо к вечной гибели,
но никто не знает, что ему уготовано.
Однако человек должен трудиться, чтобы узнать своё
предопределение. Успех в жизни – знак спасения.
Если же не везёт по жизни, нужно стараться ещё
больше – возможно, успех ещё придёт.
Одной искренней веры в Бога для спасения
недостаточно: человек должен терпеливо работать
всю земную жизнь, но не ради наживы, а для
подтверждения того, что он избран Богом. Только
трудом можно было получить знак спасения души.

5.

Часть дворян поддерживала Кальвина, поскольку
он разрешал свергать королей, если они
нарушают законы земные и небесные.
Кальвинизма провозглашал новые моральные
ценности, свойственные предпринимателям:
бережливость, расчёт, накопление капитала в
сочетании с неустанным трудом, умеренность в
быту (идеалы горожан и предпринимателей).
Всё это укрепляло дух предпринимательства и
доказывало, что дело кальвинистов –
богоугодное.

6.

Кальвинистская церковь признавала два обряда –
крещение и причастие. По устройству она отличалась
от католической и лютеранской.
Церковная община не подчинялась городским светским
властям и пользовалась правом самоуправления.
Община выбирала руководителей: проповедников,
старшин, пресвитеров (поэтому кальвинистскую
церковь называют пресвитерианской).
Не было священников, были проповедники – пасторы
(из грамотных прихожан).
Пасторы вмешивались в жизнь прихожан и жестоко
наказывали отступников вероучения (например,
испанский учёный Мигель Сервет сомневался в
истинности кальвинизма, за что был сожжён в 1553 г. в
Женеве по приказу «Женевского папы»).

7.

Женева – «Рим кальвинизма». Городом управлял
избираемый верующими церковный совет (но
фактически все вопросы решал Кальвин, установивший
диктатуру). Праздность и роскошь были запрещены.
Доведённые до отчаяния фанатизмом Кальвина женевцы
изгнали его из города.
Дворяне и предприниматели Швейцарии, Англии, Франции
и Голландии поддерживали кальвинизм: увеличение
рабочих дней, накопительство, предпринимательство и
нажива – богоугодные дела. Кальвинистская трудовая
этика способствовала развитию капиталистических
отношений и разложению традиционного общества.
Кальвинизм как протестантское учение распространялся
по Европе.
Этика – система норм нравственного (уважительного к
обществу) поведения.

8.

Рим не хотел терять власть над Европой и церковную
десятину , поэтому всех протестантов объявили
еретиками.
В 40-х гг. XVI в. началась контрреформация (борьба
против Реформации).
Доносчики на протестантов поощрялись частью имущества
протестанта.
Установлена цензура печати – «Индекс запрещённых книг»
(протестантские книги сжигали вместе с читающими их.
Инквизиция защищала «чистоту веры» (особенно в Италии
и Испании).
Особенно не щадили учёных: в 1600 г. сожгли Джордано
Бруно, такой же участи удалось избежать Галилео
Галилею.

9.

10.

Папа римский для борьбы с Реформацией в 1540 г. утвердил
«Общество Иисуса», или Орден иезуитов (Иезус с лат. – Иисус).
Испанский дворянин Игнатий Лойола (1491-1556) – создатель
Ордена иезуитов. Он мечтал о военных подвигах, но в одном из
сражений был тяжело ранен, поэтому он решил прославить себя
религиозными подвигами.
В 1523 г. Лойола совершил паломничество в Иерусалим, затем
отправился в Париж для получения образования. Науки давались
ему нелегко, но Игнатий упорно продолжал учиться. Он подчинил
своему влиянию друзей, с которыми и создал Орден иезуитов (15
августа 1534 г.).
«Общество Иисуса» – инструмент для расширения власти папы.
Политика – средство укрепления католичества (испанский иезуит
Франсиско де Суарес доказывал право пап свергать монархов).
Иезуиты занимались благотворительностью, строили школы с
бесплатным образованием, влияли на молодёжь, вели
миссионерскую деятельность, но непокорных убивали ядом или
кинжалом (это не считалось грехом, ведь девиз иезуитов: «Всё во
славу Бога!»). Полученные на исповеди признания пересылали в
Рим.

11.

Игнатий
Лойола

12.

Чтобы вернуть верующих к «истинной вере», Риму
нужно было провести реформы.
Во втор. пол. XVI в. католические богословы
перевели Библии на национальные языки.
Однако на Тридентском соборе в 1545 г. (заседал 18
лет) противники реформ победили: власть папы и
инквизиции укрепилась.
Были лишь запрещены индульгенции и стали
строить духовные семинарии.
Во втор. пол. XVI в. борьбу против Реформации
возглавил сын Карла V король Испании Филипп II
(1556-1598).

13.

Филипп II

14.

Низкорослый Филипп II был неплохо образован и
обладал незаурядными способностями
государственного деятеля. Он мечтал о создании
единой мировой католической империи во главе с
Испанией и с ним – испанским королём.
Филипп построил новую резиденцию – дворец Эскориал,
где находились также храм, монастырь и крупная
библиотека. Отсюда король почти не выезжал,
управляя страной.
Этот католический фанатик помогал католикам Англии,
Германии и Франции в борьбе с протестантами. При
нём в Испании прошло более ста аутодафе.
Аутодафе – приведение в действие приговора
инквизиции (публичное сжигание на костре).

15.

Дворец Эскориал

16.

Филипп II вёл постоянные войны, но победу одержал
только над Турцией. На войны и борьбу с еретиками
нужны были деньги, поэтому постоянно росли
налоги. Крестьяне, ремесленники, торговцы,
владельцы мануфактур разорялись. Филипп довёл
страну до кризиса.
В XVII в. в Испании начался экономический упадок,
хотя из Нового Света продолжало поступать золото.
Мечта сделать Испанию мировой католической
державой и уничтожить «ересь» ослабила страну,
превратив её во второстепенное государство.
В испанских Нидерландах было конфисковано
имущество всех, кто бежал из страны по
религиозным причинам. Свирепствовала
инквизиция.

17.

Аутодафе

18.

В XVI в. в Европе начался религиозный мятеж,
вызванный взлётом духовной культуры и
стремлением личности к свободе. Эпоха
Реформации – эпоха кризиса католической церкви.
Из-под папской власти ушли Скандинавия, Англия,
Шотландия, Северная Германия, Голландия, часть
Франции.
Реформация изменила духовный, политический и
экономический характер европейского общества.
Реформация вызвала массовые народные движения,
направленные также и против феодальных
порядков.
В результате Реформации появились
национальные церкви, укрепилась светская
власть, создались условия для развития
национальных государств.

19.

§12
(пересказ); записи в тетради
(учить); повторить §11.
English     Русский Правила