Похожие презентации:
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. История Нового времени. Тема 8
1.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.История Нового времени.
2.
Женева. «Рим кальвинизма»Из «Наставления в христианской вере» Жана Кальвина:
«В глубине сердца нам надлежит хранить терпение и любовь
к врагам. В то же время наши внешние действия должны
отвечать тому, что мы сознаем полезным для спасения
возлюбленных нами врагов».
К 1540-м гг. власть в Женеве – не только религиозная, но и
по факту светская – оказалась в руках Жана Кальвина,
основателя кальвинизма.
Знаменитый философ XVIII в. Вольтер сказал о Жане
Кальвине, что тот упразднил монастыри только затем,
чтобы превратить в монастырь весь мир.
Жан Кальвин (1509-1564)
французский теолог, полемист и пастор времён
протестантской Реформации. Считается одним из
основателей кальвинизма.
Женева превратилась при Кальвине в город строгих нравов,
где любого не согласного с догмами кальвинизма человека
могли назвать еретиком.
Кальвина называли «Женевским Папой».
3.
Дело Мигеля СерветаНаиболее известный пример гонений кальвинистов на инакомыслящих
– дело богослова Мигеля Сервета.
Сервет одинаково критично относился и к католикам, и к кальвинистам.
Еще до приезда в Женеву Сервет вступил в переписку с Кальвином.
Однажды Кальвин отправил ему свое «Наставление в христианской
вере». Сервет отослал труд Кальвина обратно с язвительными
комментариями на полях.
Но это было только начало конфликта. В 1553 г. Сервет опубликовал
книгу «Восстановление христианства», где раскритиковал догмат о
Троице. После этого он был арестован католической инквизицией,
сбежал, обосновался в Женеве. Там его арестовали уже сторонники
«Женевского Папы» Кальвина.
Мигель Сервет (1511-1553)
испанский мыслитель, теологантитринитарий, естествоиспытатель
и врач.
Сервет был сожжён на костре 27 октября 1553 г. в Женеве, войдя в
историю прежде всего как одна из первых жертв протестантского
фанатизма.
4.
Казнь Мигеля Сервета в 1553 г. Картина XIX века.5.
КонтрреформацияКальвинизм проник в Южную Францию, Голландию,
Шотландию. Лютеранство по сути восторжествовало в
Северной Европе (см. карту).
Католическая церковь не хотела мириться с возникшим
положением. Папа Римский объявил всех протестантов
еретиками, началась настоящая охота на протестантов,
инициированная из Рима.
Католическая церковь поощряла доносы на
протестантов (доносчик получал часть имущества
осужденного еретика), был опубликован знаменитый
«Индекс запрещенных книг». Книги из этого списка
католики сжигали, тех, кто читал эту литературу, могли
осудить на смерть.
Продолжала свирепствовать инквизиция (особенно в
Испании и Италии – именно эти страны оставались
зонами почти безграничного влияния папы).
Реформация и контрреформация в Европе. Карта.
6.
КонтрреформацияДирк Виллемс спасает своего
преследователя.
Иллюстрация XVII в.
Церковная политика,
направленная на то,
чтобы остановить
распространение
протестантизма,
получила название
Контрреформация.
История Дирка Виллемса:
Голландский протестант (анабаптист)
Дирк Виллемс из в Гелдерланде был
арестован во время жестоких репрессий
против протестантов, которые осуществлял
в Нидерландах испанский наместник
герцог Альба. Дирка поместили под
стражу в замке, но он сбежал оттуда из
окна, спустившись по верёвке, связанной
из тряпок, на лёд, покрывавший
заполненный водой ров замка.
Его побег был замечен стражником,
который погнался за ним. Тонкий лёд
пруда, по которому бежал исхудавший в
заключении Дирк, выдерживал его
небольшой вес, но проломился под более
тяжёлым стражником. Провалившийся под
лёд стражник стал звать на помощь. Дирк
вернулся и вытащил стражника.
После этого стражник схватил Дирка,
которого на этот раз поместили в более
надёжное место, наверху церковной
колокольни. Суд приговорил его к
сожжению на костре за ересь. Этот
приговор был исполнен 16 мая 1569 г.
Современные анабаптисты почитают
Дирка Виллемса как мученика и считают
примером христианского милосердия.
7.
КонтрреформацияКонтрреформация
подразумевала как
репрессивные меры в
отношении «еретиков»,
так и «работу над
ошибками» самой
католической церкви.
Так, во второй
половине XVI в.
католические богословы
создали переводы
Библии на
национальные языки.
Отправной точкой
Контрреформации
стал Тридентский
собор 1563 г.
Заседание
клириков во
время
собора.
Иллюстрация
XVI в.
8.
Тридентский соборТридентский собор признал
право папы Римского на
неограниченную власть над
католической церковью, а
также закрепил основу и
организационную структуру
Римско-католической
церкви.
Были подтверждены авторитет
церковного Предания (наряду
со Священным Писанием),
актуальность латинского
перевода Библии.
Тем самым, Тридентский
собор закрепил
вероисповедные разногласия
с протестантами.
Тридентский
собор.
Художник
Паскуале
Кати.
9.
ИезуитыВ борьбе с Реформацией католическая церковь прибегла к политике,
характерной для эпохи Крестовых походов – создание монашеских
орденов и покровительство им.
В 1534 г. был основан монашеский орден иезуитов («Societas Jezy»
«Общество Иисуса»), «Общество» создал в Париже испанский дворянин
Игнатием Лойолой. Орден иезуитов был утвержден папой Павлом III 27
сентября 1540 г.
Ядром ордена иезуитов была небольшая группа магистров Сорбонны,
объединившаяся вокруг экзальтированного Лойолы первоначально с целью
миссионерской деятельности среди мусульман в Палестине. Вскоре эта
группа преобразовалась в общество священников, в миссионерский корпус,
стоящий под верховным начальством самого папы.
Вскоре особое внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно
католической церкви отпавших от нее лиц (т. е. в первую очередь
протестантов). Главными орудиями борьбы были агитационная массовая
работа – проповедь. Также иезуиты занимались организацией убежищ для
сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и пр.
Игнатий де Лойола
(1491-1556)
Генерал Общества Иисуса
в 1541-1556 гг.
10.
ИезуитыИезуитский орден был формально
монашеским. Но иезуиты жили в миру,
стараясь использовать любые способы для
укрепления католической церкви.
За счет многочисленных пожертвований
орден стал одной из самых богатых
организаций в мире.
Иезуиты развернули настоящую
пропагандистскую машину: они создавали
школы, где преподавание велось на
национальном языке. Орден развивал свое
влияние внутри политических элит
государств, где он действовал.
К началу XVII в. общая численность ордена
возросла до более чем 13 тыс. членов в 32
орденских провинциях.
Церковь
Святейшего
Имени Иисуса/
Главный
иезуитский храм в
Риме.
11.
ИезуитыИгнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой
дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских
обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), приносили
четвёртый – безусловного повиновения папе Римскому.
В июле 1548 г. папа Павел III утвердил составленные Игнатием
Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») –
курс созерцательных практик и молитвенных размышлений,
помогающих практикующим, прежде всего членам ордена,
определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного
очищения и укрепиться на пути добродетели.
Лойола считал, что в интересах католической церкви стоит
отказаться от всего, в том числе от важнейших моральных
установок христианства.
Из «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы:
«Дабы достичь истины во всяком предмете, мы всегда должны
быть готовы поверить, что то, что нам представляется белым, на
самом деле – черное, если так решит церковная власть».
Игнатий де Лойола
(1491-1556)
Генерал Общества Иисуса
в 1541-1556 гг.