Похожие презентации:
Религиоведение. Предмет, цель и задачи курса
1.
Преподовательницапо предмету Религиоведение,
Имомова Нозима Авазхоновна
Презентация на
тему:
«Введение в
религиоведение
2.
1 тема. Введение в курс«Религиоведение».
План:
– Предмет, цель и задачи курса
“Религиоведение”.
– Взаимосвязь религиоведения с социальнополитическими науками.
– Значение религиоведения в укреплении
стабильности общества,
- воспитании религиозной толерантности и
обеспечении свободы совести.
3.
Религия (по латыни – благочестие, набожность) – форма общественногосознания, человеческой деятельности, которые основываются на вере в
существование сверхъестественных, неземных сил.
• Сверхъестественные силы в данном случае рассматриваются
как явления, которые существуют вне реального мира, жизни и
деятельности человека и многократно превосходят
возможности, силы человека. Они способны, например,
создавать и разрушать миры, воскрешать человека, управлять
его судьбой, жизнью и т.д. Первые попытки понять сущность
религии и причины ее возникновения относятся к временам
Античности. Еще в середине I тыс. до н. э. греческие философы,
одними из первых пытавшиеся рационалистически осмыслить
мир, обратили внимание на то, что религиозные представления
не присущи человеку, что люди выдумали своих богов.
4.
Религия представляет собоймировоззрение и мироощущение,
а также соответствующее
поведение и специфические
действия, которые
основываются на вере в
существование Бога
5.
Основные религииМировые религии
Буддизм
Ислам
Христианство
православие
католицизм
протестантизм
Национальные религии
Иудаизм
Индуизм
Конфуцианство
Даосизм
Сикхизм
Джайнизм
Синтоизм
Зароастризм
6.
Вера – это особоепсихологическое состояние
уверенности в достижении цели,
наступления события, в предполагаемом
поведении человека, в истинности идеи
при условии дефицита точной информации
о достижимости поставленной цели,
о конечном итоге события,
о реализации на практике предвидимого
поведения, о результате проверки
7.
Теория религиоведения• На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные иссле- дования,
ставившие
• своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии.
Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были
олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических
образов он отнес и Христа.
• Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию
ряда
наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако,
оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных
систем, в чем и проявилась слабость их школы.
Религиоведение как комплексная, относительно самостоятельная отрасль знания
возникла во второй половине XIX в. Она опиралась на накопленный историей,
археологией, этнографией, лингвистикой и другими науками конкретный материал.
Значительный вклад в развитие религиоведения на этапе его становления внес
английский исследователь, этнограф Эдуард Тейлор (1832–1917).
В труде «Первобытная культура» он сформулировал анимистическую теорию
происхождения религии, раскрыл ее сущность и показал направления развития.
8.
Что же является предметом религиоведения?• Религиоведение
можно охарактеризовать
как
особую разновидность гуманитарного
знания, изучающего
религиозное
поведение
человека
по отношению к трансцендентному Богу, или бо-гам, или к чему
бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное,
причем знания, которое учитывает как внешние (социокультурные),
так
и
внутренние
(психологические) факторы.
• Религиоведение исследует процесс возникновения,
функционирования и развития религии, ее структуру и различные
компоненты, многочисленные проявления религии в истории
общества и в современную эпоху, ее роль в жизни отдельного
человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и
взаимодействие с другими областями культуры.
9.
Религиоведение: объект и предметисследования
• Религиоведение как
• относительно самостоятельная наука складывалось
начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания –
философские,
• теологические, исторические,
• психологические и др. – накапливались в течение
столетий.
• Предметом религиоведения являются закономерности
• возникновения, развития и
• функционирования религии, ее многообразные феномены,
как они представали в истории
• общества, взаимосвязь и
• взаимовлияние религии и других областей культуры.
10.
Структура религиоведения• Структурными
элементами религиоведческой
науки
являются философия религии,
социология религии, психология религии,
история религии, география религии, религиозная
культурология, феноменология религии, учение о
свободомыслии.
• Связь религиоведения с философией основывается
на том, что философия изучает наиболее общие
законы движения и развития природы,
человеческого общества и мышления, составляет
содержание философского мировоззрения и общую
методологию познания, которые имеют значение
для всех наук, в том числе и для религиоведения.
11.
• Предпосылкой развития науки о религии сталоубеждение в том, что религию можно и нужно изучать как некоторую
человеческую реальность, доступную эмпирическому
исследованию и теоретическому
анализу.
• В религиоведении имеется ряд разделов, основными являются:
философия, социология, психология,
феноменология, история религии.
12.
Религиоведение тесно связано с социологией. Социология изучает общество, а точнее –
становление, функционирование и развитие социальных систем, их структуру, отношения
между системами, в связи с их
положением в обществе, удовлетворением их потребностей и интересов. Социология
исследует религию как одну из социальных систем, ее становление и
функционирование, развитие, отношения с другими социальными системами.
Религиоведение, безусловно,
связано
с историей, так как историческое сознание
являетсясоставной
частью
общественного
сознания, духовной культуры.
Изучая религию
и особенности
ее возникновения,
развития,
религиоведение не может не обратиться кисторической стороне религиозных явлений.
Без истории невозможен полный научный анализ религиозных процессов как в
прошлом, так и в настоящем. С другой стороны, религиоведение позволяет уточнять и
расширять изучение исторических явлений. Особенно это касается событий современности,
когда такие явления, как возрождение религии на постсоветском пространстве, активизация
угрозы исламского экстремизма,
терроризма и фундаментализма является
важнейшими явлениями современной истории и связаны с событиями далекого прошлого.
13.
Религиоведение связано с правом,юридическими дисциплинами
• «Религиозные организации и объединения
отделены от государства и равны перед законом.
Государство не вмешивается в деятельность
религиозных организаций».
• Следует иметь в виду, что развитие и действие
религии оказывает воздействие и на право.
Безусловно, что некоторые религиозные ценности
оказали влияние на выработку определенных
правовых норм. В исламе эта тенденция привела к
возникновению шариата – свода мусульманского
• права, разработанного на основе Корана и сунны.
14.
Участие в изучении религии принимаютразличные науки
• Во-первых, комплексное изучение религии
как единого целого
• Каждая общественная наука исследует
религию сквозь призму своего предмета.
• Во-вторых, научный, объективный подход к
изучению религии
• Это не означает, что остальные
общественные науки не объективны в
изучении религии.
15.
• В современных условиях развития демократии, политического иидеологического плюрализма, укрепления позиций
общечеловеческих духовных
ценностей именно научный,
объективный подход к изучению религии в наибольшей
степени соответствует духу времени. Но для того, чтобы
религиоведческий подход к изучению религии занял в науке
должное место, следует преодолеть негативное влияние, с
одной стороны, воинствующих атеистов, с другой стороны,
религиозных экстремистов и фундаменталистов.
• Для понимания
сущности
религии,
следует
глубоко проанализировать ее структуру и те задачи,
которые религия выполняет в обществе.