Похожие презентации:
Философия как разновидность мировоззрения
1.
ВОПРОС 1.ФИЛОСОФИЯ КАК
РАЗНОВИДНОСТЬ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
2.
Мировоззрение — целостныйвзгляд на мир и место человека в
нем .
3.
В истории человечества выделяются триосновные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
4.
Мифология — формаобщественного
сознания,
мировоззрение
древнего общества,
которое совмещает в
себе как
фантастическое, так и
реалистическое
восприятие
окружающей
действительности.
5.
Религия—
форма
мировоззрения, основан
ная на вере в наличие
фантастических,
сверхъестественных
сил, которые влияют на
жизнь
человека
окружающий мир.
и
6.
Основными мировыми религиями являются:• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в
мире национальные религии:
• синтоизм;
• индуизм;
• иудаизм.
7.
Философия — особый, научно-теоретический типмировоззрения.
Философское
мировоззрение отличается от религиозного и
мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на
саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
8.
Философия представляетсобой высший уровень и
вид мировоззрения,
отличающийся
рациональностью, системностью, логикой и
теоретической
оформленностью
9.
Философия как мировоззрение прошла триосновные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
10.
11.
Космоцентризм —философское
мировоззрение, в основе
которого лежит
объяснение окружающего
мира, явлений природы
через могущество,
всесильность,
бесконечно сть внешних
сил — Космоса и
согласно которому все
сущее зависит от Космоса
и космических циклов .
12.
Теоцентризмтип
философского
мировоззрения, в основе
которого лежит объяснение
всего
сущего
через
го сподство необъяснимой,
сверхъестественной силы Бога (был распространен в
средневековой Европе).
13.
Антропоцентризм —тип
философского
мировоззрения,
в
центре которого стоит
проблема
человека
(Европа
эпохи
Возрождения, нового и
новейшего
времени,
современные
философские школы).
14.
https://www.youtube.com/watch?v=5iGl4bKJSC
I
15.
ВОПРОС 2. СПЕЦИФИКАФИЛОСОФСКОГО
ЗНАНИЯ
16.
Основная специфика философскогознания
заключается
в
его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным
знанием — предмет, методы, логикопонятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в
чистом виде.
17.
Главное отличие философии от всех иныхнаук
заключается
в
том,
что философия является теоретическим
мировоззрением, предельным обобщением
ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет
философии
шире
предмета
исследования
любой
отдельной
науки,
философия обобщает, интегрирует иные
науки, но не поглощает их, не включает в себя
все научное знание, не стоит над ним.
18.
19.
ВОПРОС 3. ПРЕДМЕТ ИМЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ
20.
Общуюструктуру
предмета
философии, философского
знания составляют четыре
основных раздела:
• онтология (учение о
бытии);
• гносеология (учение о
познании);
• человек;
• общество.
21.
https://www.youtube.com/watch?v=_A1o_OJoe20
22.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика.
23.
Диалектикаметод
философского исследования,
при котором вещи, явления
рассматриваются
гибко,
критически, по следовательно
с учетом их внутренних
противоречий,
изменений,
развития,
причин
и
следствий,
единства
и
борьбы противоположностей.
24.
Метафизика—
метод,
противоположный диалектике,
при
котором
объекты
рассматриваются:
• обо собленно, как сами по
себе (а не с точки зрения их
взаимо связанно сти);
• статично (игнорируется факт
по стоянных
изменений,
с амодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск
абсолютной
истины,
не
уделяется
внимания
противоречиям, не о сознается
их единство).
25.
Догматизм — восприятиеокружающего мира через
призму догм — раз и
навсегда
принятых
убеждений, недоказуемых,
"данных свыше" и носящих
абсолютный
характер.
Данный метод был присущ
средневековой
теологиче ской фило софии.
26.
Эклектика — метод,основанный на
произвольном
соединении
разрозненных, не
имеющих единого
творческого начала
фактов, понятий,
концепций, в результате
которого достигаются
поверхностные, но
внешне правдоподобные,
кажущиеся достоверными
выводы.
27.
Софистика — метод,основанный на
выведении из ложных,
но искусно и
некорректно поданных
как истинные посылок
(суждений), новой
посылки, логически
истинной, но ложной
по смыслу либо любой
иной выгодной для
принимающего данный
метод.
28.
Герменевтикаметод
—
правильного
прочтения
и
истолкования смысла
текстов.
Широко
распространен
западной философии.
в
29.
ОДНОВРЕМЕННО И НАПРАВЛЕНИЯМИ ВФИЛОСОФИИ, И ФИЛОСОФСКИМИ
МЕТОДАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
материализм;
идеализм;
эмпиризм;
рационализм.
30.
При материалистическомметоде действительность
воспринимается как реально
существующая, материя — как
первичная субстанция, а сознание —
ее модус — есть проявление
материи.
31.
32.
Суть идеалистическогофилософского метода — признание
в качестве первоначала и
определяющей силы идеи, а материи
— как производной от идеи, ее
воплощением.
33.
34.
Эмпиризм — метод инаправление в
познании, согласно
которому в основе
познавательного
процесса, знания лежит
опыт, получаемый
преимущественно в
результате
чувственного познания.
35.
Рационализм —философский метод и
направление в философии, в
силу которого истинное,
абсолютно достоверное
знание может быть
достигнуто только с
помощью разума (то есть
выведено из самого разума)
без влияния опыта и
ощущений.
36.
https://www.youtube.com/watch?v=Ksh
afAmECAo
37.
ВОПРОС 4. ФУНКЦИИФИЛОСОФИИ
38.
Мировоззренческаяфункция способствуе
т
формированию
целостности картины
мира, представлений
об его устройстве,
месте человека в нем,
принципов
взаимодействия
с
окружающим миром.
39.
Методологическаяфункция заключаетс
я в том, что
философия
вырабатывает
основные методы
познания
окружающей
действительности.
40.
Мыслительно-теоретиче скаяфункция выражается в том,
что
фило софия
концептуально
учит
мыслить
и
теоретизировать — предельно
обобщать
окружающую
действительно сть,
создавать
мыслительно-логиче ские
схемы, системы окружающего
мира.
41.
Гносеологическаяодна
—
из
основополагающих
функций
философии
—
имеет целью правильное
и достоверное познание
окружающей
действительно сти
(то
есть механизм познания).
42.
Роль критической функции подвергатьсомнению
окружающий
мир
и
суще ствующее знание, искать
их
новые
черты,
вскрывать
Конечная
функции
каче ства,
противоречия.
задача
—
данной
расширение
границ познания, разрушение
догм,
око стенело сти
знания,
его модернизация, увеличение
до стоверно сти знания.
43.
Аксиологическаяфункция философии (в
переводе с
греческого axios —
ценный) заключается в
оценке вещей, явлений
окружающего мира с
точки зрения
различных ценностей моральнонравственных,
этических, социальных,
идеологических и др.
44.
Социальнаяфункция
—
объяснить обще ство, причины
его возникновения, эволюцию,
современное
со стояние,
ст руктуру,
движущие
его
элементы,
силы;
вскрыть
противоречия, указать пути их
устранения
или
смягчения,
совершенствования обще ства.
45.
Воспитательногуманитарнаяфункция фило софии со стоит
в том, чтобы культивировать
гуманистиче ские ценно сти и
иде алы,
человеку
прививать
их
и
обще ству,
спо собствовать
укреплению
морали,
помочь
человеку
адаптироваться в окружающем
мире и найти смысл жизни.
46.
Прогностическаяфункция заключается в том,
чтобы
на
о сновании
имеющихся
фило софских
знаний об окружающем мире и
человеке,
до стижениях
познания
спрогнозировать
тенденции развития, будущее
материи,
сознания,
познавательных
человека,
обще ства.
проце ссов,
природы
и
47.
ВОПРОС 5. ОСНОВНОЙВОПРОС И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ
48.
Основным в фило софии традиционно считается вопрос оботношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению
(сознанию).
Онтологическая
(бытийная)
сторона
о сновного
вопроса
философии заключается в по становке и решении проблемы:
что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны о сновного
вопро са: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в
процессе познания?
49.
Онтологическуюсторону
основного
вопроса философии представляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
50.
Материализм (так называемая "линия Демокрит а") — направление вфило софии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и
сознания первичной являет ся материя.
Следовательно:
• материя ре ально суще ствует;
• материя суще ствует независимо от сознания (то е сть суще ствует
не зависимо от мыслящих суще ств и от того, мыслит о ней кто-либо или
нет);
• материя является само стоятельной субстанцией — не нуждается в
сво ем суще ствовании ни в чем, кроме с амой с ебя;
• материя суще ствует и развивается по своим внут ренним законам;
• сознание (дух) е сть свойство (модус) высокоорганизованной материи
от ражать с аму с ебя (материю);
• сознание не является само стоятельной субстанцией, суще ствующей
наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
51.
Идеализм ("линия Платона") — направление в фило софии,сторонники
которого
в
отношениях
материи
и
сознания
первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
52.
О с н о в ат е л е мо бъ е к т и в н о г о
и д е а л и зм а
сч и т а е т с я
П л ато н .
С о гл а с н о
ко н ц е п ц и и
о бъ е кт и в н о го и д е а л и з м а :
• р е а л ь н о с ущ е с т ву е т то л ь ко и д е я ;
• идея первична;
• в с я о к р уж а ю щ а я д е й с т в и т е л ь н о с т ь д е л и т с я н а " м и р и д е й " и " м и р в е щ е й " ;
"мир
идей"
(эйдо сов)
и з н ач а л ь н о
с у щ е с т вуе т
в
Мировом
Р а з ум е
( Б ож е с т в е н н о м
З а м ы с л е и т. д . ) ;
• " м и р в е щ е й " — м ат е р и а л ь н ы й м и р н е и м е е т с а м о с то я т е л ь н о го с у щ е с т в о в а н и я и
является воплощением "мира идей";
• ка ж д а я е д и н и ч н а я в е щ ь — в о п л о щ е н и е и д е и ( э й д о с а ) д а н н о й в е щ и ( н а п р и м е р , л о ш а д ь
— в о п л о щ е н и е о б щ е й и д е и л о ш а д и , д ом - и д е и д ома , ко р а бл ь - и д е и ко р а бл я и т. д . ) ;
• б о л ь ш ую р о л ь в п р е о б р а з о в а н и и " ч и с то й и д е и " в ко н к р е т н у ю в е щ ь и г р а е т Б о г - Тв о р е ц ;
• о тд е л ь н ы е и д е и ( " м и р и д е й " ) о бъ е кт и в н о с ущ е с т ву ю т н е з а в и с и м о о т н а ш е го с о з н а н и я .
53.
В противоположно сть объективным идеалистам субъективныеидеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта
(человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также суще ствуют
только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа
(идей) не существует.
54.
Дуа л и зм как фило софско е направление был о сно ван Д екартом . Сут ьдуализма заключает ся в том, что:
• суще ствуют две независимые субст а нци и — матер иа льная (обладаю щая
свойством протяжени я) и духовная (обладающая свойством мышлен ия) ;
• вс е в мир е п ро изводно (являет ся модусом) либо от одн о й, либо от друго й
указ анных субст анци й (матер иа льные вещи — от матер иа льно й, идеи — от
духовной) ;
• в чело веке со единя ют ся одновр еменно две субст анци и — и матер иа льная,
и духовная ;
• матер ия и соз нание (дух ) — две пр отиво положные и вз аимо связ анные
стороны единого бытия ;
• о сновного вопро с а фило со фии (что первично — материя или сознание) в
действительно сти не суще ствует, т ак как материя и сознани е
взаимодо полн яют друг друга и суще ствуют вс егда.
55.
Гносеологическаясторона
основного
вопроса философии представлена:
• эмпиризмом (сенсуализмом);
• рационализмом.
56.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.Эмпиристы считали, что в основе познания
могут лежать лишь опыт и чувственные
ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме),
чего
бы
не
было
до
этого
чувственных ощущениях").
в
опыте
и
57.
Основоположникомрационализма
(от
лат.
ratio
—
разум)
считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное)
знание
может
быть
выведено
только
непосредственно
из
разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально
существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль —
деятельно сть разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные
для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном
доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы",
"Целое больше, чем его часть" и т. д.)
58.
В кач е с т ве о с о б о го н ап р а вл е н и я вы д е л я е т с я ир р а ц ио на л и зм ( Ни ц ш е , Шо п е н г ауэр ) .С о гла с н о
и р р а ц и о н а ли с т а м
мир
ха оти ч е н ,
не
имеет
вн ут р е н н е й
ло г и к и ,
а
с л ед о вате л ьн о , н и ко гд а н е буд е т п о з н а н р а зум ом .
С г н о с е оло г и ч е с ко й с то р о н о й о с н о вн о го во п р о с а ф и ло с о ф и и с вя за н ы п о н я ти я
г н о с ти ц и зм а и а г н о с ти ц и зм а .
П р ед с т а ви т е ли г н о с т и ц и зма ( ка к п р а в и л о , м ат е р и а л и с ты ) сч и т а ют, ч то :
• м и р п о з н а ва е м ;
во зм ож н о с ти
п о зн а н и я
неограничены.
П р оти во п олож н о й
точ к и
зр е н и я
п о зн а вате л ьн ы м и
во зм ожн о с тя м и
п р и д е р ж и ва ют с я а г н о с т и к и
( ка к п р а в и л о , и д е а л и с ты ) :
• м и р н е п о зн а ва е м ;
во зм ож н о с ти
п о зн а н и я
ч е л о веч е с кого р а зум а .
ограничены