Похожие презентации:
Проблема бытия в философии
1.
ОнтологияТема 10. Проблема бытия в философии
• Суть философской проблемы бытия
• Проблема бытия в истории философских
учений
• Формы бытия
2. Литература:
• Алексеев П.В. Понятие «материя»// Философские науки. 1990.№12.С.3-11.• Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской
философии. М.: Рос.гум.ун-т, 1998. 188с.
• Демокрит. Фрагменты. Учение о бытии.
• Карпинская Р.С., Лисеев И.К. Философия природы: коэволюционная
стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 350с.
• Парменид. О природе.
• Пригожин И. Порядок из хаоса.
• Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.
М.: ИФРАН, 1994. 272с.
• Тарароев Я.В. Современная космология – взгляд извне// Вопр.
Философии. 2006.№1.С.142-150.
3.
Картина мира – это способ видения миракак целого, включая и самого человека
О б щ ая кар ти на м и р озд ани я
(б ы ти я )
М и ф о л о ги ч е с ка я
картина м ира
Р е л и ги о з н а я
картина м ира
Е стественнонаучная
картина м ира
Ф илософ ская
картина м ира
4.
Необходимость философского осмысленияпроблемы бытия задана:
• тем, что любая теоретическая модель требует
исходных аксиом «предельных оснований
бытия»
• тем, что проблема бытия связано с бытием
человека
• придание смысла всему тому, что он делает и, в
конечном счете, чтобы найти ответ на вопрос
ради чего живет человек
5.
БЫТИЕб ы тие человека
м атериальное б ы тие
Б ы тие
(с у щ е е и с у щ е с т в у ю щ е е )
социальное бы тие
идеальное бы тие
6.
Анализ философского понятия бытияпредполагает раскрытие разных аспектов
содержания этого понятия
Предметный аспект
отражает наличную
данность качественной
определенности всего,
что существует
Динамический аспект
заключается в том, что
всякое бытие - это не
только какой-то налично
данный предмет, но и
существование этого
предмета как процесс
смены его состояний и
его реализация
7.
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯГ е ге л е в с к о е п о н и м а н и е
д и ал екти ки
ч и с т о го б ы т и я , н и ч т о
и н а л и ч н о го б ы т и я
ЧИ С ТО Е БЫ ТИ Е
- это бы тие вообщ е,
сам ф акт сущ ествовани я
д и н а м и ч е с к и й а с п е к т р е а л ь н о го б ы т и я
Н И ЧТО
- это отсутстви е бы ти я,
в предм етном м ире
о т р и ц а н и е к а к о го -л и б о н е ч т о
Н АЛИ ЧН О Е БЫ ТИ Е
есть опр еделенное бы тие
непосредственно данное
нал и ч но сущ ее, кач ество
8.
ОСНОВНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕКАТЕГОРИИ
О н т о л о ги ч е с ки е ка т е го р и и
Б ы т и е
Н и ч т о
С у щ н о с т ь
Я в л е н и е
Е д и н о е
М н о го е
Ц е л о е
Ч а с т ь
К а ч е с т в о
К о л и ч е с т в о
С о д е р ж а н и е
Ф о р м а
Е д и н и ч н о е
О б щ е е
В о з м о ж н о с т ь
Д е й с т в и т е л ь н о с т ь
9.
Проблема бытияв истории философских учений
Античные натурфилософы бытие
отождествляли с материальным,
неразрушимым и совершенным космосом
Парменид в 6 в. до н.э. одним из первых
среди античных мыслителей стал
использовать понятие бытия в его общем
значении, образно представлял бытие в
виде единого, неподвижного и плотного
шара, за пределами которого ничего быть
не может.
Платон противопоставил чувственное бытие
вещей истинному бытию чистых идей.
В Средние века понятие бытия было связано Схоласты выделяли истинное божественное
с божественным творением мира
бытие и неистинное, сотворенное бытие,
бытие актуальное и потенциальное,
сущность и существование
В Новое время метафизические системы
Декарта, Спинозы, Лейбница выдвинули для
решения проблемы бытия понятие
субстанции
В философии 17 в. были одновременно
представлены три возможные модели
бытия: монистическая, дуалистическая,
плюралистическая
В ХХ в. одни философы стали считать
В экзистенциализме средством описания и
проблемы бытия псевдопроблемой, другие в толкования бытия берутся субъективные
качестве приоритетного и изначального
категории - экзистенциалы
бытия стали признавать специфику
существования человека
10.
ФОРМЫ БЫТИЯБЫ ТИ Е П Р И Р О Д Н О ГО
- это естественная среда,
котор ая охваты вает вещ и ,
процессы , состояния природы
БЫ ТИ Е С О Ц И А ЛЬН О ГО
это бы ти е ч ел овека
в общ естве
БЫ ТИ Е ДУХ О ВН О ГО
-с у щ е с т в у е т к а к
и нд и ви дуальное и
общ ественное сознание лю дей
11.
БЫТИЕ ПРИРОДЫВ этой области современное миропонимание опирается
на три фундаментальные характеристики природы:
• системная организация природы
• способность к эволюции: феномен эволюции не
локален, а универсален (относится также и ко
Вселенной)
• самоорганизация, т.е. спонтанный, самопроизвольный
переход открытой неравновесной системы на более
высокий уровень организации и порядка
12.
БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГОХарактерными чертами современного
общества стали:
технологизация
институциализация
глобализация
информатизация
13.
БЫТИЕ ДУХОВНОГОЭта форма бытия в ХХ в. получило некоторые
специфические черты:
в полную мощь проявлена инструментальность
обнаружены индивидуальные и коллективные формы
бессознательного
главными критериями развития стали плюрализм и
толерантность
новые коммуникационные технологии видоизменяют
формы представления духовного бытия