Похожие презентации:
Постклассическая философия, II половина XIX века – начало XX века
1. Постклассическая философия
II половина XIX века –начало XX века
2. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Характерные чертыпостклассической философии.
2. Философия А.Шопенгауэра.
3. Философия Ф. Ницше.
4. Философия С.Кьеркегора.
5. Позитивизм О.Конта.
3. 1. Характерные черты постклассической философии
1. Одна из основных характеристик иррационализм.Центральными аспектами духовной
жизни становятся воля, чувство,
интуиция, бессознательное,
воображение, инстинкт…
Представители иррационализма:
А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, С.Кьеркегор,
А.Бергсон.
4.
2. Другое влиятельное философскоенаправление данного периода –
позитивизм. Главная проблема для
позитивизма - это взаимоотношения
философии и науки. Основатели –
Огюст Конт, Г. Спенсер, Дж. Миллъ.
3. Философия Жизни - основное
понятие и предмет философии в
понятии «жизнь». Представители:
Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей,
Г.Зиммель, О.Шпенглер.
5. Основные понятия
Иррационализм – философское учение,настаивающее на ограниченности
познавательных возможностей разума,
мышления и признающее основным
видом познания интуицию, чувство.
Позитивизм – философское направление ,
считающее, что источником подлинного
(положительного), «позитивного» знания
служат отдельные конкретные
(эмпирические) науки.
Пессимизм – мировоззрение, для которого
характерно негативное отношение к
действительности, ожидание в будущем
наихудшего варианта развития событий.
6. 2. Пессимистическая философия Артур Шопенгауэра
Творчество пронизанопессимизмом: воля,
желание и бесконечные
стремления человека,
упираются в
несовершенство мира, и
это превращает жизнь
человека в
неисчерпаемое
страдание.
7.
Особенностьучения –
волюнтаризм.
Сформулировал
учение о свободе и
необходимости.
Жизнь человека
рассматривал в
категориях
желания и
удовлетворения.
8. Основной труд: «Мир как воля и представление»
В мире господствует мировое зло,которое неискоренимо, счастье
иллюзорно, а страдание неотвратимо,
оно коренится в самой «воле к жизни».
Поэтому для Ш. существующий мир –
«наихудший из возможных».
Два пути спасения: искусство и аскеза.
Ш. был сторонником полицейского
государства, применяющего насилие.
9. 3. Философия Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше
«Нет никакихморальных
феноменов, есть
только моральное
истолкование
феноменов».
«Школа
выживания: что нас
не убивает, делает
нас сильнее».
10.
Христианская религия исчерпала себяи не способна решать кардинальные
проблемы жизни.
Субъектом морали выступает
сверхъчеловек как определенный тип
людей.
Мораль выступает как разлагающий
элемент культуры, она является
послушанием, инстинктом толпы.
Здоровая мораль должна прославлять
и укреплять жизнь, ее волю к власти.
11. 4. Философия С.Кьеркегора.
Выступал заабсолютную свободу
личности.
Качественная
диалектика
рассматривает основой
личности
иррациональное
содержание,
определяемое через
отношение личности к
Богу.
12.
По Кьеркегору, на пути к Богу человекпроходит три стадии существования:
1. Эстетическую, когда человек живет
лишь переживаниями минуты;
2. Этическую, когда он живет заботой о
будущем;
3. Религиозную, когда живет
ощущениями вечности.
13. 5. Позитивизм О.Конта
Главное произведение«Курс позитивной
философии».
Конт призывал к
соединению
философии с жизнью и
конкретному анализу
фактов и явлений.
Решающая сила
развития общества по
пути прогресса – это
прогресс знаний.
14.
«Новая» философия должна отказатьсяот постановки и осмысления
«метафизических» (мировоззренческих)
проблем, объявив их бесплодными,
«псевдопроблемами».
Выдвинул представление о трех
исторических стадиях развития научного
познания 1) теологической (господство
религиозного объяснения мира), 2)
метафизической (господство
классической философии как системы
предельно абстрактного знания) и 3)
позитивной.