0.99M
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия. Лекция 4. ч. 1

1.

Южно-Российский институт
управления
Средневековая философия
Профессиональный модуль
«Основы философии»
Факультет экономики
Преп. к.с.н. Богма Кристина Александровна
[email protected]

2.

Лекция 4. ч. 1
Средневековая философия
ч. 2. Эпоха Возрождения
1. Общая характеристика философии Средневековья.
2. Этапы:
• Апологетика.
• Раннее средневековье (патристика).
• Зрелое средневековье (схоластика).
3. Философия Эпохи Возрождения.

3.

Понятийный словарь:
1. Апологетика
2. Патристика
3. Схоластика.
4. Теоцентризм.
5. Секуляризация.
6. Антропоцентризм.

4.

Общая характеристика
философии Средневековья
O Средневековая
философия – это ведущее философское
направление 4-15 вв., которое признавало Бога в качестве
высшего сверхчувственного существующего начала, а весь
окружающий мир – его творением.
Основные черты:
O Теоцентризм (Бог- главная причина всего сущего).
O Господство догматов ( истины, не нуждающиеся в доказательстве): о
творении «Бог сотворил окружающий мир» и об откровении «мир
можно познать, только познав Бога».
O Идея объединения всех людей разных сословий, профессий,
национальностей при помощи христианской веры
O Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в
будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни.
O Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя,
ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

5.

Библия
OВетхий и Новый завет – договор Бога с человечеством.
Основные библейские идеи философской значимости:
O Монотеизм (Бог един и уникален). Конец политеизма (мн-во богов).
O Теоцентризм (источник всякого бытия, красоты и блага является Бог).
O Креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего).
O Вера (возвышается над интеллектом).
O Добрая воля (за счет собственных усилий исполнить то, чего хочет Бог при
соблюдении библейских заветов).
O Этика долга (человек ответственен перед Богом за соблюдение морального закона).
O Совесть (в Ветхом Завете не употребляется, а в Новом Завете- около 30 раз).
O Любовь (Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога. Три главные
ценности христианства: вера, надежда, любовь).
O Надежда и провидение (время не циклично, история – заранее задуманный
план).
O Духовность человека (у него не два измерения «душа и тело», а есть еще дух
– причастие к Богу).
O Символизм.

6.

Основные проблемы:
• Проблема бытия: все философы согласны что бытие –
это Бог, но есть различия в трактовке степени
причастности к бытию.
• Проблема универсалий: сущность проблемы восходит к
спору Платона и Аристотеля о первичности материи или
идеи.
Вопрос
средневековья:
как
относится
божественный разум и божественная воля? Появились
реалисты
(божественный
разум
первично)
и
номиналисты (божественная воля первична, т.е. вещь
появляется, а потом осознается в уме Бога).
• Проблема теодицей: если Бог добр и всемогущ, то
откуда в мире зло?

7.

Основные проблемы:
•Проблема
отношения
к
природе.
В
средневековье
сформировалось новое восприятие природы, отличное от
античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь
не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это
было принято в античности. Человека ставили над природой,
называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к
природе мало способствовало ее научному изучению.
•Проблема
Человека
как
подобия
Божьего.
Человек
рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ
Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как
«разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке
больше? Философы античности тоже высоко превозносили
человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за
пределы природы и становится над нею.

8.

3 этапа философии
средневековья:
• 1-й этап Апологетика — утверждение о
триединстве
Бога,
доказательство
Его
существования,
пересмотр
раннехристианских
символов и ритуалов служения к новым условиям.
• 2-й этап Патристика — установление господства
католической христианской церкви во всех сферах;
сущность Бога; триединство Бога; свобода человека
через спасение или гибель души
• 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов,
узаконенных в предыдущие периоды; ясное
обоснование положений христианства.

9.

Апологетика:
Апологетика (от греч. ἀπολογία — защита, оправдание)— это
основной раздел богословия, в котором доказывается
истинность бытия Бога и главных положений христианской веры
при помощи рациональных средств.
Главные
представители
апологетики

Климент
Александрийский и Тертуллиан.
К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии
относят апологетиков Татиана и Оригена.
• Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки,
Иоанна). Они стали называться Новым Заветом.
• Ориген стал автором отрасли филологии, которая была основана на
библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека. Разработал
учение о трех уровнях смысла Библии: телесном (буквальном),
душевном (моральном) и духовном (мистическом).

10.

Апологетика:
Особенностью изложения является обоснование не на
основании авторитета Священного Писания и Предания, а
главным образом, с позиции интеллектуальных, моральных,
культурных и других общепризнанных норм и критериев.
В рамках основного богословия:
• формулируются фундаментальные основы христианского
вероучения, критика язычества.
• систематически излагаются основания или доказательства,
на которых покоится и которыми оправдывается вера
христианина в безусловную истину коренных основ
религиозно-христианского учения.
• опровергается критика христианских истин со стороны
нехристианских и нерелигиозных воззрений.

11.

Патристика:
Патристика (от греческого «pater» — отец) — это теология
и философия Отцов Церкви, продолживших дело Апостолов.
В период 2-го этапа средневековой философии
доказывать
существование
Бога
уже
не
было
необходимости.
Начался
этап
распространения
христианской веры.
Выдающимся мыслителем в период патристики был
Боэций. Он обобщил философию средних веков для
преподавания в университетах.
Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7
направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные
(грамматика, диалектика, риторика) и естествознание
(арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

12.

Августин Блаженный
Аврелий Августин Блаженный – христианский философ
и теолог, заложил основы католицизма.
Утверждал, что Бог существует.
Доказательством является его присутствие во всем, т.к. все
– это творение Бога. Бог творил, творит и будет творить.
Ход истории и жизнь общества представляют собой борьбу
двух Царств: Божьего и Земного.
• Вопрос о соотношении судьбы и свободной
воли человека (свобода есть, но она дарована Богом и может
привести ко злу, если неверно ею воспользоваться).
• Благодать – дарована Богом и не надо кичиться
своими достижениями. Она не дается за заслуги, а для
праведной жизни.
• Откуда зло? Это неправильное использование свободной воли

13.

Схоластика:
Схоластика (от греческого «школа») соединяет
теологию с рационалистическим подходом к
вопросам и проблемам философии.
Ориентирована
на
ясное
и
доступное
рациональное
объяснение
положений
христианских вероучений.
К выдающимся мыслителям схоластики относят
монаха Фому Аквинского. Он систематизировал
постулаты церкви, указал 5 несокрушимых
доказательств существования Бога.

14.

Фома Аквинский
(1225-1274 гг) :
Родился в Италии. Один из семи детей графа
Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора
происходила из состоятельного неаполитанского
рода. Преподавал во Франции и Италии.
Взгляды основаны на учениях Аристотеля.
Задача Фомы состояла в примирении веры и
знания.
Бог представлен в человеке в виде
совести, а добродетели разделяет на
умственные и нравственные

15.

Фома Аквинский
(1225-1274 гг) :
Выдвинул пять доказательств существования
Бога:
1. Причина (все что существует имеет первопричину,
т.е. первопричина -Бог).
2. Случайность и необходимость (случайное
зависит от необходимости, т.е. первоначальная
необходимость – Бог).
3. Движение (все, что движется, движимо кем-то_.
4. Степень качества (все, что существует, имеет
качество. Но есть идеал – Бог).
5. Цель (все имеет цель, значит есть разумное
начало всему –Бог).

16.

Фома Аквинский
(1225-1274 гг) :
1.Фома разделял сущность и существование (любая
вещь есть сущность, которая обрела существование по
воле Божьей. Но Бог как дал право на существование,
так его и забирает).
2. Говорил, что вера и знание не одно и тоже.
3. Индивидуальность человека определяется единством
души и тела, при этом животворящей силой обладает
душа – нематериальная, бессмертная субстанция,
обретает свою полноту лишь в единстве с телом.
4. Зло есть менее совершенное благо и необходимо для
преодоления всех ступеней совершенства.
5.В 1323 г. причислен к лику святых. В 1879 г. его учения
признаны официальной идеологией католицизма.

17.

Влияние на развитие
философии:
• стала связующим звеном между античной философией и
философией эпохи Возрождения и нового времени;
• сохранила и развила ряд античных философских идей,
поскольку возникла на основе античной философии
христианского учения;
• положила начало появлению в будущем эмпирического и
рационалистического
направлений
философии
как
результатам соответственно практики номиналистов
опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к
проблеме самосознания (рационализм);
• пробудила интерес к осмыслению исторического
процесса.

18.

Южно-Российский институт
управления
Ч. 2.
философия эпохи Возрождения
Профессиональный модуль
«Основы философии»
Факультет экономики
Преп. к.с.н. Богма Кристина Александровна
[email protected]

19.

Общие черты:
• Философия эпохи Возрождения (14-17 вв) –
совокупность
философских
направлений,
которые
объединяла
антицерковная
и
антисхоластическая
направленность, устремленность к человеку, вера в его
великие физический и духовный потенциал.
Под словом Возрождение (Ренессанс) – возрождение
ценностей и культурных традиций античности.
• Секуляризация – отделение сфер жизнедеятельности
от влияния церкви.
• Переход от теоцентризма к антропоцентризму.
• Переосмысление античного наследия.

20.

Предпосылки
возникновения:
• Совершенствование орудий труда и производственных
отношений.
•Кризис феодализма, развитие ремесла и торговли.
•Усиление роли городов.
•Усиление светской власти.
•Научно-технические открытия.
•Повышение уровня образованности в целом.
•Великие географические открытия.
•Плюрализм мнений.
•Пантеизм – тождество Бога и природы.

21.

Основные направления:
Гуманистическое – центром была Италия.
Основные черты:
1. Антицерковная направленность.
2. Стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать
самоценность человека.
3. Антропоцентризм.
4. Слияние философии с литературой.
Представители: Данте Алигьери (восхвалял христианство,
но высмеивал догматы), Франческо Петрарка (вносит идею о
том, что человеку жизнь дается один раз и прожить ее надо
не для Бога, а для себя).

22.

Основные направления:
Натурфилософское – пыталось развенчать ряд положений
учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и мироздания,
опираясь на астрономические и научные открытия.
Обосновали
материалистический
формировали научное мировоззрение
взгляд
на
мир,
Представители: Леонардо да Винчи, Николай Коперник
(гелиоцентризм), Джордано Бруно (Солнце- центр по
отношению только к земле), Галилео Галилей (изобрел
телескоп, открыл спутники планет).

23.

Основные направления:
Мистическое – направлено на постижение Бога в
особом состоянии, когда человека посещают
мистические видения.
Представители: Я. Бёме (проблема зла, разгадка
которого в том, что все для своего проявления
нуждается в контрасте, т.к. без противоположностей
ничего не обнаруживается).

24.

Основные направления:
Политическое – изучало проблемы управления
государством, поведение правителей, методы
влияния на народ.
Представитель: Никколо Макиавелли (уловил
разрыв между тем, что есть и тем, что должно быть;
правитель имел право отступать от принципов
добра; человек – изначально зол, а движущая сила
поступков – эгоизм, государство его обуздывает).

25.

Основные направления:
Утопическо – социалистическое – искало
идеально-фантастические
формы
построения
общества и государства, основанные на отсутствии
частной собственности и всеобщем уравнении.
Представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла

26.

Основные направления:
Реформация – была нацелена на
католицизма, демократизацию церкви.
реформу
Представители: Мартин Лютер (лютеранство;
считал, что между Богом и верующими не должно
быть церкви, обряды надо упростить);
Жан Кальвин (людям изначально предопределено
Богом или быть спасенными, или погибнуть,
воплотил протестантизм на практике).

27.

Домашнее задание:
1. Материал лекции.
2. Понятийный словарь.
3. Доклад:
• Философы эпохи Возрождения (6 направлений = 6
докладов по 3-5 минут СВОБОДНОГО рассказа)

28.

Тезисы для ЭССЕ:
1. «Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем
мудрецы в правителях – Фома Аквинский.
2. «Если положения веры и оспариваются, то не потому, что
истины сомнительны, а потому, что разум слаб» - Фома
Аквинский.
3. «Знание есть форма души, а здоровье – тела» - Фома
Аквинский.
4. «Всем нравится красивая лошадь, но почему то совершенно
нет желающих ею стать» – Августин Блаженный.
5. «Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит
другому» - Августин Блаженный.
6. «Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, –
раб, даже если он король» - Августин Блаженный.

29.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила