11.89M
Категория: ПедагогикаПедагогика
Похожие презентации:

Организация игровой деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

1.

Современная
организация игровой
деятельности в
детском саду в
условиях реализации
ФГОС ДО

2.

Организация условий для игровой
деятельности дошкольников
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.

3.

4.

5.

• 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным
возможностям детей и содержанию Программы.
• Образовательное пространство должно быть оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).

6.

• 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
• 3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,
ширм и т.д.;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов,
в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).

7.

• 4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
• 5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
• 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

8.

• Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, а
детский сад для современного ребенка часто становится единственным
местом, где он может играть.
• Однако центра ролевой игры в группе явно недостаточно.
• Рекомендуется дополнить все центры активности материалами,
позволяющими детям развернуть сюжетно-ролевую или режиссерскую
игру.

9.

• Это можно осуществить несколькими способами. Наиболее
простое решение – рассматривать каждый центр по отдельности с
точки зрения того, какие материалы смогут помочь детям развернуть
игру, например:
• в центр строительства добавить маленькие фигурки людей и животных,
для которых дети смогут строить дома или зоопарк и впоследствии
проигрывать сценарии похода в зоопарк, ухода за животными и т.д.;
• В центр грамоты в дополнение к уже имеющимся там материалам для
письма и книгам поместить копии некоторых учебных материалов
(алфавит, календарь), что позволит детям играть в детский сад или
школу;
• в центр воды и песка положить игрушечные кораблики или машинки,
для которых можно будет строить дороги.

10.

Другой способ добавления игровых элементов в центр активности
- Это реорганизация центра в соответствии с игровым проектом,
развертывающимся в группе.
- В этом случае центрам можно временно присвоит другое название,
отражающее их новую функцию.
- Часть материалов в центре останется без изменения, что позволит
детям продолжать понравившиеся им активности

11.

Часть материалов изменит свою функцию в соответствии с новой
задачей (игрой), например:
• При игре в цирк дети в центе песка и воды создают арену с игрушечными
лошадьми, в центре грамоты – делают афиши и билеты, а в центре искусств
– маски, цирковые атрибуты.
• При игре в ресторан дети всю игрушечную еду готовят в центре искусств, в
центре грамоты изготавливают меню, а в центре воды моют и вытирают
посуду.
• При игре в космодром строительство и запуск ракеты ребята осуществляют
в центре строительства, а проголодавшиеся «конструкторы» могут
перекусить в «столовой», расположенной в центре ролевой игры.

12.

Реалистичные игрушки мало способствуют развитию игры
• Говорящие игрушки (если они говорят целыми предложениями);
• Игрушки, которые сами двигаются (танцуют, кувыркаются и т.д.);
• Костюмы, которые дети не смогут самостоятельно надевать и снимать или
переодевание в которые занимает много времени.
• Реалистичные модели (копии) приготовленных блюд, выполненные в
подробностях и не допускающие применения в какой-либо иной функции
(например, не «кусок хлеба», используя который ребенок может сделать себе
«бутерброд», а готовые «бутерброды», «пицца», «яичница» и т.д.)

13.

Примеры многофункциональных предметов, которые можно
использовать для создания различного игрового материала:
• бумажная или пластиковая посуда (тарелки, стаканы);
• ширмы;
• кубики, колечки от пирамидок
Примеры неоформленного материала из которого дети могут сделать
игровой материал самостоятельно или с помощью воспитателя:
• цветная оберточная бумага, обои и т.д.
• картонные коробки различных размеров; втулки от туалетной бумаги и
бумажных полотенец;
• куски ткани различных размеров (большие куски могут использоваться для
костюмов); отрезки ПВХ – труб.

14.

Обратите внимание!
• Особую проблему может представлять наличие игровой мебели, которая
имеется почти в каждой группе (игрушечная плита, холодильник, раковина и
пр.)
• Эти предметы, как правило, находятся в игровом уголке (центре игры) и
способствуют закреплению у детей (а порой и взрослых) ограниченного
представления о том, как и во что можно играть в центре, мешают
придумывать сюжеты и темы для игры, поскольку специфическая игровая
мебель навязывает набор типичных (возможно, уже многократно
опробованных) сюжетов.
• Когда дети начинают игровую тему, эти предметы напоминают об их
привычных функциях и тем самым невольно подталкивают детей к
воспроизводству знакомых игровых действий, препятствуя освоению новых
сюжетов (например, дети начинают играть в дочки-матери в «космической
ракете», не меняя своих действий в условиях «невесомости»)

15.

Обратите внимание!
• Если игровую кухонную мебель, изготовленную из пластика, можно убрать
или переставить, то с тяжелыми деревянными предметами это сделать
сложнее.
• В этом случае рекомендуется использовать прием камуфляжа:
Особенно узнаваемые поверхности, такие как, например, конфорки на
игрушечной плите, закрывают бумагой или тканью, и они становятся элементом
декорации для новой игровой темы.
Мебель с жестко закрепленной функцией дети удачно используют для
разных сюжетов: например, раковину превращают в баскетбольную корзину,
устраивая игру по забрасыванию в нее легких пластиковых предметов с близкого
расстояния. (воспитателю следует позаботиться, чтобы бросаемые предметы
никого и ничего не задели , - например вынести модуль с раковиной в соседнее
помещение или на площадку для прогулки, но при этом саму игру, если она
нравится детям, поддержать.)

16.

Помимо собственно игрового материала, пригодятся дополнительные наглядные
материалы, помогающие детям (особенно младшего возраста) запомнить то, что
обсуждалось ранее, в чем практиковались во время игровых упражнений,
например:
• книжки с картинками по теме игры;
• фотографии, сделанные во время экскурсий Реальных или виртуальных);
• схематическое изображение наиболее характерных действий, осуществляемых
персонажами. Эти рисунки могут образовать графическую запись простого
сценария игры (особенно рекомендуется для младших дошкольников и для
детей с ОВЗ;
• печатный и рукописный материал по соответствующей теме (карты, меню,
билеты и т.д.)
• Младшие дети могут брать материал, заготовленный заранее и снабженный
пояснительными рисунками, в то время как старшие – самостоятельно
заполнять заготовленные для них формы и бланки своими рисунками и
записями.

17.

Сюжетно-ролевая игра на улице!
• Игровую площадку рекомендуется оснастить оборудованием (домик,
ракета, кораблик и пр.), позволяющим разверную ролевую игру.
• Приветствуется применение неоформленного и многофункционального
материала: например, дети могут превратить большую коробку из под
холодильника в автобус и ездить на нем по участку, в домик
(использовать краски, фломастеры для оформления).

18.

19.

20.

21.

22.

Макеты для творческих игр

23.

24.

25.

Среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых
обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и
обновлять.
• Используется различная мебель, в том числе и разно уровневая: всевозможные
диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и поразному компоновать в группе. Все групповое пространство распределяется на
центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр
детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом,
отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим
простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание
"своего" личного пространства.
• Учитывается период обучения, сезонности; так, осенью группу украшает букет из
осенних цветов и листьев, на подносе – собранный урожай; зимой в группе снежинки
на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанных из бумаги
педагогами и детьми.

26.

Исследования Д.Б. Эльконина показали, что ролевая игра возникает не сразу.
Только к середине дошкольного возраста она достигает развитой формы.
Предпосылками к возникновению ролевой игры являются:
■ отделение действий от предмета и их обобщение;
■ использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно выраженной
функции) предметов в качестве заместителей других;
■ отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных
действий самого ребенка;
■ сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их;
■ воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых,
отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.

27.

Н.М. Аксарина на основании своего исследования
пришла к выводу, что для появления игры
необходимы три условия:
1) наличие разнообразных впечатлений от
окружающей действительности;
2) наличие различных игрушек и воспитательных
пособий;
3) частое общение ребенка с взрослыми

28.

• Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать
отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается
ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение
межличностного и нравственного формирования личности, что так
необходимо для игровой деятельности, снижается.
• Организация содержательных игр на социальные темы требует
выделения отношений между людьми, которые являются основой
построения сюжета.
• Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него
представлений образа взрослости, является препятствием для развития
профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью
взрослых.

29.

• Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой.
Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации
и компьютерных играх.
• Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно
больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается
престижным.

30.

Семьи воспитанников усугубляют ситуацию
развития сюжетно-ролевой игры
Родители расценивают игру как забаву и бесполезную трату времени, которая
ничего не дает ребенку взамен.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:
• Главного источника развития;
• Импульсов творчества;
• Признаков и примет социальной практики;
• Богатства микроклимата коллективных отношений;
• Активизации процесса познания мира.

31.

Повышение педагогической компетентности родителей основывается на
взаимодействии педагогов и семьи детей дошкольного возраста и осуществляется в
основном через:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного
учреждения;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые
позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения,
знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
• объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и
развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога
взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его
возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка,
стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

32.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи:
Традиционные формы (- родительские собрания, - консультации, анкетирование по разным вопросам, - семинары, - организация работы
родительского комитета детского сада, - Дни открытых дверей, утренники, - оформление информационных стендов, буклетов0
Нетрадиционные формы (- защита семейных проектов, - родительский
клуб, - участие родителей в творческих конкурсах, - участие в массовых
мероприятиях детского сада, - выставки родительских работ по
изобразительной деятельности, - презентация детского сада, - онлайн
общение на сайте детского сада в Интернете).
Виды родительских собраний нетрадиционной формы: «педагогические
лаборатории», «читательская конференция», «аукцион», «семинар практикум», «душевный разговор», «мастер-класс», «ток-шоу».

33.

Методы активизации родителей:
• «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь
понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос»: этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что
вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая
на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи.
«Список прилагательных и определений»: Такой список прилагательных определяет различные
качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо
улучшить.
«Ассоциации»: На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее
существенный момент, затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет
подходящая идея решения.
«Коллективная запись»: Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где
сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения.
«Запись на листах»: При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для
заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?
Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос.
·«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую
деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства
родителей (интерес, любопытство).

34.

Методология сюжетно-ролевой игры
Новоселовой С.Л.
Технология комплексного руководства игровой деятельностью:
1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу
им игрового опыта.
3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение
их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения
игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с
другом.

35.

1. Обогащение опыта
Обогащение опыта проходит через реализацию различных видов деятельности по
5 образовательным областям и во всех видах деятельности
Формы работы
ФГОС ДО
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Наблюдение
Экскурсии
Составление рассказов
Дидактические игры и упражнения
Пальчиковые игры
Ознакомление с художественной литературой
Изобразительная деятельность
Конструирование
Музыкальная деятельность
Решение проблемных ситуаций
Подвижные игры
В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос
социального развития в рамках образовательных
областей:
«социально-коммуникативное развитие»
«познавательное развитие
«речевое развитие»
«художественно-эстетическое развитие»
«физическое развитие»
Виды деятельности по ФГОС ДО
Игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская, восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание,
конструирование, изобразительная деятельность,
музыкальная, двигательная

36.

1.
Метод комплексного руководства формирования
сюжетно-ролевой игрой
Планомерное обогащение опыта:
В быту
На занятиях
На прогулке
Во время просмотра телевизионных передач
Рассматривание иллюстраций
Ознакомление с художественной литературой
Ребенок усваивает:
Назначение предметов;
Смысл действий людей;
Сущность взаимоотношений
Формируются первые эмоционально-нравственные оценки
ВСЕ ЭТО СЛУЖИТ ИСТОЧНИКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАМЫСЛА ИГРЫ, ПОСТОЯННОГО
ОБОГАЩЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

37.

2. Перевод реального опыта в игровой
Формы работы:
Дидактические игры
Словесные игры
Настольно-печатные игры
Театрализованные игры
Игры вводят детей в условную ситуацию и
эмоционально приобщают к процессу
приобретения знаний.
Каждая игра связана с содержанием
отображаемой жизненной ситуации или
содержанием сюжета игры.
Игры представляют собой форму
передачи игрового опыта детям через
живое общение

38.

3. Своевременное изменение игровой среды
Подбор игрушек и игрового материала с учетом практического и
игрового опыта детей.
• Расширение тематики атрибутов с разной степенью
обогащенности образа.
• Способствует закреплению в памяти недавних впечатлений,
полученных при знакомстве с окружающим и через обучающие
игры.
• Нацеливает на самостоятельное творческое решение игровых
задач.

39.

4. Совместная игровая деятельность ребенка
и взрослого
Задача педагога – создать возможность переноса полученного опыта в
игру.
Педагог должен быть не навязчив и непринужденно передавать игровой
опыт: продемонстрировать ролевое поведение, показать выразительные
движения, мимику, жесты, интонацию. Взрослый не только разговаривает
с игрушкой, но и вызывает на разговор ребенка. Использует предметызаместители.
Неверно – если воспитатель действует, а ребенок наблюдает

40.

Технологические карты планирования
сюжетно-ролевой игры на месяц

41.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Моделирование игрового опыта детей 3-4 лет (технологическая карта)
СЕНТЯБРЬ
Задачи: активизация интереса к сюжетно-ролевым играм, ознакомление со спецификой игры
Обогащение игрового опыта
Приобщение к
Обогащение игрового опыта
художественной литературе
Познавательное развитие.
1. Чтение стихотворения
Дидактическая игра «Собери в корзинку» (карты №
1. Беседа о труде парикмахера (карты № 22,
С.Черткова
1,2)
23)
«Парикмахер»
Цель-результат: эмоционально откликается на игру;
Цель-результат: имеет первичные представления о
Дайте ножницы,
принимает игровую задачу, способен
труде парикмахера, умеет вести диалог с
расчѐску,
придерживаться игровых правил; стремится к
педагогом, слушает и понимает заданные вопросы,
Он вам сделает
выполнению постепенно усложняющихся правил
отвечает на них; знает названия принадлежностей,
причѐску.
игры; знаком с атрибутами, использующимися в
которые использует парикмахер, применяет в
Парикмахер
игре «Парикмахерская», знает название
беседе свой личный опыт посещения
непременно
принадлежностей, знаком с их употреблением, умеет
парикмахерской (стригут, моют, красят, сушат
Подстрижѐт вас
выбрать необходимые для парикмахера атрибуты;
волосы, вытирают их полотенцем и т.д.)
современно.
проявляет интерес к труду взрослых.
2. Рассматривание причесок детей в
Цель-результат: проявляет
Средства реализации: игрушки на выбор
группе.
интерес к чтению,
воспитателя, изображения корзинок; карточки с
Цель-результат: проявляет интерес к сверстникам, эмоционально откликается на изображением инструментов, которые используют в
участвует в рассмотрении их причесок; имеет
произведение, имеет
своей работе парикмахер и врач.
представление о различиях в прическах мальчиков представление о работе
Совместная игровая деятельность
и девочек, владеет первичными представлениями о парикмахера.
гендерных различиях; интересуется окружающим;
2. Загадывание и
Игровая сюжетная тема «Парикмахер (воспитатель)
проявляет стремление к получению новой
отгадывание загадок.
приглашает в парикмахерскую» (игра воспитателя с
информации, знает о том, что прическами
Цель-результат: развиваются
объяснением своих действий).
занимается парикмахер.
мыслительные способности,
Цель-результат: имеет представление о деятельности
образное мышление.
Дополнительный ресурс воспитателя
парикмахера; знает последовательность действий,
Зубаста, а не кусается.
направленных на выполнение его обязанностей,
____________________________________________ Как она называется?
знаком с предметами-заместителями; привиты
____________________________________________ (расческа)
навыки культуры общения с «клиентами», знаком с
____________________________________________ Пенистый и душистый,
образцами общения и действий: «Садитесь,
____________________________________________ Моет волосы нам чисто.
пожалуйста. Что бы вы хотели? Вы довольные моей
____________________________________________ (шампунь)
работой?».
____________________________________________ В ванной комнате
Средства реализации: зеркало, тумбочка, полочка
____________________________________________ Висит, болтается.
для хранения атрибутов игры; разные виды расчесок
____________________________________________ Лицо, руки и волосы
(расчески должны быть с редкими неострыми
____________________________________________ Им вытираются (полотенце)
зубьями, ручки короткие, закругленные), флаконы
от шампуней яркой, привлекательной формы.
English     Русский Правила