Похожие презентации:
Аксиология. Место ценностей в культуре
1.
АКСИОЛОГИЯМЕСТО ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ
2.
АКСИОЛОГИЯ• Значительное место в
структуре философского
знания занимает аксиология
— теория ценностей.
По содержанию она тесно
связана с двумя другими ветвями
философского знания — этикой
и эстетикой, где ставится вопрос
о происхождении и природе
нравственных и эстетических
ценностей.
В философии культуры этим
философским дисциплинам
соответствует раздел «аксиология
культуры».
• Кардинальные вопросы его
содержания:
культура и ценности,
место и значение
ценностей в культуре.
3.
МЕСТО ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ«Культура не есть осуществление новой жизни,
нового бытия, она есть осуществление новых
ценностей» , и поэтому «именно ценность служит
основой и фундаментом всякой культуры»
4.
• Философия требует прежде всего установленияпредельных оснований изучаемых ею явлений,
тем более такой степени сложности как
категория «ценность»,
связанная, несомненно, с сущностными
характеристиками бытия человека.
5.
В ЧЕЛОВЕКЕ, КРАТКО ГОВОРЯ, СОЕДИНЕНЫ ТРИВЫСШИЕ, МОЖНО СКАЗАТЬ, СОКРОВЕННЫЕ
ТАЙНЫ БЫТИЯ:
Жизнь – Сознание (сверхжизнь) – Дух (сверхсознание)
6.
МЕСТО ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ• Ценности и являются носителем и проводником
духовных начал в сферу человеческого сознания
и обратно.
• Именно ценности отделяют человеческую жизнь
от биологического существования, а сознание
своего отличия от окружающего мира
реализуется в ценностях в виде целей и идеалов
этой жизни.
• Не сознание, как мы привыкли думать, а именно
ценности определяют в конечном счете
собственно человеческий смысл жизни,
становясь ядром и внутренней основой культуры
человека и общества.
7.
МЕСТО ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ• Сущностно-смысловым ядром культуры,
определяющим ее содержание и специфику и
являются общечеловеческие и духовные
ценности,
• Например, вера как «сила жизни» (Л.Н.Толстой)
или
совесть как «окончательное решение всех
нравственных вопросов» (В.С.Соловьев)
8.
АМЕРИКАНСКИЙ СОЦИОЛОГГ.ЛАССУЭЛ ЗАМЕТИЛ, ЧТО
«ценность напоминает атмосферное давление,
которое невозможно увидеть, но все его
чувствуют».
9.
• Ценности существуют и функционируют объективно впрактике реальных социокультурных отношений и
субъективно осознаются и переживаются в качестве
ценностных категорий, норм, целей и идеалов,
которые, в свою очередь, через сознание и духовноэмоциональное состояние людей и социальных
общностей оказывают обратное воздействие на всю
индивидуальную и общественную жизнь.
• Поэтому и за рубежом, и в России за основу
определения ценности берется то или иное
отдельное ее свойство или проявление и
выдается за специфику ценности в целом
10.
• В смысловое поле любой общечеловеческой, атем более духовной ценности наряду со
«значимым» как основой оценки
(а еще не ценности)
входят «должное», «желаемое», «норма», «цель» и «идеал»,
в отличие от понятий, скажем,
«отношения» или «переживания»
не имеющие специфически ценностного,
а значит и культурологического содержания.
11.
• Более того, таким субъектом ценностногоотношения является и Природа в широком
смысле,
и Бог для верующего,
и индивид в отношении к самому себе как к
уникальной и самоценной личности.
• Именно отношением духовно-ценностного
уровня к обществу, природе, другим людям, к
самому себе и определяется специфика
культуры, очерчивается ее собственное поле
действия и сфера влияния.
12.
Наиболее употребительные сегодня ценностныепонятия:
• добро
• мир
• свобода
• справедливость
имеют явно межсубъектную природу, т.е. выражают
отношения духовно-ценностного уровня между людьми как
самоценными субъектами от личности до любой
социальной общности и общества в целом.
13.
• Такие высшие духовные ценности, каклюбовь - источник жизни вообще и рода
человеческого в частности,
красота - как главное условие любви,
в отличие, например, от справедливости,
имеют глубокие природно-генетические истоки,
являются голосами самой Природы и
, может быть,
единственные из всех ценностей передаются из
поколения в поколение не только социально,
но и генетически.