1.51M

Анна Павлова (1881–1931 гг.)

1.

Анна Павлова (1881–1931 гг.)
Факт рождения балерины окутан тайной и полон загадок. Официальная запись гласит, что Анна Павлова
родилась 12 февраля 1881 года в Преображенском военном госпитале города Петербурга. Её отца звали
Матвей Павлов, он был простым крестьянином, на тот момент проходил службу в Преображенском полку.
Мама — Любовь Павлова, работала прачкой. Согласно второй версии — внебрачная дочь еврейского
банкира. Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в
Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем
северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Фёдоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
Во время одного из таких приездов в город Анна оказалась в театре, на балете «Спящая красавица».
Павлова не отводила глаз от артистов, наблюдала за каждым их движением, а когда спектакль закончился,
то заявила, что мечтает танцевать точно так же, как принцесса Аврора.
В 1891 году Анна Павлова поступила на балетное отделение
Петербургского театрального училища. Анна всегда стремилась быть
первой, лучшей. А для этого не жалела ни сил, ни времени,
тренировалась ежедневно по восемь часов. Вскоре её пригласили
выступить перед членами царской семьи, а через семь лет она вышла из
стен Императорского театрального училища, получив диплом с
отличием.
В 1899 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких
постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тщётная предосторожность» и
«Камарго».
В 1903 году Анне Павловой была доверена партия Жизель, и молодая балерина поразила всех глубиной образа и
красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова исполнила главные роли в «Наяде и рыбаке», «Пахите», «Корсаре»,
«Дон Кихоте». Её имя появилось на афишах наряду с прочими артистками, а затем талантливая танцовщица обрела
звание балерины и постоянную сценическую пару. Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и,
став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнёрши такие шедевры русского
балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».
А. Павлова и М. Фокин —
серенада «Арлекинада».
Мариинский театр.

2.

Портрет Анны Павловой
работы Валентина Серова.
Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она
участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во
Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских
стран.
Художник Валентин Серов написал портрет Павловой, который впоследствии антрепренёр Сергей Дягилев
использовал как эмблему организованного им фестиваля.
В 1910-м Анна Павлова оставила Мариинский театр и работала исключительно на основе самостоятельных
договоров, которые заключала перед каждым отдельным представлением. Балерина появилась в главной
партии балета «Жизель», который поставили в Лондоне, потом на протяжении месяца выходила на сцену
театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского
танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты
«Волшебная флейта» В. Моцарта, «Привал кавалерии» И. Армсгеймера и второй акт балета «Лебединое
озеро» П. И. Чайковского. Спустя некоторое время Анна начала выходить на сцену с собственными номерами,
которые по художественной ценности можно было сравнить с шедеврами Фокина — «Танцем семи покрывал»
и «Умирающим лебедем».
В начале 1920-х годов слава Анны Павловой и её коллектива вышла за пределы
европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал им
гастрольный тур по Штатам и выступления в экзотической Индии.
Успех был невероятным, Павлова превратилась в живую легенду, которую хотели видеть
во всех странах мира.
В период с 1922 по 1929 год звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии,
Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Особое внимание Павлова уделяла
танцевальным школам, которые посещала в каждой из своих поездок, и ставила
собственную оценку мастерству студенток.
17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где её
хорошо знали и любили. Но гастроли не состоялись. Неожиданная смерть великой
балерины 23 января потрясла весь мир.
А. Павлова со своим лебедем Джеком.

3.

Красовская, В. М. Анна Павлова : Страницы жизни русской танцовщицы /
В. М. Красовская. — [Ленинград] ; [Москва], [1964]. — 218 с., [23] л. ил.
Красовская, В. М. Анна Павлова : страницы жизни русской танцовщицы /
В. М. Красовская. — [2-е изд., испр.]. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань [и др.],
2009. — 186 с., [8] л. ил., портр.
Книга В. М. Красовской посвящена великой русской танцовщице Анне Павловой. Эта книга
— не биографический очерк, а своего рода эскизы к творческому портрету балерины,
прославившей русское искусство во всём мире. Они написаны как литературный сценарий,
где средствами монтажа отдельных выразительных «кадров» воссоздается облик Павловой, её
внутренний мир, её путь в искусстве, а также и та художественная среда, в которой
формировалась индивидуальность танцовщицы.
Красовская, В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова : Три балетных повести /
Вера Красовская. — Москва, 1999. — 573 с. : ил., портр. — (Волшебная
флейта).
В книге представлены три биографические повести выдающегося историка
балетного театра Веры Михайловны Красовской. Первая повесть посвящена
гениальной балерине Анне Павловой. Начав свой творческий путь в
Мариинском театре, с 1914 года она утверждала далеко за пределами родины
мировую славу русского балета.
А. Павлова — бабочка.

4.

Дандре, В. Э. Анна Павлова. Жизнь и легенда / В. Э. Дандре. — М., 2011. — 272 с. — (Женские лики —
символы веков).
Барон Виктор Эмильевич Дандре (1870–1944) был гражданским мужем великой русской балерины Анны
Павловой и её импресарио. Благодаря его усилиям она могла полностью сконцентрироваться на
творчестве. После смерти Анны Павловой Виктор Дандре посвятил себя сохранению её памяти. Он создал
клуб поклонников Павловой. Фотографии, редкие плёнки, костюмы из спектаклей — всё было бережно
собрано и сохранено. Представленная в этом томе книга Дандре «Анна Павлова. Жизнь и легенда», впервые
изданная на английском языке в 1932 году в Лондоне, служит завершающим штрихом к истории великой
балерины и остаётся до сих пор наиболее полным сводом биографических сведений о легендарной актрисе,
чьё искусство потрясло мир в начале XX века.
Альджеранов, Х. Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды
русского балета / [Х. Альджеранов ; пер. с англ. И. Э. Балод]. —
Москва, 2010. — 287 с., [8] л. фот.
Известный английский танцовщик Харкурт Альджеранов,
выступавший с Анной Павловой на одной сцене, вспоминает о
десяти последних годах жизни великой балерины, о шедеврах, на
которые она вдохновляла композиторов и балетмейстеров, о том,
какой божественной Анна была в жизни. Альджеранов
рассказывает о её труппе и совместных гастролях по странам
Европы, Америки и Азии.
А. Павлова — Армида, В. Нижинский — раб.
«Павильон Армиды». Мариинский театр.

5.

Павлищева, Н. П. Анна Павлова. Неумирающий лебедь / Н. Павлищева. — Москва, 2018. — 288 с.
«Преследовать безостановочно одну и ту же цель — в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в
аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда-то я
думала, что успех — это счастье. Я ошибалась. Счастье — мотылёк, который чарует на миг и улетает».
Невероятная история величайшей балерины Анны Павловой в новом романе от автора бестселлеров «Княгиня Ольга»
и «Последняя любовь Екатерины Великой»!..
С тех самых пор, как маленькая Анна затаив дыхание впервые смотрела «Спящую красавицу», увлечение театром
стало для будущей величайшей балерины смыслом жизни, началом восхождения на вершину мировой славы. Тогда и
начинался её роман с балетом, ставший для неё и реальностью, и мечтой, и совершенством.
Высокий рост и худоба балерины не отвечали идеалам публики, но воздушный парящий прыжок и чарующая
грациозность движений сделали её танец уникальным. Ею восторгались и ей завидовали, посвящали стихи и
живописные полотна, она родилась, чтобы танцевать, а роли Жизели, Никеи и Лебедя золотыми буквами вписали её
имя в анналы мирового искусства.
Андреева, Ю. И. Анна Павлова. Жизнь в танце / Ю. И. Андреева. — Москва, 2015.
— 256 с. — (Женщины Серебряного века).
Пресса тех лет называла её танцующим бриллиантом, порхающим по сцене. Одна из
величайших женщин ХХ века ещё при жизни превратилась в легенду. Каждый её
шаг сопровождался сплетнями и слухами. Удивительная, наполненная
невероятными поворотами судьба этой женщины напоминает приключенческий
роман. В 1931 году Анна Павлова ушла из жизни. Гаага, один из самых красивых
городов Европы, стал последним пристанищем русской балерины. Она мечтала
обрести покой в России, но прах её и по сей день хранится в закрытом колумбарии
Лондона. Что заставляло её отправляться в бесконечные турне? Почему её
последними словами был приказ: «Приготовьте костюм лебедя»? Ответы на эти
вопросы постаралась найти известная российская писательница Ю. Андреева.
А. Павлова — Аврора.
«Спящая красавица».

6.

Анна Павлова / Д. Трускиновская //
Д. М. Трускиновская. 100 великих
мастеров балета. — Москва, 2010. —
С. 227–231.
Притчард, Д. Анна Павлова. Величайшая балерина
двадцатого века / Джейн Притчард, Кэролайн Хэмилтон ;
[пер. с англ. Кузнецовой Л. Ю.]. — Москва, 2014. — 190
с. : ил., портр., факс., фотографии.
А. Павлова. «Умирающий лебедь»,
хореографическая миниатюра.
Книга «Анна Павлова. Величайшая балерина двадцатого века», богато иллюстрированная фотографиями сцен
из спектаклей и портретами деятелей культуры начала прошлого столетия, предлагает читателю новый взгляд
на жизнь и творчество великой звезды балета, которая неустанно дарила своё искусство зрителям всей
планеты.
Особые отношения Павловой с Лондоном начались с её первых гастролей в 1909 г., а начиная с 1912 г. родной
для неё стала сцена Айви-Хауса (Хэмстед Хит). Перед нами предстаёт современная женщина, сама создавшая
свой неповторимый образ и реализовавшая себя, первая балерина, которая сумела перенести свои творения на
киноэкран. Книга рассказывает нам о многообразии балетных форм, которые Анна Павлова открывала в ходе
своих мировых турне, и о значимости наследия гениальной балерины для последующих поколений.

7.

Танцующий бриллиант. Памяти Анны Павловой
Листик кружился, но так неуверенно,
Был очарован движеньями плавными
Ветра сурового, ветра весеннего,
Листик кленовый — изящная Павлова.
Был он окрашен не только морозами,
Был он укутан и в радугу юную.
Листик порхал в этом мареве розовом
И отвечал миру звонкими струнами.
Листик скитался... Триумфом увенчанный
Путь этот был точно взмах огневой,
Нежная Павлова! Сильная женщина! —
Снился ей ясный рассвет над Невой.
Листик метался на грани, отчаянно,
Рвался он снова к родным берегам,
Только мелодия зыбко-печальная
В снимке забытом откроется нам...
Были объятья Латинской Америки,
Рукоплескали Нью-Йорк и Париж,
Все импресарио бились в истерике,
Жадно стремились поднять свой престиж.
Клён уже сбросил все листья багровые,
Лес очарован легендами давними
Ветра осеннего, ветра сурового,
Листик сверкнул нам волшебными гранями.
Наталия Пегас
http://stihi.ru/avtor/belchanty
(4.05.2011г.)

8.

Материалы о балерине находятся в фонде
Группы нотных изданий и музыкальных звукозаписей.
Наш адрес: проспект 60-летия Октября, д. 164.
Контактный тел. 27-46-75.
English     Русский Правила