6.25M

Роль мистики в творчестве Гоголя

1.

Роль мистики в творчестве Гоголя
Автор: Алексеева Анастасия
Всеволодовна ., 9 класс, МБОУ
Руководитель(и): Щепин
Андрей Вениаминович учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Белореченская СОШ»
2020-2021

2.

Введение
• Мистика-вера в сверхъестественный, в божественный и полный тайн мир; нечто
непонятное, необъяснимое, загадочное.Это именно то, что нельзя объяснить
рационально. Все религии отрицают существование мистики.
• Цель в моем проекте - это нахождение и объяснения мистики в творчестве Николая
Гоголя.
• Я выбрала эту тему, потому что посчитала её довольно интересной в наши дни, когда
мистика представлена чем то, что недоступно разуму человека. Делая проект по этой
теме, я подробно смогу познакомиться с биографией и творчеством писателя, а так же
обратить особое внимание на мистику в его произведениях.

3.

Мистика в жизни Н. В. Гоголя
Необъяснимые, полные таинств события сопровождали всю жизнь и
творчество Н. В. Гоголя. Русский философ Николай Бердяев называл
Николая Васильевича «самой загадочной фигурой в русской
литературе». Загадочностью отмечен, прежде всего, жизненный путь
писателя, начиная с первых его шагов.
Творчество Николая Васильевича Гоголя блистает и
переливается неповторимыми цветами своего таланта и
мистики рождения и жизни. Детство писателя прошло в
родительском имении Васильевка (Яновщина) на Украине, в
краю, овеянном легендами, поверьями-преданьями.Мать
писателя, Мария Ивановна, была женщиной глубоко
религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих
детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала
третьего. Супруги часто ездили в соседнюю диканьскую
церковь, где хранилась чудотворная икона св. Николая
Мирликийского. В честь святителя назвали мальчика
Николаем.

4.

Еще мальчиком Василий Гоголь ездил с матушкой на
богомолье в Харьковскую губернию, там был чудесный образ
Божьей матери. Оставшись ночевать, он увидел во сне этот
храм и небесную царицу, которая предрекла его судьбу: « Ты
будешь одержим многими болезнями (и точно, он страдал
многими недугами), но все пройдет, ты выздоровеешь,
женишься и вот твоя жена». Выговорив эти слова, она
подняла вверх руку, и он увидел у ее ног маленькое дитя,
сидящее на полу, черты которого врезались в его памяти.
Дома Василий забыл сон. Родители его, не имея тогда
церкви, ездили в местечко Ярески. Там он увидел у
кормилицы на руках дитя семи месяцев, он взглянул на него и
остановился от удивления: ему вспомнились те самые черты
ребенка, которые он увидел во сне. Никому не рассказав об
этом, он начал наблюдать за девочкой, забавлял игрушками.
Спустя тринадцать лет, он увидел тот же сон, и в том же
храме отворились ворота, и вышла девица красоты
необыкновенной и, показав рукой в левую сторону, сказала:
«Вот твоя невеста!». Он увидел девочку в белом платьице с
теми же чертами лица. Через короткое время Василий Гоголь
посватался к тринадцатилетней Марии Косяровской.

5.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность
к мистической созерцательности и богобоязненную религиозность. В
глубокой тишине ему мерещилось, что он слышал загробные голоса,
которые взывали к нему, леденя душу.На воображение мальчика повлияли
в детстве и хранившиеся в народе верования в домовых, ведьм, водяных
и русалок. Таинственный мир народной демонологии с детских лет
впитала впечатлительная гоголевская душа.
Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно
ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему
уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил.
И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло
отражение в особенностях его творчества.Николай Васильевич отличался
большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал
себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы.
Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и
кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные
психиатрические исследования не подтверждают наличия у него какихлибо психических заболеваний

6.

Мистика в творчестве
«Ночь перед Рождеством»
Бес- это существо, в котором сосредоточены отрицание Бога.
Гоголь делает черта простым, нестрашным и каким-то даже
жалким. Он показывает, что его не надо бояться, не надо
уважать. Человек у Гоголя превыше всего, и этот человек
справится с любой нечистью, а особенно – набожный
человек…
В нем показывают зло совсем безобидным. Это зло не может
нанести существеный ущерб человеку.
«ШИНЕЛЬ»
Сначала мы знакомимся с главным героем - чиновником Акакием
Акакиевичем, который благодаря лишениям, приобретает себе хорошую
шинель. Но после его смерти начинается мистика. По всему городу ходят
слухи, что мертвец срывает со всех, кто ему попадается, шинели. В этом
мертвеце многие узнают бедного нашего чиновника. Вскоре усопший
добирается до изрядно напуганного его появлением значительного лица и
снимает с него шинель

7.

«Вечер накануне Ивана Купалы»
Тут нечисть раскрывается во всей своей подлой
сущности и это произведение доказывает то, что из связи
с ней ничего путного выйти не может.
«Нос»
В этой же повести мистика проявляется без участия какой-либо
нечисти. Повесть совсем не страшная, что не так часто
оканчивается хорошо и очень напоминает сказку. Начинается все с
того нос одного майора каким-то чудесным образом исчезает с его
лица и оказывается у цирюльника, который выбрасывает нос в реку.
Бедный майор не знает, как жить дальше ведь его внешность это
средство для приискания себе места в видном департаменте и
удачной женитьбы. Но, выйдя на улицу, он обнаруживает свой нос
гуляющим в великолепном мундире.

8.

«Вий»
«Вий» является народным преданием, которое , якобы,
слышал и записал автор, не изменив в нем ни одного
слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни
историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда
и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем
более, письменных упоминаний о народных легендах
или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали
сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть
исключительно плодом фантазии великого
мистификатора и писателя. Исследователи жизни и
творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя
«Вий» представляет собой вольную сборную от
названия хозяина пекла «железного Ния», который
являлся божеством в украинской мифологии и слово
«вия», которое в переводе с украинского означает
«веко».

9.

Заключение
Н.В. Гоголь – великий писатель.Мистика проявилась в жизни писателя. Начавшись ещё до его
рождения, мистические события сопровождали жизнь писателя, а также проявились и после
смерти. Так как классик вырос среди украинской культуры, богатой на легенды, поверья о
потусторонних демонических силах, и сверхъестественная сила присутствовала в жизни писателя,
то мистика не могла не проявиться и в творчестве Николая Васильевича. В некоторых есть
мистические существа, а в других нет. В одних произведениях мистические существа очень
опасные, в других совершенно безобидные и даже приходят на помощь человеку по своей воле. Не
только мистические существа различны между собой, но и герои которым приходится иметь дело с
ними. Некоторые герои легко поддаются уловкам нечистой силы, другие же борются с ней. В
зависимости от них и находится финал повести, будет ли герой счастлив или станет ещё более
несчастным, будет ли у него все или не будет ничего. Так что финал повести зависит от многих
факторов, но в большей степени он все-таки зависит от героя, ведь во многих случаях можно было
вообще не связываться с потусторонним миром.
English     Русский Правила