926.39K
Категория: ПсихологияПсихология

Психоаналитическая концепция супружества К Юнга

1.

Психоаналитическая
концепция супружества К.
Юнга.
Подготовила: Стригунова А.

2.

ЮНГ АНАЛИЗИРУЕТ ДВА АСПЕКТА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В
ЮНОСТИ.
Во-первых, молодой человек находится в психологической связности с родителем (юноша с
матерью, девушка с отцом) и в понимании эдипова конфликта Юнг верен психоаналитической
традиции. Эта внутренняя неосознаваемая или мало осознаваемая связь влияет на выбор брачного
партнера. Если молодой человек, например, хочет остаться психологически верным матери, то он
найдет девушку, которая уступает той но значимым личностным параметрам, характеристикам
внешности, интеллекту, в предельном случае мотивация верности может толкнуть его к
гомосексуальным отношениям. Если он хочет освободиться от матери, то найдет фигуру властную
и сильную. Та же логика действует относительно девушки. В любом случае, наиболее глубинные
основания выбора неосознанны и зависят от родительской фигуры и способа проработки эдипова
конфликта.

3.


Второй аспект бессознательного определяет суть взаимоотношений, которые складываются
между молодыми людьми в период влюбленности. Юнг описывает его как взаимоотношение
«неразличимости или бессознательного тождества», предположение, что партнер имеет
психическую структуру сходную с собственной. Это предположение (проекция) субъективно
переживается как состояние «абсолютной гармонии», «великого счастья», «творческой
полноты» и поведенчески проявляется в ребячестве влюбленных. «Бессознательное
тождество» «гасит в человеке индивидуальность», так как оно определяется биологическим
инстинктом продолжения рода и поэтично названо Юнгом «причащение жизни к неличной
судьбе».

4.

Превращение бессознательного отношения в психологическое (осознанное)
начинается с достижения зрелости во второй половине жизни. Юнг
описывает период середины жизни как «момент максимального
развертывания», «полной самоотдачи» и «крайнего напряжения воли». И
этот творческий подъем связан с индивидуальными (не биологическими)
жизненными задачами. Середина жизни — это момент осмысления того, что
сделано, понимания собственной единичности, которые приводят к разладу с
самим собой. Конфликт — непременное условие нового понимания. Чаще
всего причины неудовлетворенности собой проецируются на партнера, что и
создает напряжение в супружеских взаимоотношениях.

5.

ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА
Партнеры приходят к переживанию кризиса середины жизни в разном
возрасте, различие связано с темпами психического развития и «объемом
духовной личности». Понятие «объем духовной личности» никак не
операционализировано у Юнга, а определяется через образ и описательно.
Духовную личность большего объема можно сравнить с многогранником,
это «сложная, многосторонняя, проблематичная фигура с большим
потенциалом многообразия переживания», которая символически содержит
в себе своего психологически более простого супруга (жена, которая духовно
полностью содержится в муже, или муж, который чувственно полностью
содержится в жене). Таким образом, отношения между супругами в браке
можно описать через проблему Содержащего (того, кто содержит) и
Содержимого (того, кого содержат).

6.

В этом контексте нельзя не вспомнить о понятии «симбиоз», которое
описывает отношения подобного рода между матерью и младенцем.
«Простая фигура действует на усложненную как слишком маленькая
комната, в которой для него мало места. Усложненная фигура, напротив,
предлагает простой много комнат и слишком большое пространство, так
что последняя совсем не знает, где, собственно говоря, ее место»[6].
Исходя из сказанного Содержимый целиком и полностью находится внутри
брака, тогда как Содержащий не находит в этом взаимоотношении
удовлетворения всех своих потребностей и часть его личности находится
вне брака. Результатом позитивного разрешения конфликта является
духовное развитие каждого из партнеров и формирование способности к
осознанному психологическому отношению. Каждый из супругов обладает
теми свойствами, которые необходимы другому. Содержимый приобретает
в результате кризисных переживаний утонченность, сложность и
способность найти безопасность в самом себе, Содержащий приобретает
целостность, надежность и «убедительную силу простоты».

7.

Вопросы
1.
Как вы понимаете выражение К. Юнга «причащение жизни к неличной судьбе»?
2.
Какой аспект партнерских отношений описан автором с помощью этих слов?
3.
Насколько достоверно, по вашему мнению, выделение психологических понятий
Содержимый и Содержащий при описании личности супругов?
4.
Согласны ли вы с мнением Юнга, что брак — это редкое человеческое отношение,
в котором возможно глубокое личностное и духовное развитие человека?
English     Русский Правила