Похожие презентации:
Психологические концепции супружества к. Юнга
1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИСУПРУЖЕСТВА К. ЮНГА.
Выполнила студентка группы ПСД/с-18-2о
Кушвакова Эльвина
2.
Юнганализирует
два
аспекта
бессознательного в юности. Во-первых,
молодой
человек
находится
в
психологической связности с родителем
(юноша с матерью, девушка с отцом) и в
понимании эдипова конфликта Юнг
верен психоаналитической традиции.
Эта внутренняя неосознаваемая или
мало осознаваемая связь влияет на
выбор брачного партнера. Наиболее
глубинные
основания
выбора
неосознанны и зависят от родительской
фигуры и способа проработки эдипова
конфликта.
3.
Второй аспект бессознательного определяет сутьвзаимоотношений, которые складываются между
молодыми людьми в период влюбленности. Юнг
описывает
его
как
взаимоотношение
«неразличимости
или
бессознательного
тождества», предположение, что партнер имеет
психическую структуру сходную с собственной.
Это предположение (проекция) субъективно
переживается как состояние «абсолютной
гармонии», «великого счастья», «творческой
полноты» и поведенчески проявляется в
ребячестве
влюбленных.
«Бессознательное
тождество»
«гасит
в
человеке
индивидуальность», так как оно определяется
биологическим инстинктом продолжения рода и
поэтично названо Юнгом «причащение жизни к
неличной судьбе».
4.
• Превращение бессознательного отношения в психологическое (осознанное) начинается с достижениязрелости во второй половине жизни. Юнг описывает период середины жизни как «момент
максимального развертывания», «полной самоотдачи» и «крайнего напряжения воли». И этот
творческий подъем связан с индивидуальными (не биологическими) жизненными задачами. Середина
жизни — это момент осмысления того, что сделано, понимания собственной единичности, которые
приводят к разладу с самим собой. Конфликт — непременное условие нового понимания. Чаще всего
причины неудовлетворенности собой проецируются на партнера, что и создает напряжение в
супружеских взаимоотношениях.
• Партнеры приходят к переживанию кризиса середины жизни в разном возрасте, различие связано с
темпами психического развития и «объемом духовной личности». Понятие «объем духовной
личности» никак не операционализировано у Юнга, а определяется через образ и описательно.
Духовную личность большего объема можно сравнить с многогранником, это «сложная,
многосторонняя, проблематичная фигура с большим потенциалом многообразия переживания»,
которая символически содержит в себе своего психологически более простого супруга (жена, которая
духовно полностью содержится в муже, или муж, который чувственно полностью содержится в жене).
5.
• Таким образом, отношения между супругами в браке можно описать через проблемуСодержащего (того, кто содержит) и Содержимого (того, кого содержат). В этом
контексте нельзя не вспомнить о понятии «симбиоз», которое описывает отношения
подобного рода между матерью и младенцем. «Простая фигура действует на
усложненную как слишком маленькая комната, в которой для него мало места.
Усложненная фигура, напротив, предлагает простой много комнат и слишком
большое пространство, так что последняя совсем не знает, где, собственно говоря, ее
место»[6]. Исходя из сказанного Содержимый целиком и полностью находится внутри
брака, тогда как Содержащий не находит в этом взаимоотношении удовлетворения
всех своих потребностей и часть его личности находится вне брака. Результатом
позитивного разрешения конфликта является духовное развитие каждого из
партнеров и формирование способности к осознанному психологическому
отношению. Каждый из супругов обладает теми свойствами, которые необходимы
другому. Содержимый приобретает в результате кризисных переживаний
утонченность, сложность и способность найти безопасность в самом себе,
Содержащий приобретает целостность, надежность и «убедительную силу
простоты».
6.
Юнг полагает, что далеко не вселюди способны к такому
развитию,
часть
взаимоотношений
в
браке
остается в рамках выполнения
биологических задач без ущерба
для духовного здоровья, часть
останавливается на «разлуках,
ссорах, разводах и прочих
недоразумениях
брака»,
немногие достигают в браке
духовного развития.