4.40M

Воображение. Творческое воображение. Креативность и ее развитие

1.

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВООБРАЖЕНИЕ.
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.
КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ.
Автор: Емалетдинова Юлия Рустамовна гр. 17.2-027/2
КАЗАНЬ 2020

2.

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены,
тогда как воображение охватывает целый мир,
стимулируя прогресс, порождая эволюцию»
«Воображение — это самое
главное, оно является
отражением того,
что мы притягиваем в свою
жизнь»
А. Эйнштейн

3.

Понятие воображения
Воображение (англ. imagination) — это форма психического
отражения, состоящего в создании образов на основе ранее
сформированных представлений. Это способность представлять
отсутствующий или реально не существующий объект,
удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение - это
личности, один из
процессов.
часть сознания
познавательных

4.

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
По степени
волевых усилий
Преднамеренное
Воссоздающее
Творческое
Мечта
По степени
активности
Непреднамеренное
Грезы
Активное
Пассивное
Сон
Дремотное
состояние
Галлюцинации

5.

Активное воображение
Активное воображение – это целенаправленное создание
новых образов, обязательно сопровождающиеся волевыми
усилиями.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку
необходимо воссоздать представление объекта, как можно более
полно соответствующее его описанию.
Творческое
воображение
создает
совершенно новые оригинальные образы.
Мечта – это воображение, направленное на
желаемое будущее, заключается в
самостоятельном создании новых образов,
направлена на будущую деятельность.

6.

7.

Пассивное воображение
Пассивное воображение –
характеризуется созданием
образов, которые не воплощаются
в жизнь и возникают спонтанно,
помимо воли и желания человека.
Грезы – возникновение
бодрствования.
спонтанных
образов
в
момент
Дремотное состояние – полусон.
Сновидения – непроизвольное создание образов в процессе сна.
Галлюцинация - расстройство восприятия, образ, возникающий в
сознании без внешнего раздражителя.

8.

Грезами называют своеобразные
мечты, которые, как правило,
являются оторванными от реальной
действительности и в принципе не
осуществимы. Грезы занимают
промежуточное положение между
мечтами и галлюцинациями, но их
отличие от галлюцинаций состоит в
том, что грезы являются продуктами
активности нормального сознания
человека

9.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ
Представление действительности в образах, а также
создание возможностей пользоваться ими, решая задачи. Эта
функция связана с мышлением и органически в него включена;
Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего
воображения человек способен, хотя бы отчасти,
удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую
ими напряженность;
Произвольная регуляция познавательных процессов и
состояние человека, в частности восприятия, внимание,
памяти, речи, эмоций. С помощью образов человек может
обращать внимание на нужные события и получать
возможность управлять восприятием, воспоминаниями,
высказываниями;
Формирование внутреннего плана действий - способность
выполнять их внутри, манипулируя образами;
Планирование и программирование деятельности составление программ, оценка и правильности, процесса
реализации.

10.

Понятие творческое воображение
Творческое воображение - это способность человека к
построению новых образов посредством переработки
психических компонентов, которые были приобретены в
прошлом опыте.
Это вид воображения, в ходе которого
человек самостоятельно создает новые
образы и идеи, представляющие
определенную ценность. Эти идеи
могут воплощаться в конкретные
продукты творческой деятельности.

11.

Творческое воображение
зависит от многих факторов:
• Возраста;
• Умственного развития;
•Особенностей развития (присутствия
какого-либо нарушения
психофизического развития);
• Индивидуальных особенностей
личности (устойчивости, осознанности
и направленности мотивов; оценочных
структур образа «Я»; степени
самореализации и оценки
собственной деятельности; черт
характера и темперамента);
• Особенностей коммуникации;
• От разработанности процесса
обучения и воспитания.

12.

ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
1) Агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких
предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового
предмета. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь.
2) Аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально
существующую вещь, живой организм, действие;
3) Акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь
выделяется, особо подчеркивается. Например, в карикатурах и шаржах;
4) Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение.
Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью
можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример
литоты – Дюймовочка.
5) Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным
объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках,
например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
6) Типизация - по этому принципу создается образ, собранный из типичных
черт, свойственных определенной группе объектов (выражение общего в
типичном). Часто используется в литературе и изобразительном искусстве.
Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в
поэме “Мертвые души”.

13.

Французский психолог Теодюль Рибо определяет творческое
воображение, как результат взаимодействия трех компонентов:
Умственная жизнь
Эмоциональноаффективная
сфера
Бессознательное

14.

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Т. Рибо выделил две типа операций. Первый – операции,
посредством которых формируются идеальные образы, второй –
операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Диссоциация является первым этапом творческого воображения,
этапом подготовки будущего материала. Диссоциация является
отрицательной и подготовительной операцией, в процессе которой
раздробляется чувственно данный опыт. В итоге такой
предварительной обработки опыта элементы его способны
создавать новое сочитание. Без предварительной диссоциации
творческое воображение немыслимо. Невозможность диссоциации
- существенное препятствие для развития творческого
воображения.
Ассоциация - это создание целостного образа из элементов
вычлененных единиц образов. Ассоциация - это начало новых
сочетаний, новых образов.

15.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1-й этап. Зарождение идеи. На этом этапе появляется мысль
того, что будет создаваться.
2-й этап. Концентрация знаний, прямо и косвенно
относящихся
к
данной
проблеме,
расширение
информационного поля. Поиск подобных вещей, изучение
опыта, освоение техники.
3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над
материалом,
озарения
(инсайт).
Момент
создание
творческого продукта, кропотливая работа и озарение, когда
приходит окончательная мысль, как это должно выглядеть.
4-й этап. Проверка и доработка идеи. Корректировка,
оттачивание деталей. Исправление ошибок и недочетов.

16.

Понятие креативности
Креативность - (от латинского creato – сотворение, создание) –
способность к творчеству, необычным и неожиданным
решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление
устоявшихся стереотипов. Понятие креативности впервые ввел в
психологию в 50-х гг. Дж. Гилфорд.
Креативность
позволяет
создавать
новые оригинальные образы и, чем
выше уровень креативности, тем более
творчески может подойти человек, даже
к обычной, повседневной деятельности.
Под креативностью понимается некая
противоположность
обыденности,
стандартности,
конформности
(податливости внешнему влиянию).

17.

Определения креативности
♦ креативность, как способность порождать нечто новое,
необычное, оригинальное (акцент на продукты , создаваемые
благодаря ей);
♦ креативность, как особая разновидность творческого
мышления,
высокоразвитое
воображение,
эстетическое
мировосприятие и т. д. (акцент на процессы);
♦ креативность, как открытость новому жизненному опыту,
независимость, гибкость, динамичность, оригинальность,
самобытность личности (акцент на личностные качества);
♦ креативность, как способность продуктивно действовать в
ситуациях с высокой степенью неопределенности, где
отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно
ведущие к успеху (акцент на внешние условия).

18.

Критерии креативности
(по мнению американского
психолога, Эллиса Пола Торренса)
Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при
решении проблем;
Оригинальность — способность продуцировать необычные,
нестандартные идеи;
Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие
идеи.
Сопротивление замыканию — это способность не следовать
стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для
разнообразной поступающей информации при решении проблем.
Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что
действительно существенно. Процесс называния отражает способность
к трансформации образной информации в словесную форму.

19.

Многофакторный подход к
креативности
(Т. Любарт «Психология креативности»)
.

20.

Концепция
креативности
Дж. Гилфорда
и Э.П. Торренса
Конвергентное
Дивергентное
• Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним
задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив
может быть несколько, но их число всегда ограничено.
• Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям,
а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает
неожиданность, не типичность принятого решения.
Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают
задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в
различных направлениях.

21.

Дж.Гилфорд выделил следующие
параметры креативности:
Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить)
проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи
там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже
известно и решено.
Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих
идей.
Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи.
Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к
отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы,
отходит от общепринятых стандартов.
Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем
самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным
для нетрадиционного использования.
Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

22.

Э.П. Торренс выделил
5 шагов в процессе креативности:
1. Человек становится восприимчивым, чувствительным к
появлению проблемы.
2. Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать
решение, выдвигает гипотезы.
3. Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при
необходимости – видоизменяются.
4. На заключительном этапе находится правильное в заданных
условиях решение.
Торренс добавил к определению
понятия креативности тот факт, что
это явление возникает из-за чувства
дисгармонии человека, вызванной
неопределенностью
(незавершенностью) его
деятельности.

23.

Психология креативности
Креативность является чертой, которая развивается только в
том случае, когда это позволяет среда. Необходимо, чтоб в
окружении присутствовали образцы для подражания.
Чтоб происходило развитие и формирование этого качества,
необходим определенный уровень социализации.
Креативность сопряжена, но идентична таким понятиям, как интеллект и
талант, а значит ее можно в себе культивировать и развивать!

24.

Развитие креативности
1. Как можно сделать это по-другому.
Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в
любой ситуации.
К примеру, вы ходите на работу от пункта А до пункта В через
точки С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F
и E. По дороге анализируйте изменения, которые видите и свои
эмоции, которые проживаете. Что нового вы обнаружили в пути?

25.

2. Старайтесь применять к своей задаче подходы из других
сфер знаний и деятельности.
Например, при строительстве дома
можно
вспомнить
кулинарные
рецепты многослойных блюд и
выкрасить каждый этаж своим
цветом.
3. Подумайте, что может улучшить качество и ценность
работы или вещи
Результатом деятельности человека на рабочем месте является
определенный товар, явление или услуга. Какие дополнения могут
сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели
карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, но и
добавить ему функционал. Благодаря этому мы сегодня имеем
возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.

26.

4. Изменение структуры или процесса деятельности
Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и
содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется
поэтапно – подумайте, возможна ли перемена мест, например, В.C.А.D
вместо привычных А.В.C.D.
5. Не игнорировать случайные мысли
Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее
решения.
В таких ситуациях случаются
спонтанные
вспышки
нестандартных мыслей и идей.
Не следует пренебрегать такими
вещами. Если они случаются
ночью, то следует их записывать.
Иногда в таких приходящих из
вне вещах содержатся ценные
прикладные мысли.

27.

6. Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на
интуицию
С развитием интернет-технологий информация
преследует человека, сегодня на любой вопрос
можно найти ответ у себя в телефоне. Если
хотите развивать креативное мышление,
следует ограничить себя в получении
информации из вне.
7. Оглядывайтесь по сторонам
Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и
ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и
прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениям. Возможно они
наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем
или улучшению состояния рабочего процесса.

28.

Упражнения на развитие
креативности
В мире разработано большое количество упражнения для формирования
креативного мышления.
Я расскажу о наиболее
эффективных.
Все
они
представлены
в
легкой
игровой форме

29.

Сочинить историю из ограниченного количества слов
Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует
определить в произвольном порядке. Составьте короткий рассказ,
стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса
позволит подсознанию искать нестандартные пути для
применения слов. Если история получится мало похожей на
реальную действительность, то это нормально и даже
приветствуется.
Придумать нетипичное применение обычному предмету
Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать
помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она
может стать поварешкой для супа, подставкой под карандашей,
кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно
вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для
рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на
предметы и явления с необычного ракурса.

30.

Игра в слова-перевертыши
Находясь на открытом пространстве по ходу движения
произносите название предметов, которые видите «задомнаперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в
«акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова,
а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки
предметов с противоположной стороны.
Надевать выдуманные шляпы
Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов.
Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте,
что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив
логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный –
можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым
вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой –
ищите только позитив, в черной – негатив. Таким образом, мы
учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

31.

Придумайте связь между словами
Определите два слова, которые не имеют прямой связи между
собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в
одно предложение, что может быть общего. Учимся соединять
вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В
данном примере можно предположить, что лангуст – это
товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее
логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.
Ментальные карты
Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги
помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним
связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это
могут быть как слова, так и любые графические изображения:
таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся
ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

32.

Мозговой штурм
Широко распространенный метод развития коллективной
креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести
генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники
высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы.
Другие люди проводят анализ предложений, критикуют,
предлагают изменения.
Разделение с последующим объединением
Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие
единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные
характеристики, затем из них складывается новый объект. К
примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными
сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

33.

Вымышленный персонаж
Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта,
судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из
любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или
Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти
персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся
стереотипов мышления.
Перечисленные
техники
можно
использовать без ограничений в
любое
свободное
время.
При
регулярных тренировках уровень
креативности
значительно
возрастает и человек сможет
добиться серьезных успехов в своей
деятельности!
English     Русский Правила