1.72M
Категория: ФилософияФилософия

Вечное возвращение. Высшая форма утверждения жизни

1.

Высшая форма утверждения жизни
Презентацию по
естествознанию подготовили
студенты группы 1са3
Бражников Михаил и
Гордиенко Валентин

2.

Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает вечное возвращение:
постоянство в вечности обретается через повторяющееся возвращение того же самого, а не
через непреходящую неизменность. В таком рассмотрении на передний план выходит вопрос
не о причине сущего, а о том, почему оно всегда возвращается таким, а не другим.
Своеобразной отмычкой к этому вопросу служит представление о воле к власти:
возвращается такое сущее, которое, сообразуя действительность с собой, создало
предпосылки для возвращения. Давайте перейдем к толкованию этого представления на
следующем слайде.
Ницше на портрете Эдварда
Мунка

3.

Идея Вечного возвращения означала для Ницше в этот момент возможность повторения
всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет
человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая
будет являться ему бесчисленное количество раз. Это должно было исключить всякую
надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение. Однако, несмотря на всю ее
безжалостность, эта идея, по мысли Ницше, в то же время облагораживает и одухотворяет
каждую минуту жизни, придавая непреходящий характер любому ее мгновению,
непреходящему в силу его Вечного возвращения. "Пусть все беспрерывно возвращается. Это
есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном
возвращении — высшая точка мышления!".

4.

Поскольку число элементов ограничено, рано или поздно комбинации начнут повторяться. И
так без конца. Ницше открылось, что через какое-то количество лет человек, во всем похожий
на него (вновь повторившийся Ницше), переживет и претерпит то же самое. Его ум так же
пронзит идея Вечного Возвращения. Подобное рано или поздно произойдет со всем сущим.
Каждое явление в будущем неоднократно повторится.

5.

Если рассматривать идею вечного возвращения как концепт, приобретающий собственное
значение только в контексте с другими понятиями ницшеанской философии, можно вслед за
Хайдеггером сказать, что вечное возвращение – это то, как Ницше мыслил способ бытия
сущего. Напомним, что под бытием Ницше понимал волю к власти. Хайдеггер выявил, что
сущностью воли к власти является воля к воле.
Другими словами, воля велит только властвование над собой и не удовлетворяется никакой
другой властью. Воля в своем велении замыкается на себе самой, образуя круг. Она постоянно
возвращается к себе. И поскольку бытие суть воля к власти, а воля к власти есть воля к воле,
постольку бытие всегда будет возвращаться к самому себе. Образом чистейшей воли к власти,
по мысли Хайдеггера, является ницшеанский сверхчеловек.

6.

Даже герменевтического таланта Хайдеггера, по всей видимости, не хватает, чтобы развеять
тайну этой исключительной идеи в наследии Ницше. По сей день тема вечного возвращения
остается предметом непрекращающихся дискуссий и словопрений. В этих спорах можно
выделить три принципиальные позиции, которые занимают исследователи.
Вечное возвращение нельзя понимать эмпирически или натуралистически. Единственное,
что возвращается в вечном возвращении, это само возвращение как возможность становления
другого. Сколько в этой интерпретации остается самого Ницше трудно сказать. Зато с
уверенностью можно сказать, что прочтение идеи вечного возвращения Делез осуществляет в
рамках своей философии «различия и повторения». К Ницше Делез обращается по большей
части за самораскрытием.

7.

Воля к власти есть организующий принцип всего живого и, шире, существующего.
Переводимый также как воля к мощи, этот принцип утверждает творческий характер
становления, в котором разрозненные факты бытия обретают единую меру существования.
При этом, воля к власти не есть произвол или насилие над сущим, но только желание
исполнить элементарный долг жизни — мочь.
С. Дали. Жираф в огне

8.

Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования,
который вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом. Сверхчеловек, по словам Ницше,
смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность
ему, последний человек представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном
забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях.

9.

Представители первой позиции считают Ницше психически больным, а его идею
– симптомом нездоровья. Представители второй позиции полагают, что Ницше,
будучи блестящим филологом, просто подражает древним авторам.
Представители третьей позиции настаивают на том, что идея вечного
возвращения является глубочайшей и оригинальнейшей и требует особого
прочтения.

10.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила