Похожие презентации:
Жизнь и учение Ницше
1. «Философия жизни» Жизнь и учение Ницше.
Подготовила: студентка группыЛ/б-19-2-1
Токарева Наталья
2. Фридрих Ницше(1844-1900)
Фридрих Ницше(18441900)Родился в Саксонии (Восточная Германия) в 1844 г. Его
отец был лютеранским пастором. После смерти отца,
воспитанием будущего философа занимались мать,
бабушка и тетки. В доме царила религиозная атмосфера.
Юный Ницше посещал местную гимназию с 1854 по
1858 г. Позднее учился в школе-интернате. Еще в
юности он начал восторгаться духом греческой
культуры; Также интересовался музыкой и поэзией.
В 1864 г. поступил в Боннский университет, где изучал
филологию. Позднее он перешел в Лейпцигский
университет. В это самое время, будучи под
впечатлением от Шопенгауэра и его атеизма, Ницше
перестает считать себя христианином. Вскоре он,
несмотря на отсутствие докторской научной степени,
был принят на должность профессора фил
ософии в Базельском университете.
Прочёл первую лекцию в 1869.
Следующий год был ознаменован началом Франкопрусской войны, во время которой Ницше служил
санитаром в полевом госпитале. В течение этого
периода времени Ницше сблизился с композитором
Рихардом Вагнером и стал частым гостем в его доме
3.
Ранние произведения Ницше – такие, как, например,«Несвоевременные размышления», – были дискуссионными и не
признавались научными кругами.
Философские мысли Ницше никогда не были связаны между собой
прочной логической связью: более ранние труды критиковали
рациональный образ мышления Сократа, тогда как более поздние
фактически восхваляли его рационалистическое мировоззрение и
идеи, привнесенные в общественную жизнь французским
Просвещением. Ницше начал свою философию с критики
метафизики и утверждения о том, что мораль имеет
материалистическую основу. Добро и зло, по Ницше,
изначально являлись лишь способами указания на
общественную полезность или вредность определенных
человеческих поступков.
С того самого момента люди начали думать о добре и зле как об
абсолютных понятиях.
4.
«Веселая наука», вышедшая в свет в 1882 г., говорила о христианстве как о«враге жизни». Позднее Ницше развил идею о том, что все время состоит из
циклов, которые снова и снова повторяются. Он полагал, что все уже
случившееся неизбежно повторится вновь. Эта идея пришла к нему подобно
откровению, ставшему его посланием всему миру, и была записана в форме
высказывания персидского мудреца Заратустры в произведении «Так говорил
Заратустра». По всей видимости, это и есть самая известная книга Ницше, в
которой заключены его идеи относительно вечного повторения циклов,
Сверхчеловека и переоценки ценностей. Все же данный труд представляется
только одним из этапов развития ницшеанской философии. Эта книга написана в
декламационной и пророческой манере. Работа «По ту сторону добра и зла»,
опубликованная в 1886 г., более наглядно обрисовывает нам сам контур
философских мыслей Ницше.
Позднее были опубликованы произведения Ницше, где он яростно критиковал
своего бывшего друга Вагнера. Последующие работы Ницше отражали его
умственную неуравновешенность. В 1889 году он был помещен на лечение в
клинику Базеля. По возвращении оттуда Ницше жил со своей сестрой в Веймаре.
Он приобрел настоящую известность, однако теперь его считали сумасшедшим.
Фридрих Ницше умер в 1900 году. Он никогда не был женат.
5. Учение Ницше
В учении Ф. Ницше, как в любом серьезном нравственно философскомисследовании, есть много полезной и актуальной информации для нашего
времени. В первую очередь надо выделить яркую критику мещанства.
Никто лучше, чем Ф. Ницше не смог с такой прозорливостью предвидеть
всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это, кроме
того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном
подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах
утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное — личность, ее
индивидуальность и неповторимость. Это идея, которая возвышает
человека, которая помогает преодолеть всё мелочное, обыденное,
незначительное для жизни [4]. Нельзя точно сказать, что идеи Ф. Ницше
изжили себя и потеряли своё значение. Но с другой стороны Ф. Ницше
определённо является частью истории, но он не исчезает там, его идеи
живут, а вместе с ними живёт и он.
6. Философия жизни
Иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Еговозникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук,
обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии
лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в
отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется.
Основной темой нового направления в философии была интуитивно постигаемая жизнь как
целостная и динамически развивающаяся реальность. Собственно первым её представителем
считается Фридрих Ницше, который ввел понятие воли к власти, которая пронизывает всю
природу, являясь стимулом эволюции, а также социальное бытие. У французского
философа Анри Бергсона аналогичным понятием является жизненный порыв. Объективацией
(результатом) воли к власти являются культурные нормы и ценности. В теории познания
философии жизни господствовал интуитивизм и альтернативный объяснению
принцип понимания, который сближался с неокантианским методом гуманитарных наук
(Дильтей). Интеллект и разум однозначно воспринимаются как инструмент воли к власти или
средство приспособления к окружающей среде. В социальной философии проводилось
различие между культурой как творческим периодом развития общества и цивилизацией как
объективацией культуры (Г. Зиммель, О. Шпенглер). С этим различием было тесно связано
противопоставление творческой элиты (обладающей монополией на «жизненный порыв»)
инертным
массам
(Ортега-и-Гассет).
Крайним
случаем
творческой
элиты
является сверхчеловек Ницше.
В
дальнейшем
философия
жизни
повлияла
и
подготовила
появление герменевтики (через Дильтея) и экзистенциализма[6] (через
антропологию Шелера). Элементы философии жизни были заимствованы
представителями гуманитарных наук (А. Тойнби, Л. Н. Гумилёв), а также
некоторыми идеологами Третьего Рейха (Э. Крик).