Похожие презентации:
Реформация в Европе в середине XVI века. Контрреформация
1.
2.
В середине XVI в. Реформацияраспространялась по всей Европе, охватив
Англию, Францию, Данию, Норвегию,
Нидерланды, Швейцарию.
Одним из крупнейших центров Реформации
являлась Швейцария, где создателем нового
христианского вероучения стал Жан Кальвин,
своими идеями и опытом нового церковного
устройства оказавший большое влияние на
европейские страны.
3.
Жан Кальвин (1509—1564)Познакомившись с учением
Лютера, он в 1533 г. объявляет
себя протестантом. За участие в
распространении протестантских
воззваний Кальвин подвергается
преследованиям и бежит в
Швейцарию, где пишет книгу, в
которой излагает основные
положения своего учения. Так
оформляется ещё одно
протестантское вероучение —
кальвинизм.
4.
Успех в земных делах знак спасения.Учение Кальвина заставляло его последователей
упорно трудиться: иным путём знак спасения души
получить было невозможно
Кальвинизм провозглашал новые моральные
ценности, новые нормы отношения к труду —
бережливость, расчёт, скупость, накопление в
сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту.
Такое учение отвечало прежде всего идеалам
горожан и предпринимателей в эпоху зарождения
капиталистического хозяйства. Оно подчёркивало
богоугодность их деятельности и одновременно
укрепляло дух предпринимательства.
5.
Кальвинистская церковь признавала только дваобряда — крещение и причастие, а по своему
устройству отличалась и от католической, и от
лютеранской.
Церковная община не подчинялась городским
светским властям и пользовалась правом
самоуправления.
Она избирала и контролировала своих
руководителей — проповедников и старшин,
пресвитеров (от греч. — старейшина). Поэтому
кальвинистскую церковь иногда называют
пресвитерианской.
6.
В этой церкви не существовало возведённых всан священников.
Вместо них имелись проповедники — пасторы,
которых избирали из числа наиболее
грамотных прихожан, знающих Священное
Писание.
Пасторы получали образование в Женевской
академии.
Для обсуждения общих дел представители
общин собирались вместе и принимали нужные
решения. Казалось бы, такая церковь очень
демократична. Но это было не совсем так…
7.
Пасторы вмешивались в частную жизнь своихприхожан, следили за их поведением, по сути
дела, лишали их духовной свободы. За
отступление от кальвинистского учения
верующих жестоко наказывали.
Кальвин и сам проявлял беспощадность к тем,
кто сомневался в истинности его учения. Такой
грех совершил испанский учёный Мигель
Сервет, и в 1553 г. за это был сожжён в Женеве
по приказу «Женевского папы».
8.
Женева превратилась в «Рим кальвинизма».Городом управлял избираемый общиной верующих
церковный совет, но фактически все вопросы
решал Кальвин, установивший в Женеве свою
диктатуру, хотя официально он никаких постов не
занимал. Безвозвратно ушли в прошлое весёлые
народные праздники, карнавалы, музыка, танцы.
Люди ходили в тёмных одеждах (роскошь была
запрещена) и распевали псалмы.
Однажды, за фанатизм Кальвина изгнали из
города на несколько лет…
9.
Кальвинистская трудовая этика способствоваларазвитию капиталистического хозяйства и
дальнейшему разложению традиционного
общества, утверждению человека Нового времени.
Почему? «Молись и работай!»
Кальвинизм пользовался поддержкой дворянства и
зарождающегося слоя предпринимателей
Швейцарии, Англии, Франции и Голландии.
10.
Католицизм не хотел и не мог смириться свозникшим против него религиозным протестом,
выразившимся в Реформации.
Всех протестантов папа римский объявил
еретиками, а для борьбы с ними использовал
любые возможные средства.
В целях борьбы с вредными идеями католическая
церковь ввела цензуру печати. В Риме был
опубликован особый список — «Индекс
запрещённых книг». Эти книги сжигали…
11.
Церковная политика,направленная на то, чтобы
остановить распространение
протестантизма, получила
название Контрреформация.
12.
Мощным орудием в борьбе против Реформациистал утверждённый папой в 1540 г. новый
монашеский орден «Общество Иисуса», или
орден иезуитов (от лат. «Иезус» — Иисус).
Перед иезуитами стояла чёткая задача —
«вернуть заблудшие массы в ограду церкви».
13.
14.
Устав ордена имел своей целью превратитьобщество в орудие для расширения власти папы
римского.
И хотя орден был монашеский, его члены жили в
миру и им следовало добиваться доверия у
государей и знати, использовать их власть и
богатство для укрепления католической церкви.
15.
Этот орден боролся с Реформацией тем, чтостремился принимать участие во всех сферах
общественной жизни. Иезуиты вели
миссионерскую работу, занимались
благотворительностью. Для верующих они читали
интересные проповеди на национальном языке,
проводили пышные богослужения. Но главное —
иезуиты стремились влиять на молодёжь. Они
создавали прекрасные школы, где преподавание
велось на национальном языке и где все желающие
(юноши) могли бесплатно получить хорошее
образование.
16.
На случай непокорности «сильных мира сего» уиезуитов всегда были наготове яд и кинжал.
Убийца не считался грешником — старший по
званию чин ордена брал на себя моральную
ответственность за преступления, совершённые
младшим чином.
«Если церковь определила, что вещь, кажущаяся
нам белой, черна, мы сразу же должны признать
её чёрной»
17.
Уже в 40-х гг. XVI в. папы пытаются вернутьутерянные позиции, а главное — источник своих
богатств — десятину…
наиболее мыслящие деятели католической церкви
пришли к пониманию необходимости проведения
некоторых реформ…
Во второй половине XVI в. католические
богословы создали переводы Библии на
национальные языки.
18.
Но попытки реформ встречали сопротивлениебольшей части католического духовенства.
Спорные вопросы должен был разрешить
Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и
заседавший (с перерывами) почти 18 лет.
Собор сохранил за церковью исключительное
право толкования Священного Писания и принял
меры для укрепления инквизиции. Сторонникам
реформ удалось добиться только запрета на
продажу индульгенций и открытия семинарий
(учебных заведений) для католических
священников.
19.
В устройстве католической церкви и вотношении к протестантизму ничего не
изменилось. Преодолеть раскол церкви не
удалось.
В XVI в. европейский мир взорвался в
религиозном мятеже... Эпоха Реформации —
это эпоха кризиса католической церкви. Изпод папской власти ушли Скандинавия,
Англия, Шотландия, Северная Германия,
Голландия, часть Франции.
Реформация оставила глубокий след в
истории Европы