3.39M
Категория: ПравоПраво

Классификация правовых систем по Р. Давиду

1.

АОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Р
Классификация правовых систем по Р. Давиду.
Подготовила студентка 1 курса МП факультета 1 академической группы
Лазовская Е.И.
Преподаватель: к. юрид. наук, доцент кафедры теории права и сравнительного
правоведения Трикоз Е.Н.

2.

Содержание доклада
Краткая биография автора
Главный научный труд Рене Давида
Вступление
Определение критериев выделения правовой семьи
Правовая карта мира
Романо-германская правовая семья.
Семья общего права (common law).
Семья социалистического права.
Иные правовые системы.
Мусульманское, индусское и иудейское право.
Дальний Восток.
Черная Африка и Мадагаскар.
Список литературы

3.

Краткая биография автора
Рене Давид (1906-1990) – один из известнейших французских правоведов, а
также крупный специалист в области сравнительного правоведения и
юридической географии. С 1945 он работал профессором Парижского
университета, а также читал лекции в Кембридже, Колумбийском
университете и многих других по всему миру. Принимал участие в работе
кодификационных комиссий по составлению гражданского законодательства
Руанды и Эфиопии.

4.

Главный научный труд Рене Давида
Самая известная научная работа «Основные правовые системы
современности» (1964 г.), была
переведена на 11 языков и получила
всемирную известность. После смерти
Рене Давида его труд продолжает
переиздаваться во многих странах мира c
исправлениями Камиллы ЖофрэСпинози.
Несмотря на, казалось бы, приличную
давность публикации, этот классический
труд не был задвинут в дальний ящик.
Благодаря простому и понятному языку,
а также обстоятельному изложению
монография продолжает считаться одним
из ключевых научных трудов по
сравнительному правоведению.

5.

Вступление
Во вступлении своей работы Рене Давид рассуждает о различных
подходах к классификации правовых семей, критикуя саму идею
поиска единственно-правильной классификации. Также он сам,
предлагая свою классификацию, не называет её исключительной, а лишь
говорит о «главных правовых семьях».
«Оно (понятие правовой семьи) используется лишь в дидактических
целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего
права. При таком подходе каждая из классификаций имеет свое
достоинство. Все зависит от того, что хотят изучить, и от
основных поставленных целей.»
Автор говорит о том, что в современном мире, под влиянием самых
различных исторических и иных особенностей, в отдельном государстве
может действовать одновременно несколько конкурирующих
правовых семей. Также и негосударственные общности вырабатывают
собственный правовой материал (каноническое, мусульманское,
иудейское, индусское право и т.д.)

6.

Определение критериев выделения правовой семьи
Рассуждая о критериях выделения правовых семей Рене Давид
критикует подход, согласно которому главный критерий (самый
поверхностный, по его же мнению) – различие правового материала,
выраженного в нормах права.
«Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы
их выработки, систематизации, толкования показывают
наличие некоторых типов, которых не так уж и много.»
Далее Рене Давид представляет свою систему 3 главных правовых
систем:
• Романо-германская
правовая семья
• Семья
общего права
• Семья
социалистического права
Помимо них автор упоминает как особенные элементы: системы
религиозного права, а также специфичные системы
дальневосточного и средне-африканского регионов.

7.

Правовая карта мира

8.

Романо-германская правовая семья.
Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась
на основе римского права. Семья романо-германских правовых
систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий
европейских университетов, которые выработали и развили начиная с
XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех
юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
В результате колонизации романо-германская система
распространилась на обширные территории, где в настоящее время
действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или
родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная
рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской
системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев,
но куда проникали европейские идеи и где были сильны про западные
тенденции.

9.

Семья общего права (common law).
Данная правовая семья включает в себя право Англии и стран,
последовавших образцу английского права. Общее право было
создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами;
эту печать своего происхождения данная правовая система несет на
себе до сего времени. Норма общего права менее абстрактна, чем
норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то,
чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать
общее правило поведения на будущее. Так же как право романогерманской семьи, общее право получило в определенный период
широкое распространение в мире в силу тех же причин колонизации
или добровольной рецепции.
При этом важно понимать, что несмотря на общую принадлежность к
семье общего права таких стран как Великобритания, США, Индия,
для правопорядка каждой страны в отдельности будут характерны
некоторые «отклонения» от единой нормы характеристик семьи
общего права.

10.

Семья социалистического права.
Правовые системы стран, входящие в социалистический лагерь, ранее
принадлежали к романо-германской правовой семье. Они сохранили
ряд черт, которые мы отмечали, говоря о романо-германской правовой
семье:
• Норма права там всегда рассматривается как общая норма поведения
• Сохранились система права, и терминология юридической науки
«Руководители соц. стран видят цель в создании общества нового типа,
в котором не будет государства и права. По этой причине
единственным источником социалистического права является
революционное творчество законодателя, которое выражает волю
народа, руководимого коммунистической партией.»
Правовая семья социалистических систем родилась в СССР, где после
революции 1917 года стало развиваться новое, оригинальное право.
Также нужно отдельно рассматривать правовые системы народных
республик Азии. Эти правовые системы принадлежат к
социалистической правовой семье, но в первой группе отмечается
большее сходство с правом романо-германской семьи; что же касается
второй группы, то надо проследить как совмещается социализм с ранее
существовавшим в этих странах строем.

11.

Иные правовые системы.
Под этой категорией Рене Давид рассматривал просто «незападные»
системы права.
«Нет ни одной правовой системы, которая не позаимствовала бы те
или иные элементы у одной из этих семей, и может даже
показаться, что все другие системы - это не более чем пережитки,
призванные исчезнуть в более или менее далеком будущем по мере
прогресса цивилизации.»
Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают
двух видов:
• Страны
мусульманского, индусского и иудейского права (признают
большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на
Западе)
• Страны
Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара (отбрасывают саму
идею права и считают, что общественные отношения должны
регламентироваться иным путем)

12.

Мусульманское, индусское и иудейское право.
В мусульманских странах, как и в Европе, внимание сконцентрировано на
идеальной системе - мусульманском праве.
Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактические
явления, а законы и ордонансы властей - как управленческие меры
временного или местного значения.
Примерно то же самое можно сказать об иудейском праве. В Индии
существует понятие дхармы (высшее благо, справедливость).
По этим причинам, не вступая в полемику между позитивистами и
сторонниками естественного права, мы выделяем мусульманское и
индусское право среди основных систем современного права. Иудейское
право, при всем интересе, которое оно представляет, оставлено нами в
стороне, ибо сфера его влияния куда более ограничена.

13.

Дальний Восток.
Под сомнение поставлена сама ценность права.
Странам Дальнего Востока несвойственно видение права такого же рода, как
и в Европе. В глазах китайцев право не просто далеко от того, чтобы быть
фактором порядка и символом справедливости. Образ жизни человека
должен исключать любые правовые притязания или обращение к
правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не
юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру.
Закон - средство устрашения, некая номинальная модель.
Коммунистический режим в Китае и вестернизация Японии не изменили
существенно этого взгляда, укоренившегося в сознании людей. В Японии
действуют кодексы, созданные по европейской модели, но население, как
правило, мало обращается к ним, равно как и к правосудию. Сами же суды
склоняют стороны к мировому соглашению и разработали оригинальную
технику применения права, а точнее, уклонения от его применения.

14.

Черная Африка и Мадагаскар.
Все, что сказано о Дальнем Востоке, может быть распространено на
Черную Африку и Мадагаскар.
В условиях, где индивидуализм занимает так мало места и на первый
план выдвинуто единство общественной группы, основное - это
сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву. Право
западного образца, действующее здесь, - по большей части лишь
орнамент.
Большинство населения продолжает жить в соответствии с традициями,
не обращая внимания на искусственные своды правовых норм.

15.

Список литературы
Давид Р. Основные правовые системы современности. — M., 1967
https://ru.wikipedia.org
Сангаджиева К.В., Сангаджиев Б.В. Классические и современные
концепции и взгляды на правовые системы современности. 2018
Бехруз Х. Сравнительное правоведение. Одесса, М., 2008.
Кнапп В. Крупные системы права в современном мире //
Сравнительное правоведение. Сборник статей. М., 1978.
Кох Х., Магнус П., Моренфельс В. Международное частное право и
сравнительное правоведение. М., 2001.
Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002.
Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический
комментарий. М., 2008.
English     Русский Правила