14.69M
Категория: КультурологияКультурология

Исторический костюм и архитектура, II часть

1.

МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара
Школа изобразительного творчества и дизайна
«Радуга»
Предмет «Моделирование» 6 г. о.
ПДО Горина Елена Владиславовна
Исторические стили.
Костюм и архитектура, II
часть
«Мода, как и архитектура,- это
вопрос пропорций.»
Коко Шанель

2.

Исторические, художественные, архитектурные стили
• Древний мир
• Античность
• Византия
• Романский стиль
• Готика
• Возрождение
• Барокко
• Рококо
• Классицизм
• Ампир
• Романтизм
• Модерн
• Конструктивизм
• Минимализм
• Постмодернизм
• Хай-тек
• Деконструктивизм
• и т.д.

3.

Что связывает одежду и архитектуру?
Органическое единство костюма с окружающим миром
предметов и архитектурой является стилевым признаком
определенного исторического периода.
Это находит выражение в единстве образного решения,
похожести силуэта, закономерностях пропорционального
внутреннего членения формы и т. д.
Не случайно в древности одежду называли «домом для
человеческого тела», подчеркивая тем самым родство между
двумя видами творчества — зодчеством и костюмом.
3

4.

Барокко XVII век

5.

Итальянское
слово
«барокко»
означает
буквально
«странный»,
«причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и
пышности.

6.

Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом,
сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм,
криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим
пространством. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали
пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его
движении.
6

7.

Барокко - самый яркий, самый пышный, самый нарядный стиль как в истории
искусства, так и в истории костюма. Никогда до и никогда после мода не
была настолько сложной и при этом неимоверно прекрасной. Никогда ранее
стиля барокко мужской костюм не был так же изящен и наряден, как и
женский.
7

8.

Одежда эпохи барокко характеризовалась сложностью и многослойностью.
Стиль французского барокко (в костюме стиля барокко была еще и
испанская мода, особенно в первой половине XVII века) - это стиль вечного
праздника. В костюме – это плиссировки и буфы, каскады лент, рюшей,
оборок и бантов. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название
для данного времени – галантная эпоха.
8

9.

Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался
с пышной, куполообразной юбкой.
Мужской головной убор - широкополая шляпа, украшенная страусовыми
перьями, дополнением служили сапоги с отворотами и шпага.
9

10.

Рококо XVIII век

11.

Как новый стиль рококо проявилось из высокого, позднего, барокко.
Драматичность и религиозность истончились в лёгкость и игривость.
Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый высшем
обществе - калейдоскоп роскоши и развлечений, как смысл существования.
Для роскошного и беззаботного рококо характерны легкость и изящество
форм, светлая или пастельная цветов гамма,
11

12.

Одним из основных элементов архитектуры стиля стала стилизованная
раковина с многочисленными завитками по краям - рокайль. В отличие от
барокко, дизайн рококо асимметричен. Зеркала были важным аспектом общего
дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект
переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.
Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых
памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и
обременённость форм.
12

13.

Стиль рококо в одежде XVIII века иногда называют «нежной модой». Такое
название костюм того периода получил из-за характерных особенностей стремления к юности, роскоши и беззаботности.
13

14.

Первый принцип моды рококо - и мужчины и женщины должны были
выглядеть как можно моложе. Мужчины не носили бород и усов. Белили и
румянили лица. Надевали на голову маленькие парики, с волосами
собранными в небольшие хвосты или же узлы.
14

15.

Второй принцип моды XVIII века –
ваша одежда должна быть как
можно наиболее нежных цветов:
салатовый, белый, розовый,
голубой. Голубой и розовый были
любимыми цветами стиля рококо.
Принцип третий – как можно
больше бантов, лент и кружева. И в
мужском костюме особенно. Как в
XVII веке, так и в XVIII французская
мода как никогда ранее и никогда
позже приближала мужской костюм
по его декоративности, силуэту и
сложности к женскому. Мужчины не
только использовали косметику,
они также носили банты, кружево и
чулки.
15

16.

Большую роль в
женском костюме стиля
рококо играли и
различные аксессуары –
веера, ленты, которые
повязывали на шею,
шляпы, гребни и броши,
сумочки. Кроме этого,
одежда периода рококо
не отличалась
удобством и
рациональностью - это
время платьев с
неимоверно пышными
юбками, в таких платьях
трудно пройти в
дверные проемы, и
невообразимо высоких
причесок.

17.

Классицизм - конец XVIII
века

18.

Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной
критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток
декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все
чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех
аспектах деятельности. В классицизме привлекают простота, лаконичность,
четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной культуры.

19.

Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к
простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству. Для
классической архитектуры характерны регулярность планировки и
четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в
частности пространственные композиции, сдержанность декора, система
планировки, согласно которой здания были расположены на широких
прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические
формы.

20.

Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности,
однозначности, логической выверенности. Цветовую гамму составляют
преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы
подчеркнуть архитектурные элементы.
Еще одной особенностью и основополагающей задачей классицизма было
подражание природе, гармоничной и в то же время современной.

21.

В одежде классицизм проявился сразу и очень отчетливо. Именно тогда в
результате раскопок античных городов Помпеи и Геркуланума возник
интерес к греческой эстетике. Ранний классицизм в костюме называется
директория и приходится на конец XVIII – начало XIX в.в.в
В силуэтах модной одежды появились сдержанные формы и декор.

22.

В женской моде господствовали платья-шемизы из тонкого муслина, почти
прилегающие к телу и с большим декольте. Талия платья была высоко
поставлена, почти под грудью, рукава чаще всего были совсем
небольшими, типа фонариков, или с полным отсутствием их. Шемизы
придавали дамам легкость и воздушность,

23.

Прически тоже напоминали античные
времена.
Моду эпохи раннего классицизма
называли «обнаженной» или «нагой».
Это действительно так. В тех
воздушных и легких нарядах разве
еще только шаль прикрывала тело
красавицы в холодную погоду.
В качестве головного убора были
популярны тюрбаны, чалма, а в
домашних условиях – чепцы. Все
было необычайно просто, зато
украшений на даме было в изобилии.
Это было роскошным дополнением к
«скромному» шемизу - голову
красавиц украшали диадемы, как и
следовало греческим богиням.

24.

Мужчины в это время,
напротив, перестали носить
пудреные парики и
отказались от косметики. То
есть, женщины становились
еще более женственными и
очаровательными, а
мужчины – более
мужественными.
Мужская одежда состояла
из рубашки, жилета, фрака и
узких штанов, обувь была на
низком каблуке. Весь
ансамбль завершался
треуголкой, позже –
двууголкой. Для этой
одежды были популярны
шерсть и сукно, а также
батист.

25.

Ампир - начало XIX века

26.

Название стиля ампир произошло от французского слова "empire" - империя.
Роскошный, величественный, монументальный – ампир часто напоминает
декорации к историческим фильмам. И это не удивительно, ведь он соединил
в себе черты двух дворцовых стилей – позднего классицизма и античности.
Характерные черты архитектуры стиля ампир:
- строгая симметрия, даже
отделка повторяется с такой
точностью, будто к половине
здания поставили огромное
зеркало;
- обилие декора на фасадах колонны, пилястры, лепнина и
барельефы;
- звериные и фантазийные
сюжеты - львиные лапы,
сфинксы, удивительные
создания с телом животных и
головой человека;
- статичность, монументальность,
но обилие колонн и большие
окна наделяет его легкостью и
26
воздушностью.

27.

Стиль ампир в одежде 19 века отличался свободным силуэтом, лаконичным
кроем и четкими линиями. Женщины полностью отказались от удушающих
корсетов, пышных кринолинов, громоздких париков и вычурных украшений.
Пришла эпоха, вдохновленная культурой древней Греции и Рима, ее веяния
основывались на красоте естественных форм и гармонии с окружающим
миром. Однако, как и в архитектуре стиля ампир, в одежде с сохранением
простых и изящных форм появляется все больше декоративной отделки,
особенно в женском костюме.

28.

Силуэт женского костюма периода ампир
характеризуется стремлением к
цилиндрическим очертаниям античной
колонны.
Отличительной особенностью стиля в
одежде начала 19 века были пропорции
костюма, делящие фигуру в соотношении
1:6. Другой характерной чертой новой
моды стал узкий лиф и длинная юбка с
небольшим шлейфом, расширенная книзу.
В первые годы правления стиля
предпочитали носить платья белого цвета.
Немного позже в моду вошла однотонная
одежда разнообразных цветов. Крой
лаконичных форм дополняли обилием
декоративных решений. Полотно
блестящих плотных тканей украшали
античными рельефными узорами.
Дополняли и разнообразили наряды короткие рукава–фонарики с широкими
манжетами и длинные лайковые перчатки.

29.

В отличии от женской одежды,
мужской костюм сохранял
простоту и строгость формы.
В мужском костюме
дозволялось быть яркими лишь
двум деталям - жилетке и
галстуку. Из украшений в
мужской одежде есть булавки
для галстука и часы.
Брюки иногда украшали
лампасы с пуговицами по всей
длине. К костюму предпочитали
низкие туфли или сапоги и
трость.

30.

Романтизм - середина XIX века

31.

В первой половине XIX века (в 1830 годах) складывается новое
художественное направление - романтизм. В Германии, Франции и других
европейских странах оно становится господствующим направлением в
искусстве. Происходит разрыв с классическим наследием античности и
поворот к народным традициям европейского средневековья. Вкусы средних
веков воскресли в украшениях и одежде. Его эстетический идеал - сильная
личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для
романтизма была идеализация прошлого, главным образом средневековья.

32.

Романтизм, как архитектурный стиль, является ярким примером эклектизма
— характерного для романтизма смешения различных стилей, не только из
настоящего, но и прошлого. При проектировании зданий в стиле
романтизма, архитекторы обращались к богатому опыту Древней Греции и
Рима, средневековой готики. Но особенно ярко выражались в романтизме
особенности восточной архитектуры, к тому времени ещё недостаточно
изученной. В романтизме не было строгих стандартов, аскетизма,
характерных для архитектуры того времени. Его отличительной чертой
стали свобода творческой мысли и разнообразие форм и силуэтов
перенятое у восточной архитектуры.

33.

Во внешнем облике и костюме
человека влияние романтизма
создало образы возвышенные,
страстные, мечтательные,
одухотворенные.
В мужском костюме, который по
ассортименту и основным формам
остается неизменным, большое
значение придается дополнениям,
дорогостоящим шерстяным, тонким
льняным тканям. Для бальных
фраков используют бархат, для
жилетов - разноцветную парчу. В
моду возвращается средневековый
плащ и длинные остроконечные
туфли.
Мужской и женский силуэты в
романтическом костюме в чем-то
сходны: покатая линия плеч, сильное
расширение рукава, плотное
облегание груди и талии,
расширение линии бедер.

34.

В женском костюме господствует
платье с очень узкой стянутой
жестким корсетом талией,
непомерно широкими вверху и на
линии локтя рукавами (прозванные
«бараньими окороками»), которые
сужались к кисти. Они бывали так
велики, что их соответствующий
“вздутый вид” необходимо было
поддерживать китовым усом. Низко
спущенным плечом и расширенной
юбкой длиной до щиколоток.
Изящество талии композиционно
подчеркивается таким деталями,
как воротник, косынка, кружево.
легкие цветовые оттенки, что
создает ощущение воздушности и
нежности. Вновь в платье
появляется кринолин - бедра
увеличиваются до небывалых
размеров, под пышными формами
платья тело почти скрывается.

35.

Модерн - конец XIX века

36.

Последний большой стиль в ряду признанных исторических стилей,
зародился в Европе на рубеже XIX — XX веков. Модерн — изысканный,
чувственный стиль, подарил человечеству великолепные образцы
архитектуры, живописи, литературы, сыграл поворотную роль в
дальнейшем развитии искусства.

37.

Парадигмой, первичной идеей и главным символом стиля Модерн - стал
знаменитый «Удар хлыста», второе название «Цикламен», Германа
Обриста, яркая демонстрация любви к изогнутой линии, ставшая сутью ар
нуво. Полное отсутствие прямых линий и углов- девиз первого из трёх
новых стилей в искусстве пришедших на смену эклектике в1890 м году.

38.

Верховенство идеи, образа — базовое правило стиля Модерн. На практике
это правило реализовано неимоверно многогранно. Богато украшенные
колонны (в том числе изогнутые, наклонные), арочные конструкции,
закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное
остекление — вот характерные элементы Модерна, созданные благодаря
новым технологиям века.

39.

Цветная роспись, огромные панно из майолики в фойе и на фасадах,
изразцовый и мозаичный фриз, рельефные украшения, богатая лепнина,
витражи. Природные линии, имитирующие морскую волну, женский локон,
очертания цветка, воплощены во всем — от оформления фасада, включая
кованые решетки лестничных проемов, до дизайна каждой дверной ручки и
оформления звонка.

40.

В мужском костюме господствует тип делового человека, однако влияние
спортивной направленности становится в нем более ощутимо, чем в
80-х годах 19 века. Появляются укороченные брюки для велосипедной езды,
спортивные куртки с множеством карманов. Вестон (пиджак) начинает
вытеснять сюртук.
Цилиндр становится одним из атрибутов мужского изыскано-аристократичного
костюма, а фетровая шляпа-обязательным аксессуаром мужского
повседневного обычного костюма.

41.

Силуэт женского костюма эпохи модерна соответствовал общей
приверженности стиля плавным, изогнутым линиям. Платья имели узкий
лиф с тонкой талией, юбку-клеш, рукав, узкий внизу, с расширенным,
присборенным верхом и укороченной линией плеча, высокий закрытый
воротник.
Новая форма корсета
придавала фигуре sобразный изгиб: грудь
поднята, талия туго стянута,
живот уплощен, линия спины
от талии имеет резкий
прогиб почти под прямым
углом. Все конструктивные и
декоративные линии также
повторяли этот изгиб.
Пластичные
контуры,которые придавал
женской фигуре модный
силуэт конца XIX
века,подчеркивались
разнообразными боа из
меха и страусовых перьев.

42.

Стиль модерн в одежде — это не только силуэт платья. Здесь важны детали.
Прежде всего декор - платья украшались рисунками, вышивкой, различными
аппликациями, шнуром. Самая популярная тематика орнамента была — цветы,
листья, водоросли. Причем узоры на платьях наносили порой ассиметрично.
Сам стиль модерн в одежде — был новым словом в истории моды.

43.

Итак, стиль модерн завершает череду исторических стилей. Следующая
за ним эпоха получила название Постмодерн, все творческие и
художественные направления с начала XX века и до сегодняшнего
времени считаются современными стилями.
Благодарю за внимание!
По материалам презентаций «Исторические стили.
Костюм и архитектура, I часть и II часть» будет
проведен зачет!
English     Русский Правила