3.99M
Категория: ИсторияИстория

Крещение Руси

1.

Томский Богородице-Алексиевский
Мужской монастырь

2.

Радуйся, земле Русская!
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, / землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея
низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 3
Днесь земля Русская предстоит Богу / и плод святаго Крещения Ему приносит, / Ангели,
радующеся, славословят, / и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: / Христос воцарися,
Христос прославися. / Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, // Боже наш, слава Тебе.

3.

Молитва на молебне в память
1000-летия Крещения Руси
Триипостасный Боже, Отче Вседержителю, Сыне Единородный, Спасителю мира, и Душе Святый, просвещаяй и освящаяй
племена и народы! Иже и владыку земли Русския, князя Владимира к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу
Крещением просветивый, и сонмом святых, яко пресветлым звездам, небо Церкве Русския украсившим, возсияти даровавый!
И нам, смиренным и недостойным чадом их, ныне предстоящим славе Твоей и благодарственное молебное пение
приносящим в сей тысящелетный день Крещения Руси, великую милость даровавый, еже славити, хвалити и благодарение
приносити Тебе за вся благодеяния, бывшая на Руси от лет древних и до ныне. Призри на ниву Твою, Церковь Святую, и на
отечество наше, приносящих Тебе, якоже прекрасный плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Тии бо послужиша
людем своим верою, надеждею и любовию, образом слова и жития указующе нам путь к совершенству по заповеди
Христовой: будите убо совершени, якоже и Отец ваш Небесный совершен есть. Сохраняюще сие святое наследие их, молимся
Ти, Жизнодавцу: спаси и помилуй нас, мир миру Твоему даруй и всему созданию Твоему, егоже по грехом нашим сыны века
сего обдержат страхом смерти. Вемы бо, яко не хощеши смерти грешников, но еже обратитися и живым им быти; призри на
нас, во гресех пребывающих, отврати гнев Твой, праведно движимый на нас, даруй нам покаяние и Твоим неизреченным
милосердием помилуй нас. Приими молитвы и труды наша, о умножении любве среди всех людей мира сего. Землю Русскую
огради, власти умудри, вся утеши и обрадуй, Церковь Твою возрасти, достояние Твое соблюди, мужи и жены, и младенцы
благодатию просвети, и вся люди Твоя в Православии и благочестии утверди молитвами Пречистыя Твоея Матере, силою
Честнаго и Животворящаго Креста и Всех святых, в земли нашей просиявших, да в единении веры и любве славим Тя, Отца и
Сына.

4.

История праздника
Сейчас дата празднование Крещения Руси в 988 году совпадает с днем памяти
равноапостольного князя Владимира — 28 июля по новому стилю. В этот день мы
отмечаем провозглашение Христианства в качестве государственной религии на
Руси.
Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет»,
самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII
века. Крещение предварялось подробным испытанием и выбором веры самим
князем между разными религиями. От своих послов, побывавших в разных
землях, он улышал самые восторженные отзывы о Париаршем богослужении в
храме Святой Софии Константинополя, что и решительно повлияло на выбор.
После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских
земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей
Владимира Святославича, потом бояр. Сейчас источник, где их крестили,
называется Крещатиком.
Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили
идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре
Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов
славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла
и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и
сбросили в реку Днепр.
По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о
Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем
гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это
событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.
Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк,
Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой,
единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
Крещение Руси — событие, которое изменило ход истории в нашей стране. С
принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле
равноапостольного князя Владимира, началась новая славная история Руси — уже
как православного государства.

5.

Крещение Руси: икона праздника
Уже с XVI века русские иконописцы начали изображать сюжет Крещения
Руси на фресках и иконах. Вероятно, такие изображения появлялись и
раньше, но, к примеру, одно из первых, до нас дошедших, это фрагмент
житийной иконы равноапостольного князя Владимира из Вологодской
церкви Рождества Богоматери. На этой иконе мы видим клейма со
сценами отправления послов для выбора веры, Крещения и прозрения
самого Владимира и другие.
В том же XVI веке, а точнее — в середине столетия — в монументальной
живописи стали появляться циклы жития равноапостольного князя
Владимира с изображениями основных событий Крещения Руси. Одни
из самых ранних — в украшениях кремлевских построек эпохи царя
Иоанна IV Васильевича (Грозного). А еще — на росписях Золотой палаты
и в Архангельском соборе в Кремле.
Сюжеты Крещения Руси появляются также в 1674 году в
монументальных циклах второй половины XVII столетия в приделе
равноапостольного князя Владимира в Успенском соборе в Ярославле.
Интересная находка историков — резные фигуры равноапостольных
Константина и Владимира второй половины XVII века из Ярославской
церкви святителя Власия.
Самый первый храм, посвященный событию, это, скорее всего храмапамятник в Херсонесе. Решение о его постройке было принято в 1825
году, когда император Александр I посетил с официальным визитом в
Севастополь. Собор во имя святого Владимира вырос на центральном
холме Севастополя, освятили его в рамках празднования 900-летия
Крещения Руси в 1888 году.

6.

Правильно ли считать, что христианство на Руси
насаждалось насильственно?
Мнение о том, что введение и укоренение христианства на Руси осуществлялось не проповедью, а
жестокостью и насилием, не имеет под собой твердых оснований. Во многом попытки очернить историю
распространения Православия на Руси основаны на доводах, сформулированных или необъективными
исследователями, или же ярыми противниками Господа Иисуса Христа.
В качестве наиболее часто фигурирующих аргументов на этот счёт используются древние летописные
свидетельства и более поздние выводы исторической науки о противлении жителей ряда городов
политике князя Владимира, связанной с христианизацией Руси. Среди очагов сопротивления княжеской
воле отличились в частности: Ростов, Муром и Новгород. Что можно на это сказать?
Достоверность дошедших до нас исторических памятников далеко не всегда может быть названа всецело
бесспорной, а значит и делать из их содержания далеко идущие выводы следует осторожно и взвешенно.
Даже если и не ставить изложенные в них факты под строгое научное сомнение, они не могут служить
доказательством повсеместного использования приближенными князя Владимира насильственных мер.
Что же касается отдельных случаев принуждения, вызванных рвением частных уполномоченных лиц,
сильным желанием выслужиться перед князем, то возможно, такая практика и применялась, однако
даже и в этом случае нет оснований считать её общим правилом, скорее — исключением из правила.
Кроме того, ряд фактов использования при христианизации грубой физической силы со стороны
княжеских воевод легко объяснить не давлением, а реакцией на ярое сопротивление язычников, не
желавших отказываться от традиции поклонения столь дорогим их сердцам идолам и кумирам. Именно
так можно интерпретировать свидетельство о крещении новгородцев: «Путята крестил их мечем, а
Добрыня огнем».
Другим фактором, подталкивающим к мысли о насильственном насаждении Православия, служит
стремительность его распространения по территории Древней Руси, несравнимая с распространением
веры в Римской Империи в первые века существования Церкви.
Но этот довод парируется просто. В Римской Империи Церковь была вне закона и испытывала
регулярные нападения со стороны государственной власти, а язычество находилось под государственным
покровительством и защитой. При князе же Владимире все происходило с точностью до наоборот: власть
боролась с язычеством и активно содействовала христианизации.
Что и действительно может вызвать определенные сомнения, так это предположение об осознанности и
осмысленности принятия Христа всей совокупностью (бывших) язычников. Гораздо вероятнее
предположить, что многие из них обращались ко Христу легкомысленно, а иные и вовсе номинально,
лишь бы не слыть ослушниками и не ссориться с властью. Трудно представить, чтобы все,
присоединявшиеся к Церкви, делали это исключительно по велению сердца, в силу прозрения и
осуществившегося в них глубочайшего духовно-нравственного переворота. Крещение Руси в X–XII веках
проходило в основном без крови, без насилия. Как об этом узнать, как убедиться в том, что Крещение
Руси было ненасильственным? По количеству мучеников. Когда происходит насильственное обращение
кого-то в христианство, волей-неволей появляются те христиане, которые были убиты противоположной
силой в военных столкновениях. Русская Церковьтех времен если знает таковых, то в северо-восточной
части тогдашней Руси, при конфликтах с угро-финскими племенами, а на основной территории
современной центральной и южной России никакого мученичества не было. А раз не было мученичества,
значит, не было сопротивления.

7.

Россия отмечает праздник – День крещения Руси. В качестве памятной даты этот
день был установлен Федеральным законом "О внесении изменения в статью 11
Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" 1 июня 2010
года. В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил
в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение
по уставу великого праздника.
В истории современной России навсегда утвердился 1988 год, как дата празднования
1000-летия Крещения Руси. Празднование церковного праздника стало переломным
моментом возвращения всего государства лицом к исконной духовной культуры.
Именно с этого времени стали массово открываться, восстанавливаться храмы и
монастыри. Центром события стал воссозданный из руин Данилов монастырь, первый
на Москве.
А еще позднее, в 2016 году на Боровицкой площади, рядом с Кремлем был
установлен памятник св.князю Владимиру по проекту С.Щербакова, как
основоположнику Русской христианской цивилизации.
Москва

8.

Киев-мать городов русских. Это утверждение широко вошло в наше сознание и культуру благодаря фрагменту
«Повести временных лет» , согласно которой князь Олег Киевский произносит: И сел Олег княжить в Киеве, и сказал
Олег: «Да будет это мать городам русским» И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью.»
Фраза представляет собой семантическую кальку с греческого «митрополия» и означает провозглашение Киева
столицей.
«Повесть временных лет» составлялась в Киеве во втором десятилетии XII века прп. Нестором Летописцем в КиевоПечерском монастыре, во времена распада Киевской Руси сначала на крупные, а затем и на удельные княжества и, в
силу этого, характеризуется героизацией политически единого русского государства и противопоставлением
политически единой Киевской Руси современному летописцу конгломерату враждующих княжеств.
В память об этом, особенно торжественно именно в Киеве, на правом берегу Днепра, у подножия памятника
св.Владимиру Крестителю Руси, установленному в 1853 году, начинаются торжественные ежегодные крестные ходы.
Народ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата показывает тем самым единство и духовное
родство исторической России, вышедшей из Днепровской купели.
Особенно крепко за духовное единение славянских народов сражаются перед вызовами современности Украинские
Лавры: Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Донецкая. Все они посвящены празднику Успения Божией
Матери, что налагает на их подвиг вневременный, эсхатологический знак, особое промышление Богородицы .
Киев

9.

Наш город сравнительно молод, по сравнению с другими христианскими столицами, но он безусловно несет
на станицах своей истории то же самое Евангельское зерно, усвоенное когда-то русским народом. Для
крепнущего в XVII столетии Московского государства наши земли были также Окраиной, которую собирались
удерживать не только силою оружия, смекалкой купцов , но и проповедью истинной веры и жизни.
Вместе с иконы Богородицы. Трудятся миссионеры и просветители, организующие крестильные станы для
инородцев, основанием города сразу же закладывается в 1605 году первый на юго-западе Сибири монастырь в
честь Казанской где их учили «русской вере».
Столетие назад среди множества храмов города была церковь в честь св.Владимира при одноименном
детском приюте. Сегодня, в начале нового тысячелетия, в самой бурно развивающейся восточной части города,
на ул.Клюева строится храм в честь Крестителя Руси. Он внешним обликом, выдержанном в домонгольском
художественном стиле, будет напоминать жителям молодого жилого района о великой тысячелетней культуре
русского Народа.
По сложившейся традиции, в день памяти св. князя Владимира, все колокольни города, в полдень,
совершают праздничный звон, напоминая современному миру о минувших веках истории и об
объединяющей всех Христианской Православной вере.
Томск
English     Русский Правила