Похожие презентации:
Тема 7. Мораль
1.
§72.
1. Учреждение культуры, которое системно занимается реставрацией,хранением и демонстрацией культурных ценностей:
1) архив
2) музей
3) библиотека
4) театр
2. Хранилище документов, представляющих личную и общественную
ценность:
1) архив
2) музей
3) библиотека
4) художественная галерея
3. Из двух суждений: а) произведения духовной культуры сохраняются и
передаются следующим поколениям; б) материальная и духовная
культура слабо связаны дуг с другом:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3.
4. Прочитайте отрывок из манифеста футуристов «Пощечинаобщественному вкусу» и ответьте на вопросы.
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном
искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее
иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода
современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же,
доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду
Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака
воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных
этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам
Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченко, Черным,
Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую
награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их
ничтожество!..
Москва. 1912 г. декабрь
Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников.
— Как авторы «Манифеста» относятся к культурному наследию?
— Как вы оцениваете призыв футуристов «Бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч. и проч. с Парохода современности»?
4.
5. Прочитайте статью 44 Конституции РоссийскойФедерации и ответьте на вопрос.
1. Каждому гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического и других
видов творчества, преподавания. Интеллектуальная
собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на доступ к
культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия, беречь
памятники истории и культуры
— Почему сохранение культурного наследия является
конституционной обязанностью граждан РФ?
5.
Золотое правило морали:«Поступайте с людьми так, как
хотите, чтобы они поступали с
вами».
Смысл морали – научить
отношению к людям.
6.
Мораль – правила регулирования поведения людей.Особенность морали – регулирование отношения
одного человека к другому с точки зрения добра и
зла, справедливости и несправедливости.
Самовоспитание (моральные качества: милосердие,
ответственность, честность, трудолюбие,
справедливость) и самокритика.
Мораль – особые духовные правила, регулирующие
поведение человека, его отношение к другим
людям, к окружающей среде и к самому себе с
позиции добра и зла, справедливости и
несправедливости.
Заповедь – наказ, наставление, правило поведения
(заповеди Моисея, заповеди Иисуса Христа).
7.
Нравственность – практическое поведение людей, ихдела, поступки.
Мораль – строгие духовные правила (нормы) поведения
(теоретическое знание).
Мораль – мысли, идеи о правильных поступках.
Нравственность – практические поступки.
Нравственность – правила, определяющие поведение;
духовные и душевные качества, необходимые человеку
в обществе, а также выполнение этих правил,
поведение.
Нравственность
Добрая
(все равны)
Злая
(я выше других)
8.
Мораль — это совокупность принципов и нормповедения людей по отношению к другим
людям, к окружающей среде и к самому себе с
позиции добра и зла, справедливости и
несправедливости.
Мораль
1. Высокие идеалы и строгие нормы,
регулирующие поведение и
сознание человека в различных
областях общественной жизни.
2. Мир должного (отвечает на
вопросы: что должно быть? к чему
человек должен стремиться?).
3. Связь с социальной сферой.
4. Свойственна изменчивость.
Нравственность
1. Принципы реального
практического поведения людей, в
котором строгость
высокоморальных норм
значительно смягчена.
2. Мир сущего (реально
практикуемые нормы, с которыми
человек сталкивается в
повседневной жизни).
3. Связь с духовной сферой.
4. Свойственно постоянство.
9.
1. Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируетсяпоступками же, причем особенно важную роль... играют
конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных
жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»... Поведение
людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях
сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных
ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим
прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее
его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам
принимал участие, психологически более значима, чем та,
которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он
только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей
часто резко отличается от того, каким оно представляется им
самим в воображаемых ситуациях...
(И. С. Кон. «Психология ранней юности»)
Вопросы к тексту
— Почему, по мнению автора, нравственная позиция может
раскрываться только в поступках?
— Какова роль личного опыта в формировании индивидуальной
нравственной позиции?
— Всегда ли моральный выбор — это определенный
индивидуальный поступок?
10.
2. К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие»,совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею
жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых
нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство,
сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»... Такой хорошей
жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от
удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие
природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно
предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель,
человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить... Может ли быть
что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой
природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни;
она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к
разумной добродетели, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее,
богаче удовольствиями, словом, естественнее.
(М. А. Антонович. «Единство физического и нравственного космоса»)
Вопросы к тексту
— Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную
жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой
природе?
— Чего лишают себя люди, придерживающиеся точки зрения, что хорошая жизнь —
это лишь «роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях»?
— Согласны ли вы с высказыванием: «Человек, который доволен жизнью только
потому, что ему самому живется хорошо, — ничтожество»?
— Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна
приносить удовлетворение?
11.
3. Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколькоэто необходимо... Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за
которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их.
Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден
будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен
закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел.
Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности... Благоговение
перед жизнью не покровительствует и моему счастью. В те минуты, когда я
хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит меня в мыслях
к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал. Оно не
разрешает мне просто отгонять эти воспоминания... Истинная этика внушает
мне тревожные мысли. Она шепчет мне: ты счастлив, поэтому ты обязан
пожертвовать многим. Все, что дано тебе в большей степени, чем другим, —
здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий домашний уют,
— все это ты не должен считать само собой разумеющимся. Ты обязан
отплатить за это. Ты обязан отдать силы своей жизни ради другой жизни.
(А. Швейцер. «Культура и этика»)
Вопросы к тексту
— Почему автор считает, что никто не имеет права проходить мимо страданий
других?
— Как автор представляют себе нравственную жизнь?
— О каких нравственных ценностях и идеалах он говорит?
— Как вы думаете, может ли приносить удовольствие нравственная жизнь? Если
вы считаете, что может, то попробуйте определить, чем это удовольствие
отличается от удовольствий обладания материальными благами.
12.
4. Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность,свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет
в плен и погибнет. Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и
просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от
диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть
настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.
— А когда бывает человек похож на скотину?
— Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.
— А когда он похож на дикого зверя?
— Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом,
злобой.
Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху,
зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности...
Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми,
кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь,
потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать
его там, где его нет.
(Эпиктет. «В чем наше благо»)
Вопросы к тексту
— В чем, на ваш взгляд, главная мысль римского стоика Эпиктета?
— Почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю
духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его?
— Какие человеческие качества осуждает автор?
— Каковы противоположные им нравственные качества?
13.
Ценности (главные и относительные) – всё, что людямособенно дорого.
Главные моральные нормы: почитай старших, не убивай,
не развратничай, не воруй, не лги, не завидуй, не
посягай на чужое, относись к другим как к себе.
Моральный идеал (высшая ценность) – человечность,
гуманизм, гражданственность, патриотизм.
Гражданственность – моральное отношение к своей
стране.
Патриотизм – высокое чувство любви и преданности
отечеству (высшее проявление гражданственности).
14.
— Что, по вашему мнению, в большейстепени стимулирует нравственное
поведение людей? Выберите вариант
ответа.
Стимулы нравственного поведения:
1) боязнь общественного осуждения;
2) совесть, чувство долга;
3) одобрение окружающих;
4) желание делать, как все;
5) боязнь наказания.
15.
16.
Общечеловеческие1. Жизнь.
2. Здоровье.
3. Здоровая
окружающая
среда.
4. Мир.
5. Свобода.
6. Любовь.
7. Моральные
идеалы.
Национальные
1. Язык.
2. Культура.
3. Национальная
религия.
4. Наследие
прошлого.
5.
Гражданственность.
6. Патриотизм.
Групповые
1. Партии,
объединения.
2. Творческие
союзы.
17.
Добро – всё, что способствует улучшению жизни,нравственному возвышению личности,
совершенствованию общества (моральное
поведение).
Зло – все отрицательные явления, нравственная
деградация (аморальное поведение).
Гуманизм – главный принцип морали.
Наличие или отсутствие гуманизма в делах и
поступках (а не словах) – основной критерий
морали, по которому различают добро и зло.
18.
ДоброЗло
19.
Зло часто прикрывается маской добра. Как же различать доброи зло?
Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с
фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком
домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался
испортить ему настроение (например, мусор под ворота
постоянно подбрасывал).
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на
крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор
выбросил, а ведро вычистил до блеска. Затем он положил в
ведро самые большие и спелые яблоки из своего сада и пошел к
соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:
— Наконец-то я достал его!
Открыв дверь в надежде на скандал, он увидел человека,
протягивающего ему ведро с яблоками со словами:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Вопрос к тексту:
— Как можно отличить моральное поведение от аморального?
20.
§7;заполнить таблицу (письменно);
выполнить задание: