4.71M
Категория: ФилософияФилософия

Основные категории и понятия философии

1.

ДЕПАРТАМЕН ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
Севастопольское государственное бюджетное образовательное
учреждение профессионального образования
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДЕЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕННИ ЖЕНИ ДЕРЮГИНОЙ»
Основные категории и понятия философии
по дисциплине
Физическая культура
«Сестринское дело» № 310201
Студентки второго курса
Группы 9-21
Борсай Роксаны Анатальевны
Работа начата ____________________
Работа завершена _________________
Проверил преподаватель ___________
Оценка __________________________
г. Севастополь 2020

2.

Знание–форма
существования
и
систематизации
результатов
познавательной деятельности человека. Знание помогает людям
рационально организовывать свою деятельность и решать различные
проблемы, возникающие в её процессе.
Сознание–состояние психической жизни человека, выражающееся в
субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого
индивида, а также в отчёте об этих событиях, это способность субъекта
соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя
ему.

3.

Истина–это соответствие знаний действительности, то есть объективной
реальности, существующей до и независимо от нашего сознания, как состоящая
не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них
проявляющихся. Истина не только статичное, но также и динамичное
образование, истина это процесс.
Познание– совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о
явлениях и закономерностях объективного мира. Цель познания усматривается в
истине.
Явление–вообще всё, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в
каком-то отношении в глаза; выражение, свидетельство наличия чего-то другого.

4.

Сущность– идейный смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие
от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных
обстоятельств, состояний вещи; сущность есть принцип негативный, принцип
ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия
сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное
конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому
характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному
сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного
сущего.
Вера–признание чего-либо истинным, часто–без предварительной фактической
или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного
непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в
доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Интуиция–чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без
логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и
предшествующем опыте.

5.

Рациональное –основанное на разуме, логике.
Чувственное –воспринимаемое чувствами.
Субъе́кт –носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий
внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической
деятельности
Объект –предмет, явление или процесс, на которые направлена предметнопрактическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в
качестве объекта может выступать и сам субъект.

6.

Направления гносеологии
Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος –непознаваемый, непознанный) –концепция,
согласно которой мы ничего не можем знать о любых предельных и абсолютных
основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не
может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Также
отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений,
основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм
определяется как философское учение, утверждающее принципиальную
непознаваемость мира.

7.

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός –рассматривающий, исследующий) –
философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа
мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм
ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко
всем гипотезам и теориям. Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых
положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а
использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип
скептицизма –явление.

8.

Солипсизм (от лат. solus –«единственный» и лат. ipse –«сам») –радикальная
философская
позиция,
характеризующаяся
признанием
собственного
индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и
отрицанием объективной реальности окружающего мира. Логическим
основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная
реальность, существующая достоверно, –это собственное сознание (которое
доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также
воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения
окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности
восприятия.

9.

Наивный реализм –позиция в философии и в обыденном сознании, согласно
которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных
условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком. С точки
зрения наивного реалиста, реальность –это то, что он лично воспринимает при
помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно
воспринимаемом мире. Согласно наивному научному реализму, теория, которую
признало научное сообщество, обладает абсолютной истинностью, то есть даёт
полный и точный образ описываемой системы объектов. Теория наивного
реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований: 1)
существует мир материальных объектов; 2) истинность утверждений об этих
объектах можно проверить при помощи чувственного опыта; 3) эти объекты
существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не
воспринимаются, эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия; 4)
эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии,
даже когда они не воспринимаются, и их качества независимы от восприятия; 5)
при помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он
на самом деле, по большей части наши претензии на знание мира обоснованы.

10.

Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis –природный, естественный) –
философское направление, которое рассматривает природу как универсальный
принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие
«природа» также дух и духовные творения. Эпистемологический натурализм
обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический
натурализм имеет две разновидности –экстернализм и интернализм, которые
расходятся в толковании источника ментальных состояний. С точки зрения
экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по
отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов
или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире
являются следствием ментальных состояний. Обе версии эпистемологического
натурализма отрицают возможность априорного знания.

11.

Нативизм –философско-психологическая концепция, согласно которой человеку
присущи независимые от опыта врождённые идеи, с помощью которых он
познает мир. Противоположная ей генетическая или эмпиристическая теория
рассматривает протяженность ощущений как нечто приобретенное, как продукт
опыта.
Эмпиризм (от др.-греч. έμπειρία –опыт) –направление в теории познания,
признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание
знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к
нему . Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания,
принижение роли рационального познания (понятий, теории). Под опытом в
узком смысле этого слова разумеют познание единичного.

12.

Рационализм (от лат. ratio –разум) –метод, согласно которому основой познания
и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины
принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной
чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во
взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают
главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если
разумность считается единственным существенным критерием. Рационализм
берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который
верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя.

13.

Редукционизм (от лат. reductio –возвращение, приведение обратно) –
методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть
полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более
простым (например, социологические явления объясняются биологическими или
экономическими законами). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции
(сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя появление
эмергентных свойств в системах более высоких уровней организации. Хотя как
таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример –
планетарная модель атома).

14.

Эволюционная эпистемология –теория познания, являющаяся разделом
гносеологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической
эволюции. Эволюционная эпистемология основывается на положении, что
эволюция человеческого знания, подобно естественной эволюции в животном и
растительном мире,– результат постепенного движения по направлению к всё
лучшим теориям.

15.

Итог
Теперь мы кратко познакомились с некоторыми проблемами и направлениями
гносеологии. На самом деле эта тема очень сложна и многогранна и требует куда
более подробного и полного изложения. Так, в данной презентации не затронуты
концепции, разделенные по отношению к проблеме объект-субъект, такие как
материализм (приоритет объекта), субъективный идеализм (преобладает
деятельность субъекта), механистическая концепция (объект полностью
доминирует над субъектом) и так далее. Однако же краткое представление о
гносеологии мы получили.
English     Русский Правила