Республика Удмуртия. Краткий экскурс

1.

Интересные факты про
Удмуртию.
Презентацию подготовили ученики
7В класса.

2.

Краткий экскурс.
Откуда взялось название "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт,
морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что
частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги".
Другие полагают, что этноним "удмурт" связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт,
что означало "человек с Вятки", которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт.
Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов —
корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения)
строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.
Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых
мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в
Ижевске даже проводится "Рыжий фестиваль".
Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря
которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип
темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять
хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять
вражду или ссору.

3.

Географическое
положение Удмуртии.
Удмуртская Республика расположена на материке Евразия, в восточной
части Европы, к западу от Уральского горного массива.Площадь
территории составляет 42,06 тыс. км2.
Удмуртская Республика расположена примерно между параллелями
56°00' и 58°30' северной широты, меридианами 51°15' и 54°30' восточной
долготы, в восточной части Восточно - Европейской равнины, в
бассейнах рек Камы и Вятки. Самая северная точка Удмуртии находится у
деревни Шалаши Глазовского района, самая южная - у деревни Зуевы
Ключи Каракулинского района, западная - у деревни Васюки
Сюмсинского района, восточная - у деревни Новокрещенское
Камбарского района.
Столица Удмуртии— город Ижевск.

4.

Удмуртский язык
Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются
северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского
языков.
Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это
33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком "умляут" (две точки над буквой). Литературный
удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных
говоров.
Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является
государственным языком Удмуртской Республики.
По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек. Удмуртский язык не
является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного
Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы.
На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в
Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут
несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.

5.

6.

7.

Мужской костюм
Комплект одежды для мужчин этой народности был похож
на русский. В ансамбле – белая длинная рубаха в полоску,
доходившая до колен, подпоясанная ремнем или узорным
поясом, а также свободные холщовые штаны из ткани
синего либо белого цвета. Отдельного внимания
заслуживает пояс: он имел обрядовый характер и выполнял
роль оберега.
В зимнее время поверх рубахи накидывали кафтаны.
Женский костюм
Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашкитуники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника
(айшет), головного убора из бересты (айшон). Ткани
использовались пестрые, заимствованные от татарских
соседей. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый
костюм, дополняя его верхней одеждой:
шубой из овчины;
отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными
вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо
надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в
прорези.
Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки
(гын сапег), сапоги из кожи (сапег).

8.

Традиционные танцы.
Танец издревле составлял часть быта и культуры удмуртского народа, его
календарных праздников и семейных обрядов («свадеб» по поводу рождения
ребенка, бракосочетания, поминок умершего, поклонения родовому
воршуду). С течением времени многие танцы стали средством развлечения,
выражения разнообразных эмоциональных состояний и чувств человека.
Танец начал функционировать вне обряда и исполнялся на любом семейном
торжестве, празднике или гулянии во время общего веселья.
Большую роль удмуртские танцы играли в календарных обрядах, когда народ
торжественно отмечал наступление весны (праздник назывался «быдӟым нунал» –
«великий день»), начало сева – «гырыны потон» («выезд на пашню»), день зеленой
растительности – «гербер» (праздник после сева яровых), окончание летних
полевых работ – «пӧртмаськон» (ряжение). Народные танцы обычно исполнялись
после официальной части обряда, как его «художественное дополнение», во время
общих обедов в поле, на лугу, во время гуляний и перемежались игрой в горелки,
пятнашки, качанием на качелях. Существовали и ритуальные танцы календарных
обрядов, со временем превратившиеся в комические атрибуты обряда и дошедшие
в описаниях как пляски стариков, исполняемые с не свойственной возрасту удалью
под веселый смех всех присутствующих.

9.

Традиционные праздники.
Праздник этот известен почти всем этническим группам удмуртов. Названия могут быть разные:
«Гырон быдтон» - в переводе с удмуртского «окончание пахоты», «Гербер» - «после плуга»,
«Гершыд» буквально: «геры шыд», то есть суп в честь плуга.
Традиционный летний праздник удмуртов «Гырон быдтон» символизировал окончание весенних
полевых работ. С этого момента земля считалась «беременной», и ранить её сохой или лопатой
было нельзя. Обычно это время совпадает с днями летнего солнцестояния.
По другому поверью, бог «Вӧсь» 1 июня из молитвенного храма «куалы» улетает на луга и
возвращается обратно в Петров день, 12 июля. Вот почему в эту пору молятся не в куале, а на
природе. Чтобы «Вӧсь» не обидеть, тогда же запрещено рвать цветы и луговые травы.

10.

Спасибо за
внимание!
English     Русский Правила